КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2.1. Происхождение государства
Вопрос Вопрос Основное требование к игрушкам определила Н.К.Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучать окружающую действительность, стимулируют коллективные игры. Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки (что она отображает), поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания. Е. А. Флерина это требование сформулировала так: «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности» {Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973. -С. 49). Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику дошкольника. Они формируют у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы в дошкольном учреждении. Педагогу следует разъяснять родителям пагубность воздействия на ребенка игрушек милитаристского содержания, а также игрушек - «героев» зарубежных мультфильмов, проповедующих культ жестокости, насилия. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие. Следует помнить слова Е. А. Флериной: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» {Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973. -С. 20). Поэтому необходима оценка динамичности игрушек при комплектовании их для детей разного возраста. При случайном подборе бывает, что игрушка не соответствует силам или возможностям ребенка, уровню его развития. Иногда приобретенные для дошкольного учреждения игрушки распределяются по возрастным группам в одинаковом ассортименте, что недопустимо. Слишком простые иг рушки не вызывают интереса у старших дошкольников, они им скучны, а малышей, наоборот, сложные игрушки утомляют, побуждают к манипулятивным действиям. Предъявляются определенные требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми. Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований. В последние годы вопрос об ужесточении гигиенических требований к детским игрушкам встал особенно остро в связи с появлением новых полимерных материалов, красителей, лаков. Экспертизы, которые проводятся в разных странах, показывают, что примитивная, дешевая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей, особенно раннего возраста. В связи с этим многие страны требуют от производителей игрушек надежных гарантий качества их продукции, ее нетоксичности, негорючести и т. п. Угрозу для здоровья ребенка могут представлять игрушки с дефектами, возникшими в процессе их «эксплуатации»: расшатался стул из набора крупной кукольной мебели, на который малыши любят присаживаться сами; отломился бортик металлического самосвала и т.д. Поэтому необходим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ремонт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сломанных. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т.д. В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д. Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы. Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются. Это деление весьма условно игрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разных играх. Например, плюшевый мишка - любимый сынок в сюжетно-ролевой игре, а в театрализованной он превращается в медведицу Настасью Петровну. Сюжетные игрушки имеют еще одно название - образные игрушки. В последнем названии подчеркивается их сущность как прототипов (образов) предметов, чем они и привлекают ребенка. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название - сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди сюжетных игрушек особое место занимает кукла. Она - источник разнообразных переживаний малыша. Широкий диапазон таких переживаний девочки отразил П. И. Чайковский в музыкальных пьесах «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» («Детский альбом»). Дети одушевляют куклу, поверяют ей свои радости и беды, заботятся о ней. Куклы отображают людей разного возраста, пола, иногда профессии и национальной принадлежности. Особенно любимы ребенком куклы, изображающие детей. В последние десятилетия появились куклы, вводящие в «тайны» взрослой жизни (кукла Барби во многих ее вариациях и кукла Вероника - ее российский аналог). Расширяется ассортимент атрибутики для игр с куклами: вновь появились кукольные дома, предметы обстановки и др. В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой: поросенок «отправляется» в школу, зайчика укладывают спать в кукольную кроватку и т.п. Обычно в таких «человеческих» ролях выступают игрушки, наделенные какими-либо индивидуальными особенностями, забавные, выполненные с легким юмором: грациозная черноглазая белочка, пушистый котенок, хитрая обезьянка-проказница. Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку). К дидактическим ' игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры. Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определению Е. А. Флериной, используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка-«дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др. Давних предшественников современных игрушек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повеселить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. В часы досуга и отдыха такие игрушки помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости. Игрушки-забавы помогают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий. У детей рано появляется желание узнать, как устроена игрушка, почему она двигается и т. п. Отсюда требование, чтобы игрушка-забава была прочной. Также к игрушкам-забавам относятся наборы фокусов. В современных игрушках-забавах широко применяются механические, электротехнические и электронные устройства. Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи). Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол, хоккей; пинг-понг). Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электронные) и др. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления. Театрализованные игрушки - это куклы-театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Для развлечений, карнавальных игр хороши крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, животные). Использование театрализованных игрушек требует определенного игрового оборудования: театральной переносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана-основы и крепящихся к ним фигурок. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости. Технические игрушки вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Конструкторы состоят из наборов деталей, крепеж-:ных элементов и инструментов для сборки различных конструкций. Детям предлагают конструкторы с разными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами). Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения - «ЬЕОО». Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры - «продукты», «тетрадки» и «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Игрушки-самоделки дошкольник может изготовлять из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина). Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребенок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.
План
1. Первобытное общество. Власть и социальные нормы в первобытном обществе. 2. Происхождение государства. Теории происхождения государства.
