Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2 Спрос и предложение




1. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе.

2. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения.

3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное рав­новесие.

СПРОС — отношение между ценой блага и его количе­ством, которое покупатели хотят и в со­стоянии купить.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не про­сто потребность или ну­жда в том или ином благе, а готов­ность и способность платить за него. Общий спрос покупа­телей на благо нахо­дит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется в объеме спроса, означающего то количество блага, которое было бы куп­лено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

• цена блага;

• цены других благ;

• доходы покупателей;

• общее количество покупателей данного блага;

• предпочтительные вкусы покупателей;

• инфляционные ожидания;

• экономическая политика государства.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выра­жается в законе спроса.

ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на ко­торое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго оди­накового соотношения между снижением цены и повыше­нием спроса.

Такое определение закона спроса дал английский эконо­мист А. Маршалл (1842-1924 гг.). В современной западной экономической литературе под законом спроса пони­мается обратная за­висимость между ценой и величиной спроса на блага в течение опреде­ленного периода времени. Зависимость между ценой блага и объемом спроса назы­вается шкалой спроса или кривой спроса.

КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количест­вом блага, которое по­купатели хотят и могут приобрести в единицу вре­мени. На рис. 2.1 показана кривая спроса, в которой по гори­зонтальной оси отло­жены ве­личины спроса на яблоки, а по вертикальной — цена на них. Из рис. 2.1 видно, чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависи­мость называется законом отрицатель­ного наклона кривой спроса.

Рис. 2.1. Кривая спроса на яблоки

С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая при­чина — эффект за­мены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель поста­рается за­ме­нить его схожим бла­гом. Например, если цена на масло под­нимается, то потреби­тель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения коли­чества спроса при повы­шении цены заключается в эффекте до­хода. Когда цена на благо увеличивается, то потребитель начинает чувствовать, что стал не­сколько бед­нее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и дру­гих благ.

ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ. Поскольку экономическая жизнь находится в постоян­ном движении, то и спрос также непрерывно изменяется. Правильно говорят, что кривые спроса остаются неизмен­ными только в учебниках.

Почему же сдвигается кривая спроса? Потому что меня­ется не только цена блага, но и другие факторы. Увеличива­ется средний реальный доход населения, возрастает числен­ность взрослого населения, что может вызвать, например, сдвиг вправо кри­вой спроса на машины. Но кривая спроса сдвигается по-разному. Выделяют два типа сдвига. В первом случае большее количество блага будет покупаться при каж­дой цене, и кривая спроса смес­тится вправо таким образом, что спрос будет выше, чем он был до сдвига (рис. 2.2). Другой тип сдвига — при каждой цене спрос будет ниже, чем он был до сдвига.

Рис. 2.2. Сдвиги кривой спроса

Как видно из рис. 2.2, при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо, при уменьшении — влево. Особо следует выделить изменение спроса, означающе­го пе­ремещение по кривой спроса (рис. 2.3). Изменение спроса происходит тогда, когда изменяется один из элементов, лежащих в основе кри­вой спроса. На­пример, увели­чились до­ходы по­требителей, что вызы­вает увеличение спроса, даже если цены на блага не измени­лись.

Рис. 2.3. Перемещение по кривой спроса

Когда цена на благо снизится при прочих равных услови­ях, потребители также бу­дут больше по­купать это благо. Но количество покупок увеличится не благодаря увеличению спроса, а благо­даря снижению цены. Это изменение пока­зывает пере­мещение вдоль кривой спроса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.