Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измеряемы ли способность и одаренность




Методические вопросы изучения способностей

 

 

 

Деятельность как условие диагностики способностей и одарен­ности. Выше уже говорилось, что сторонники личностно-деятельностного подхода к способностям считают, способности можно только в процессе выполне­ния деятельности действительно, практика обучения показывает, что быстрота, и качество овладения знаниями и умениями, а также конечный уровень достижений в избранном виде деятельности позволяют в определенной мере судить об имеющихся у человека способностях и одаренности. Однако успехи в любой деятельности зави­сят от многих факторов (мотивов и трудолюбия человека, условий деятельности, ма­стерства обучающих и т. д.).

Когда Д. И. Менделеева называли гением, он морщился и ворчал: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гений...» Имеются и противоположные примеры. Выдающийся математик академик Н. Н. Шузин в гимна­зии не проявлял никакого интереса и прилежания к математике, в результате чего к нему пришлось приставить репетитора по этому предмету. Александр Блок мало ин­тересовался русским языком и литературой и тоже вынужден был заниматься этими предметами с репетитором. Естественно, оба в гениях у преподавателей гимназии не числились.

Отсюда столь часты ошибки в определении таланта у детей родителями, педагога­ми школ и высших учебных заведений. Эти случаи нераспознавания будущих выда­ющихся деятелей науки, литературы, спорта стали уже хрестоматийными. Напри­мер, знаменитый натуралист и путешественник Александр Гумбольдт, именем кото­рого теперь назван Берлинский университет, в детстве считался тугодумом, слабо развитым мальчиком, и родные даже сомневались, сможет ли он успешно завершить среднее образование. Поэт Роберт Берне долго не мог научиться читать, А. Эйнштейн в 15 лет был исключен из гимназии за неуспеваемость, а А. П. Чехов в 3-м классе был оставлен на второй год за отставание в словесности. Кто-то даже подсчитал, что 30 % двоечников являются гениями.

Нельзя забывать и о том, что мнения о таланте человека и качестве продукта его труда во многом субъективны. Критик Надеждин писал в 1830 году о «Евгении Оне­гине» А. С. Пушкина: «Ветреная и легкомысленная пародия на жизнь. Мыльные пу­зыри, пускаемые затейливым воображением...»

 

Кроме того, диагностика способностей по уровню достигнутого (постфактум) чаще всего существенна для исторической оценки личности, для текущего момента, чем для будущего, т. е. прогноза. Известны случаи, когда выполнение деятельности не только не способствует обнаружению способностей, но даже мешает этому, маскиру­ет способности. Несоответствующий природным данным стиль обучения, боязнь экзаме­нов могут приводить к не очень высокой успеваемости, на основании чего делается вывод и о невысокой умственной одаренности учащегося.

Поэтому правомерны поиски более надежных путей определения способностей без оценки результатов выполнения учебной и профессиональной деятельности, тем более, что многие виды деятельности ребенку вообще недоступны вследствие его еще недостаточной физической и умственной развитости.

Тестирование. Распространено мнение, что с помощью тестов выявляются спо­собности и измеряется степень их выраженности. Считается, что и эффективность деятельности характеризует способности. Теоретически это так, однако фактически это может быть весьма далеко от истины. Дело в том, что измеряется в тестах и фик­сируется в деятельности наличный уровень тех или иных возможностей человека (качества, производительность труда, достигаемый спортивный результат и т. д.), которые могут определяться многими факторами (знаниями, умениями, условиями деятельности, качеством орудий труда и т. п.). При наличии благоприятных условий способным и одаренным может показаться человек, таковым на самом деле не являю­щийся.

Но и тестирование часто не выявляет способности и уж тем более не измеряет их (поскольку нельзя измерить компонент, который мы не можем выделить из сплава врожденного и приобретенного).

Однако есть еще один и, по-видимому, самый реальный путь — прогнозирование способностей и одаренности по количеству и степени выраженности имеющихся у человека Задатков. Однако, при этом необходимо знать, какие задатки относятся к той или иной способности. Измерение степени выраженности у данного человека задатков способностей можно осуществить в лабораторных условиях путем выполне­ния испытуемыми определенных тестов для выявления задатков, а в ряде исключи­тельных случаев (у спортсменов) — выявлением задатков путем биохимического и гистологического анализов. Трудно прогнозировать способности и одаренность ко многим видам деятельности (исключая, пожалуй, музыкальную и художественную деятельность) в подростковом возрасте в связи с индивидуальными сроками полово­го созревания (пубертатного периода). Все дети этого возраста делятся на три груп­пы: акселератов (с ускоренном половым созреванием, т. е. в 10-11 лет; их около 20 %), ретардантов (с задержкой полового созревания, т. е. в 16-17 лет; их тоже около20 %) и с нормальным по срокам половым созреванием (около 60 %). Как известно гормональные изменения, происходящие в этот период, существенно изменяют выраженности свойств нервной системы, которые являются, как уже отмечалось, задатками способностей, влияют на уровень физического развития, в том числе и на антропо­метрические данные подростков. Показана связь между уровнем полового созрева­ния детей и их мышечной работоспособностью, двигательной активностью, функци­онированием сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более крупными размерами тела. Среди детей с ускоренным развитием чаще встречаются эндоморфные типы телосложения; у этих детей оказываются большими показатели мышечной силы. Подростки с более поздним развитием характеризуются мезоморфными эктоморфным типом телосложения, причем у первых половое созревание начинается" на год раньше, чем у вторых. У эктоморфов более выражена быстрота, чем сила и выносли­вость. Отсюда, учитывая только паспортный, а не биологический возраст, можно при­нять за одаренного, например, к занятиям спортом акселерата и забраковать ретар­данта.

