КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Х гг. ХХ века
Кризис социального государства в середине 70-х-второй половины Кризис середины 70-х годов сигнализировал о необходимости структурной перестройки экономики, перехода на энерго- и ресурсосберегающие технологии, что требовало немалых затрат. В этой связи объективно встала проблема эффективности использования имеющихся материальных ресурсов. В критике социального государства на передний план вышли фискально экономические соображения. Отмечалось, что отдача социальной инфраструктуры относительно ее ресурсного обеспечения слишком мала, а качество услуг недостаточно высоко. Так, сфера образования в ограниченной мере учитывает потребности общества, производя слишком много специалистов, которых трудно обеспечить работой, в тоже время, допуская дефицит кадров по необходимым специальностям. Проявляющий тенденцию к разбуханию бюрократический аппарат поглощает слишком большую долю выделяемых финансов. Нередки случаи, когда ассигнования на социальные нужды тратятся не по назначению. Наметилось противоречие между объективным расширением задач, стоящих перед социальной политикой, и сужением на определенном этапе возможностей удовлетворения растущих запросов. Все это указывало на наличие кризисных тенденций в развитии социального государства. Они усугублялись и пересмотром лежащих прежде в основе становления социального государства части оптимистических социально-философских концепций. В этих условиях неоконсерватизм, впитавший в себя идеи старого консерватизма, либерализма и некоторых современных теорий, получил новый импульс для своего развития. Неоконсерваторы начали интенсивную атаку против «переоценки возможностей» государственного регулирования в социально-экономической области, отсутствия здорового прагматизма в действиях приверженцев социального государства. В росте его расходов неоконсерваторы видели причины возникновения «эры бюджетных дефицитов». Известную роль в накате неоконсервативной волны сыграло и отрицательное воздействие четко проявившихся в это время застойных явлений в СССР и других странах СЭВ, существенно понизившее привлекательность идей государственного интервенционизма. Ситуация изменилась настолько, что стало возможным новое появление в общественных дискуссиях казалось бы уже давно забытых и отвергнутых жизнью мальтузианско-рикардианских социальных идей, вроде того, что государственная помощь бедным осуществляемая в рамках социального государства уже в жизни целого поколения, «привела к тому, что люди, на которых она была направлена, лишились побудительных мотивов и понесли моральный урон, и в результате их положение стало хуже, чем было раньше». В неоконсервативной критике социального государства все чаще звучали праводоктринерские мотивы. В частности, ошибочность социальной деятельности современного государства. Однако было бы слишком большим упрощением проблемы предположение, что сердцевину неоконсервативной критики социального государства составляли праводоктринерские догмы. Дело в том, что целью неоконсерваторов была отнюдь не ликвидация социального государства, простой возврат к прошлому, главная задача, по их мнению, состояла в том, чтобы не допустить опережающего роста социальных расходов государства, учитывая наличие других, ставших первоочередными проблем. Решение этой задачи осложнялось ввиду склонности социальных расходов к инерционному росту на основе твердой правовой базы социальной политики, неблагоприятных для ее торможения демографических факторов и т.п. Поэтому для нейтрализации действия инерционного фактора одного замораживания доли социальных расходов было недостаточно. Необходимо было, по мнению неоконсерваторов, добиваться её сокращения. В этой связи на повестку дня был поставлен вопрос о «границах социального государства», который зачастую опять же решался в праводоктринерских традициях. Ф.Й.Штраус: «Социальное обеспечение – это функция от эффективности экономики. Поэтому является безответственностью, когда обещается все больше и больше социальных услуг без увеличения вклада каждого». Социал-демократ Г.Эренберг: «Невозможно и неразумно устанавливать абстрактные границы для государственной деятельности, так как новые условия общественного развития и их социальные последствия, приведут к тому, что разные ответы правильны в разное время». При определении приоритетов социальных программ неоконсерваторы чаще исходили из критерия их экономичности, а не общественной значимости, что в полной мере проявило себя в действиях администрации Р.Рейгана. В годы его правления усилилось идеологическое наступление на основы социального государства. Р.Рейган говорил, что «...нация, живущая на пособия, не может обеспечить высокую продуктивность производства». Аналогичная ситуация наблюдалась в Великобритании после прихода к власти М.Тэтчер, было принято решение о ежегодном сокращении на 1% государственных расходов на социальное обеспечение. Были введены налоги на пособия по безработице и по болезни. Неоконсерваторы выступили против идеи Дж.Кейнса о необходимости стимулирования покупательского спроса с целью оживления экономической деятельности. Особенность неоконсерватизма как течения социально-политической мысли заключалась в непризнании идеальности политических институтов и решений их во все времена. Его прагматизм требовал привязывания их к конкретной ситуации. Естественно, отношение сторонников столь прагматичной концепции к государственному регулированию, социальному государству, а также их критика не могла быть одинаково интенсивной при требующем действительно больших затрат внедрении нововведений и в условиях, когда технологическая перестройка уже приносит свои плоды в виде большой массы новых товаров, которым требуется соответствующий емкий потребительский рынок. В известном смысле можно говорить, и в самом расцвете неоконсерватизма, росте его общественного влияния крылась причина его упадка. В этом смысле неокейнсианство имеет более общее и универсальное значение Следует отметить, что неоконсерватизм в рассматриваемый период укоренялся в различных западноевропейских странах по-разному. Например, в Швеции был своего рода общественный консенсус относительно того, что возникающие экономические проблемы нужно решать, не подрывая основ существующей социальной политики. В этой связи российская ученая Н. Плевако отмечала: «Именно этим, видимо, можно объяснить тот факт, что тенденции неоконсерватизма оказались недолговечными в Швеции. Волна этого течения в мировой политике докатилась сюда с большим опозданием, и, хотя буржуазные партии смогли победить социал-демократов на выборах и удержаться в течение нескольких лет у власти, им не удалось изменить курс социальной политики». Кроме того, если неоконсерватизм со свойственным ему монетарным подходом господствовал в западном мире более десятилетия, то в реальной политике его проводников всегда присутствовали компромиссные начала. Любая теория основана на абстрагировании от целого ряда жизненных обстоятельств, иначе она не могла бы быть выработана. Но в повседневной политике в плюралистическом обществе такое абстрагирование трудно себе позволить, потому что эта политика неизбежно приобретает более многогранный характер, чем лежащая в его основе теория. Так, во Франции с середины 70-х годов ХХ века стали широко осуществляться, так называемые «планы выправления финансовых дефицитов соцстраха». С другой стороны в период наиболее высокого наката неконсервативной волны – в первой половине 80-х гг. здесь были осуществлены целый ряд далеко идущих социальных мер: снижение пенсионного возраста до 60-и лет, повышение на 25% семейных пособий, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков… Прагматизм свойственен всем основным общественно-политическим западноевропейским течениям. Например, практически уже не осталось социал-демократов, горой стоящих за государственный сектор, или политиков правой ориентации, заботящихся исключительно о свободе частного предпринимательства. В итоге кризисные явления, начавшиеся в середине 70-х гг., не смогли поставить под сомнение суть социального государства, заключающуюся во взаимообусловленности сочетании экономической эффективности, социальной справедливости и политической стабильности. Динамика изменения средней почасовой зарплаты в промышленности ряда ведущих западных стран (в долларах США)
Приведенные данные свидетельствуют, что даже в первой половине 80-х гг., когда позиции неоконсерваторов многим представлялись незыблемыми, совокупного падения среднечасовой зарплаты по обозначенным странам не произошло.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |