КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные задачи социальной работы с молодежью
Понимание логики процессов социализации определяется и проблематизация социальной работы с молодежью. Ее содержание, собственно – коррекция процессов социализации. Вся социальная работа, с любой группой населения, ориентирована на оптимизацию адаптивных возможностей. Однако, границы такого подхода различны в отношении престарелых, инвалидов, многодетных и одиноких матерей, с одной стороны, возможности самопомощи которых очевидно ограничены, и здоровых физически и психически юношей и девушек, пожизненная опека которых отнюдь не может рассматриваться обществом в качестве цели. Коррекции требуют практически все аспекты личностного формирования, духовного и физического. Разумеется, задачи этой коррекции соотносимы с объективной ситуацией юношей и девушек. Группы риска формируются, в значительной степени, принадлежностью их членов к неблагополучным семьям, происхождением из среды, продуцирующей риски; уровень неблагополучия молодежи зависит, естественно, и от общей ситуации в регионе, стране. Но все эти обстоятельства относятся к классу не причин, а условий, в которых возникают проблемы. Этим обусловливается подход не только к их решению, но и классификации. Целесообразно выделять следующие группы проблем, и, соответственно предметных задач, социальной работы с молодежью: Ø проблемы, порождаемые самой ситуацией взросления, провоцирующей «конфликт поколений»: неадекватные отношения с родителями и другими старшими членами семьи, семейное насилие, уход подростков из дома с превращением в беспризорных; Ø проблемы идентификации, провоцирующие делинквентность, неодекватность различных аспектов социализации, суицидальное поведение, наркоманию преступность; Ø проблемы, связанные с формированием гендерного самосознания, сексуальности, моделей брачного поведения; Ø проблемы интеграции, во «взрослую» культуру, порождающие напряженности на границах молодежных субкультур; Ø проблемы профессиональной самоидентификации, связанные с формированием «двойного рынка труда» с разделением по возрастному критерию, молодежной безработицей; Ø проблемы, определяемые общей социально-экономической, экологической ситуацией: критическое состояние здоровья подростков и юношества, неадекватность структуры потребления, затрудненность обретения экономической самостоятельности; Ø проблемы, связанные с опосредованиями «конфликтом поколений» общей ситуации изменения системы ценностей транзитивного российского социума. Решение намеченного комплекса проблем необходимо и должно носить комплексный характер; вместе с тем, любая из них правомерно может рассматриваться как самостоятельная в контексте решения конкретной социальной службой своих задач. Важно при этом лишь не утрачивать общего контекста, определяемого интеграцией частных аспектов в общи процесс социализации. Специфика задач предполагает иерархизацию институтов, осуществляющих социальную работу:
Реальные практики межуровневого взаимодействия оказываются часто малоэффективными. В результате федеральные и местные программы реализуются во многом формально, а инициативы непосредственно работающих с молодежью служб не получают необходимой ресурсной поддержки. Главная причина этому та же, что и у многих аспектов неэффективности централизации в практиках российского менеджмента: движение информации и принятие решений почти исключительно «сверху вниз». В российской традиции отсутствует централизованное управление как таковое, подменяемое диктатом и перераспределением ресурсов. Осмысление задач центра как творчески-аналитического, выявляющего местные проблемы и оптимизирующего методики их решения, российскому социальному менеджменту (как, впрочем, и производственному) лишь предстоит. Принципиально ошибочным было бы считать проблематизацию социальной работы с молодежью изначально заданной, определенной сформированными обществом стереотипами, или, тем более, структурой задач существующих социальных служб. Все эти вещи должны меняться в жизнеспособном, динамично обществе, достаточно быстро. Социальные службы должны постоянно переформулировать для себя свои задачи, в особенности, в том, что касается молодого поколения. Правомерно выделять следующие основные направления научного анализа, в совокупности определяющие пространство конструирования задач социальной работы с молодежью: · собственно социальная работа (принципы, технологии, трансляции опыта); · социальная защита молодежи в рамках государственной социальной политики; · молодежная политика. В целом этот комплекс задач может быть определен, как связанный с коррекцией процесса социализации. Для полноценного проектирования социальной работы с молодежью необходимо определение ее задач в данных конкретных условиях. Понимая социальную работу как поддержку формирования адаптивности клиентов, мы приходим, в отношении молодежи, к необходимости изучения социализации как процесса, обеспечивающего ее полноценную адаптацию в обществе.
Вопросы и задания:
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |