Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и основные проблемы дифференциальной психофизиологии

История возникновения дифференциальной психофизиологии

Тема: Предмет, история и основные проблемы дифференциальной психофизиологии

  1. Понятие психологической нормы
  2. Методы (самостоятельно)

 

1 Зарождение дифференциальной психологии, а в дальнейшем и дифференциальной психофизиологии обусловлено накопленным на протяжении веков человеческим опытом. Человек всегда замечал, что для людей характерны индивидуальные различия в поведении. Это заставило систематизировать отличия, а в дальнейшем дать им определенное научное объяснение. Со времен античности наиболее известны работы Платона – «тест» на проф. пригодность и Аристотеля – учение о темпераментах.

Появление дифференциально психофизиологического направления как самостоятельной научной дисциплины связывают с работами Уильяма Штерна (1900г)

Во второй половине 20 века в нашей стране из дифференциальной психологии выделилось новое направление – дифференциальная психофизиология. Фундаментом для появления этой дисциплины стало созданное Павловым учение о типах высшей нервной деятельности и свойствах нервной системы.

Термин дифференциальная психофизиология введен в 1963 году В.Д. Небылицыным Д. п_ф – это научная дисциплина, находящаяся на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии. Дифференциальная психология изучает индивидуальные (присущие индивидуальности) и типические (присущие группе людей, объединенных по какому-либо характерному для них признаку) различия между людьми. Психофизиология изучает нервные механизмы психической деятельности.

Таким образом, дифференциальная психофизиология изучает зависимость индивидуальных психологических особенностей человека, проявляемых в поведении, деятельности, общении, от индивидуально-типических различий в деятельности регуляторных систем (мозга, эндокринной системы и др.).

2 Фундаментальной для этих наук (д.п. и д. п_ф) является проблема способностей и одаренности. Рассматривая эту проблему изучают роль социальных условий и врожденных задатков. Врожденные задатки - типологические особенности свойств нервной системы и темперамен­та, отражающие индивидуально-типические различия в деятельности регуляторных систем (мозга, эндокринной системы). Эти различия проявляются в особенностях протекания центрально-нервных процессов (интенсивности, быстроте возникнове­ния и исчезновения, соотношении величины возбуждения с величиной торможения), которые стали называться свойствами нервной систе­мы.

Определенное сочетание типологических особенностей этих свойств, как считал И. П. Павлов, обусловливает проявление у животных и человека того или иного типа высшей нервной деятельности (темперамента).

Проблемы дифференциальной психофизиологии не сводятся только к изучению темперамента и свойств нервной системы. Они касаются любых различий людей, свя­занных с природными биологическими факторами.

Предметом изучения д. п._ф. является и функциональная асимметрия (например, разделе­ние людей на правшей, левшей и амбидекстров) в связи с тем, что латерализация функций в двух полушариях головного мозга имеет генетическую и врожденную основу.

Рассмотрение проблемы функциональной асимметрии в рамках дифференциаль­ной психофизиологии обусловлено еще и тем, что межполушарная асимметрия свя­зана не только с проявлением способностей человека, но и с особенностями его эмо­циональной сферы, когнитивными стилями.

В круг проблем дифференциальной психофизиологии должны входить и возрастно-половые различия между людьми.

Помимо чисто теоретического значения (соотношение биологического и социаль­ного в развитии человека), знание проблем дифференциальной психофизиологии имеет и большое практическое значение, так как на ее основе осуществляется (или должен осуществляться) отбор людей в различные виды профессиональной и спортив­ной деятельности, подбирается оптимальная для данного субъекта методика обуче­ния и тренировки, стиль деятельности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Измерение информации | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.