Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Понятие и значение миссии фирмы

Лекция 2. Миссия и стратегические цели.

План занятия

 

  1. Понятие и значение миссии фирмы.
  2. Формулирование миссии.
  3. Цели фирмы.
  4. Основные направления формулирования целей: маркетинговый подход, подход на основе анализа производительности организации, финансовый подход (рентабельность, доходность, инвестиционная привлекательность), инновационный подход, подход на основе социальных целей.
  5. «Дерево целей» фирмы.

 

 

Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью. Старая мудрость о том, что не бывает попутного ветра для корабля, команда которого не знает, куда плывет, образно иллюстрирует это положение. Но целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении.

Понятие «миссия» пришло из английского языка. «Миссия» в перевод е означает «цель». В отечественной управленческой теории и практике в определенном контексте употребляется именно термин «миссия», а не цель. Дело в том, сто в английском языке имеется четыре обозначения понятия «цель»:

¾ Aim- цель, намерение;

¾ Goal-цель, задача, место назначения;

¾ Target- цель, задание, мишень, план;

¾ Mission- цель, предназначение, призвание, поручение.

Все эти слова имеют один и тот же общий смысл – «цель», однако они имеют небольшие смысловые отличия, и практикой употребления этих слов различаются.

При самом обобщенном и в то же время при самом углубленном понимании роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне. Более того, миссия позволяет сориентировать или же даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Существует широкое и узкое понимание миссии.

В широком понимании миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации.

Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины возможных изменений в организации и в среде ее функционирования.

 

В узком понимании миссия — это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Миссия в стратегическом менеджменте — это четко выраженная общая цель деятельности организации, в которой дается ответ на сле­дующие основные вопросы:

¾ для чего существует организация (причина ее существования), какую продукцию производит и какую потребность удовлетво­ряет организация;

¾ кто основные потребители и каково отношение организации к ним;

¾ в чем заключается основная философия организации, как она относится к обществу, партнерам и конкурентам, к своим работ­никам, каковы основные ценности, разделяемые работниками;

¾ каковы основные принципы деятельности организации.

Миссия определяет суть деятельности организации, ее базовые цели

и принципы деятельности, помогает объединить усилия в одном на­правлении, содержит основные ориентиры, помогающие распределить ответственность и ресурсы, дает основу и контекст для разработки стра­тегии, служит базой для построения и коррекции целей организации.

Главный вопрос, на который отвечает миссия, — это вопрос о том, какую человеческую потребность удовлетворяет организация. Напри­мер, автомобильный завод удовлетворяет потребность людей в передви­жении; университет — в образовании; мэрия — в создании условий до­стойной жизни для горожан. Правильный ответ на вопрос о потребнос­тях, которые удовлетворяет организация, уже сам по себе способен привнести много нового в деятельность этой организации. Скажем, ав­томобильный завод начинает развивать сеть предприятий по обслужи­ванию потребителей (ремонтные мастерские, авторизованные дилеры, лизинговые схемы продаж), университет расширяет сферу деятельнос­ти (краткосрочные курсы, спортивные услуги, услуги библиотек), а мэ­рия субсидирует услуги Интернета для школьников города.

Миссия устанавливает связь и ориентирует интересы и ожидания людей, которые рассматривают организацию как извне, так и изнут­ри. В широком смысле слова миссия — это и философия, и предназ­начение организации, и смысл ее существования. Она формулируется и закрепляется в различных управленческих документах и доводится д

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В соответствии с ГОСТ 7724-77 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.