То же, очевидно, может происходить и с проявлением познавательных способно­стей. Известно, что имеются так называемые сензитивные периоды возрастного раз­вития, когда в одном возрасте лучше проявляется какой-то один из психических про­цессов, а в другом возрасте лучше проявляется уже другой психический процесс. Если в связи с различными сроками полового созревания происходит смещение этих сензитивных периодов, то в этом случае можно сделать ошибку в прогнозе и об уровне развития интеллекта, поскольку, признаком одаренности ребенка чаще всего служит несоответствие развития его ума обычному уровню умственного развития детей его возраста, т. е. опережение возраста.

Сказанное делает актуальным знание признаков, по которым можно судить о сте­пени полового созревания. Наиболее точным способом диагностики степени физиологической зрело­сти является определение «скелетного» или «костного» возраста ребенка, что дости­гается путем сравнения степени окостенения скелета со средними возрастно-половыми нормами. В каждом возрасте корреляция длины и веса тела с костным возрастом значительно больше, чем с паспортным. Межгрупповые различия длины тела при группировке детей по костному возрасту в два раза меньше, чем при группировке по паспортному возрасту.

Между темпами окостенения и развитием вторичных половых признаков имеется высокая степень соответствия, поэтому для определения биологического возрасту можно пользоваться в равной степени либо тем, либо другим способом. Однако оба способа для квалифицированной диагностики требуют участия врача.

Возраст полового созревания, как и возраст скелетной зрелости, все же ограничи­вает дифференциацию по способностям, так как может учитываться только в неболь­шом возрастном диапазоне.

Используемые для определения способностей и одаренности показатели должны обладать прогностической силой, т. е. фиксировать не только сегодняшнее развитие ребенка, но и предсказывать, как изменятся эти показатели в будущем, т. е. какой бу­дет уровень развития человека, когда он станет взрослым. Иначе говоря, нужно, что­бы по исходным данным ребенка (по ювенильным признакам) можно было судить о величине тех же показателей в конце заданного периода (о дефинитивных призна­ках). Показано, что прогностичными являются показатели мышечной силы, прыгучести, выносливости, ростовые, в меньшей степени — вес тела. Слабая надежность отмечена В. В. Волковым (1981) в отношении психических функций показателей зависит во многом от того, в какой мере они зави­сят от генетического фактора, а в какой мере — от развития, воспитаниям.

Роль наследственности или влияний среды хорошо обнаруживается при сравне­нии однояйцевых близнецов, особенно когда их воспитание ведется раздельно, в раз­ных условиях. При отсутствии преднамеренного разного воспитания близнецов их данные оказываются по многим параметрам идентичными, что свидетельствует о роли генетического фактора. У двуяйцевых близнецов, не говоря уже об обычных братьях и сестрах (сиблингах), такое сходство выражено либо гораздо слабее, либо вообще отсутствует. Это было отчетливо показано в отношении роста и веса тела, хотя в от­ношении последнего генетическое влияние более слабое. Выявлена генетическая обус­ловленность типологических особенностей проявления свойств нервной системы (И. В. Равич-Щербо, 1977), а также познавательных процессов и двигательных спо­собностей.

Принимая во внимание эти генетические исследования, следует все же учесть ряд моментов. В разные возрастные периоды действие генетического фактора различно по силе. Например, уровень наследственных влияний на тотальные размеры тела по­вышается с возрастом. Однако в период полового созревания прогностичность пока­зателей снижается или совсем утрачивается в связи, как уже говорилось, с различием детей по темпам полового созревания. У медленно созревающих время от появления первых признаков до сильного их развития составляет в среднем 3 года 10,5 месяца, у быстро созревающих — 1 год 2,5 месяца (В. Г. Властовский, 1976). Поскольку мед­ленно созревающие начинают половое развитие раньше, они вначале опережают бы­стро созревающих по физическому развитию, в частности — в росте. Но затем быстро созревающие к периоду половой зрелости догоняют в развитии первых, а в последу­ющем и опережают их. Следует учитывать, что сверхоптимальные физические на­грузки приводят к задержке полового и физического развития, в частности — к угне­тению пролиферативной фазы менструального цикла и выделения активных фрак­ций эстрогенов. В этом случае подросток может быть принят за ретарданта, каковым в действительности он может не быть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.