Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первые естественнонаучные программы




 

Особое место в истории античной культуры занимает элейская школа (г. Элея на юге Италии), ей принадлежит великое открытие – наличие противоречия между двумя картинами мира в сознании человека; одна из них – это та, которая получена посредством органов чувств, через наблюдение; другая – та, которая получена с помощью разума, логики, рационального мышления. Слава Элеи связана с именами Парменида и Зенона.

Парменид – чувства дают одну картину мира, а разум – другую. Легендарные апории Зенона как раз вскрывали логические трудности, присущие понятию бесконечности, и подводили к обоснованию существования этих двух различных картин мира. Элеаты считали, что из двух картин мира подлинная та, которая постигается разумом. На этой основе они ввели качественно новое представление о первооснове мира – абстрактно-философское – бытие. Бытие постигается только разумом и ни в коем случае не чувствами.

В середине V в. до н.э. появились первые платные учителя философии, риторики, логики – софисты.

Демокрит и Платон – основатели двух исторически первых естественнонаучных программ познания природы.

Одной из вершин античной культуры являлось атомистическое учение Демокрита, основоположника античного материализма. Демокрит создал учение, которое смогло преодолеть противоречия, зафиксированные элеатами. Такое учение, которое обеспечивало соответствие картины мира, открывающейся человеческим чувствам, картине мира, конструируемой деятельностью мышления, дискурсивно, логикой. Он осуществил переход от континуального к дискретному видению мира, показал, бытие – это атомы, которые движутся в пустоте (небытии). Реально существует не только бытие, но и небытие, небытие – это пустота, пустое пространство. Идея пустоты привела Демокрита к идее бесконечного пространства, это достаточно сильная абстракция, требующая высокого уровня теоретического мышления. Атом неделим, вечен, неизменен, они невидимы, их можно только мыслить. Если атомы вечны и неизменны, то вещи преходящи и изменчивы. Таким образом, атомизм соединил в одной картине рациональные моменты двух противоположных учений – учений Гераклита и Парменида: мир вещей текуч, изменчив, а мир атомов, из которых состоят вещи, неизменен, вечен.

Концепция атомизма – одна из самых эвристичных, одна из самых плодотворных и перспективных научно-исследовательских программ в истории науки, сыграла выдающуюся роль в развитии представлений о структуре материи, в ориентации движения естественнонаучной мысли на познание все более глубоких структурных уровней организации материи. Сейчас, через 2500 лет после ее возникновения, программа атомизма (применяемая к элементарным частицам, из которых состоят атомы) является краеугольным основанием современной физической картины мира.

А т.н. метод неделимых, возрожденный в европейской математике в XVII-XVII вв., стал одной из вех на пути создания интегрального исчисления.

Математическая программа. Платон считал логически допустимым другой путь: противоречие между знаниями, полученными органами чувств, и знаниями, полученными логикой, мышлением, возможны наличием двух реальностей, двух миров.

Первый мир – это материальный мир, мир множества единичных, изменяющихся, подвижных, отражаемых чувствами человека вещей. Второй мир – это мир вечных, общих и неизменных сущностей; мир общих идей, понятий; он постигается не чувствами, а разумом.

«Идея» для Платона – это то, что видно разумом в вещи. Идея вещи не является отражением вещи. Идея – это некоторое конструктивное начало вещи, ее прообраз, парадигма, порождающая модель, принцип конструирования вещи. Объективный идеализм Платона состоит в том, что идеи – это активный, конструктивный, порождающий базис самих вещей, такое исходное начало, без которого сама вещь существовать не может.

Мир идей (или идеальный мир) – это реальность, которая существует. Идеальный мир первичен по отношению к миру чувственных вещей, материальному миру.

Материальный мир – это сфера, в которой уже происходит затухание конструктивной активности идей, ее уменьшение, сокращение, затемнение. То, что в мире идей характеризуется идеальной формой, в материальном мире характеризуется напластованием случайных, индивидуальных, неповторимых свойств конкретных чувственных вещей.

Чем дальше от земли и ближе к миру идей, тем стабильнее, устойчивее, неподвижнее организован мир (далекие звезды отличаются стабильностью, неизменностью, неподвижностью; в планетных сферах уже появляются неустойчивость, подвижность, нестабильность). А земных вещах идеальное начало ослабевает в такой мере, что вещи становятся изменчивыми, движущимися, индивидуализированными, разнообразными, неповторимыми.

Теория идей Платон в значительной степени математическая: у него все бытие пронизано числами, числа – это путь к постижению идей, сущности мира. Над входом в платоновскую Академию была запись: «Несведущим в геометрии вход воспрещен». В философских взглядах Платона (математическими образами и аналогиями пронизана вся его философия) математике давалась высокая оценка: только занятия математикой могут служить реальным средством познания вечных, идеальных, абсолютных истин. Платон считал, что это знание о мире земных вещей не может быть основой науки, так как оно приблизительно, неточно и лишь вероятно. Только познание мира идей, с помощью математики, является единственной формой научного, достоверного познания.

Вслед за пифагорейцами Платон закладывал основы программы математизации познания природы. Платон разделяет Космос на два качества: божественное (вечное, неизменное бытие, небо) и земное (преходящие, изменчивые вещи), поэтому небесные светила могут двигаться только равномерно, по идеальным окружностям и в одном и том же направлении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.