1. Первобытное общество. Власть и социальные нормы в первобытном обществе
Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Всё, что создано в обществе представляет собой результат совместной деятельности людей, включая само общество. Общество существует только там и тогда, где и когда люди связаны друг с другом общими интересами. Общество в науке очень многозначное понятие. В философском смысле при определении сущности общества выделяют два подхода: 1) общество - это определённая группа людей объединившихся с целью общения и совместного осуществления, какой либо деятельности, кроме того, общество - это определённый этап в историческом развитии народа или страны; 2) общество - обособившаяся от природы часть материального мира, состоящая из индивидов, осознающих необходимость взаимодействия между собой, имеющих постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены только их совместными усилиями. Основные признаки общества: 1) обособившиеся от природы индивиды, наделённые волей и сознанием; 2) постоянные интересы, связывающие всех членов общества; 3) совместное удовлетворение потребностей и интересов членов общества и понимание ими необходимости взаимодействия друг с другом; 4) регулирование поведения членов общества через установление самим обществом общеобязательных для всех его членов норм поведения; 5) наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность. Первой эпохой в истории человеческого общества был период первобытно- общинного строя. Орудия труда были несовершенны: каменные рубила, топоры, ножи. Производительность труда низкая, не соответствующая минимальному прожиточному уровню человека. Для того, чтобы выжить, люди были вынуждены объединять средства производства и свои трудовые усилия. Первой формой объединения людей был род. Род – коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. Главный признак рода - кровное родство. Это - основа родовой общины. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, вступая в отношения с другими родами. Родовая власть принадлежала родовым собраниям, хотя она существовала не у всех племен. Род возглавляли старейшины. Роды, проживающие на соседней территории, объединялись в племена. Родовая община постепенно заменяется соседской, члены которой не обязательно являются родственниками. Принцип кровного родства заменяется принципом совместного проживания на общей территории. Если в родовой общине результаты труда принадлежали всему роду, то в соседской общине происходит их разделение. Племя управлялось советом старейшин, так как оно являлось объединением нескольких родов, проживающих на одной территории. В совет входили старейшины каждого рода, которые избирали главу совета старейшин, обладающего большой властью в данном племени. Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определённое воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких – либо средств. Существенные признаки отношения власти: 1) наличие не менее двух партнёров для отношения власти; 2) приказ – выражение воли властвующего по отношению к подчиненному. Источниками власти (ресурсами власти) являются: 1) право; 2) авторитет; 3) богатство; 4) убеждения; 5) традиции; 6) насилие; 7) манипуляции; 8) знание и информация; 9) наличие организации. Всякая власть является необходимым инструментом и важным условием функционирования любого общества как социальной системы. Поэтому власть возникает вместе с обществом. С одной стороны власть представляет собой механизм регулирования и сглаживания социальных конфликтов, с другой, она необходима для достижения общих целей. Уже в первобытном обществе, отношения между его членами регулируется особенными правилами поведения - обычаями. Обычай – это исторически сложившиеся правило поведение, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Обычаи отражают интересы всех членов общества, устанавливая равенство между ними. Обычаи являются одновременно и нормами общественной организации и нормами морали религии. Поэтому учёные называют их мононормами. Характерные признаки первобытных мононорм: 1) они исходят от всего рода, выражают его волю и интересы, передаются из поколения в поколение, поэтому не фиксируются, оставаясь в памяти людей; 2) они выполняются добровольно в силу привычки, так как главной гарантией этого выполнения является внутреннее согласие членов общества с данными предписаниями; 3) в этих нормах не проводились различия между правами и обязанностями членов общества, поэтому право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.
2.Происхождение государства. Теории происхождения государства
Долгое время причиной возникновения государства считали раскол общества на классы с различными и непримиримыми интересами. Это неравенство возникло в результате того, что постепенно первобытное общество отходило от принципов равенства его членов. Власть сосредотачивалась в руках вождей. Вожди выделялись из рядовых соплеменников богатством, славой, знатностью. Они устанавливают контроль над обменом и торговлей, формируют штат помощников. Таким образом, вождество явилось одной из разновидностей политической власти. Политическая власть - это власть, которая основана на принуждении со стороны одной группы по отношению к другой. Важной разновидностью политической власти является государственная власть, которая осуществляется посредством специального аппарата – государства. Выделяют несколько теорий происхождения государства. 1. Марксистский подход в теории возникновения государства господствовал в советской юридической науке. Согласно этому подходу, производительные силы на определённом этапе своего развития позволили достичь такого роста производительности труда, который обеспечил производство прибавочного продукта. Прибавочный продукт шёл на обмен, что давало возможность старейшинам, контролирующим этот обмен, сосредоточивать определённые материальные ценности. Со временем вожди и знать закрепили материальное неравенство в нормах права, оформив тем самым не только имущественное, но и социальное неравенство. В обществе начинают формироваться классы – большие группы людей, занимающие противоположные позиции в общественной структуре. Неизбежно возникает эксплуатация – безвозмездное присвоение результатов чужого труда (пленных и разорившихся соплеменников), возникает институт частной собственности. Все эти изменения разрушили старую родоплеменную организацию общества, создав необходимость организации новой власти. Эта новая организация должна была решить следующие задачи: сохранить и поддержать господство одного класса над другим, обеспечить функционирование общества как целостного организма. Такой новой организацией власти явилось государство. Марксизм исходит из того, что указываемый путь происхождения государства был типичным для всех регионов, однако это не так, что подтверждают другие теории происхождения государства. 2. Ирригационная теория: первые государства возникли не в Европе (для них характерен сценарий марксизма), а по берегам крупных азиатских рек: Тигра и Евфрата (Шумеры, Ур, Урук, Вавилон), Нила (Египет), Инда и Ганга (Индия), Янцзы (Китай). Эти государства возникли около 5 тысяч назад, а их возникновение связано с необходимостью строительства больших ирригационных систем (систем каналов для орошения полей). Для этого необходима сильная организация, которой и стало государство. 3. Естественно – правовая теория: государству предшествовало естественное состояние человека, основанное на свободе, что привело к «войне всех против всех» (Томас Гоббс). Чтобы ликвидировать эту войну, люди заключили некий юридический акт, общественный договор, который является выражением разумной воли народа, согласившегося объединиться и создать государство для поддержания общественного порядка. Эта теория получила и другое название - теория общественного договора (Джон Локк, Жан Жак Руссо и др.). 4. Органическая теория: общество и государство напоминают человеческий организм, поэтому его структуру и функции можно сравнить со структурами и функциями человеческого организма (Платон, Аристотель). Органическую теорию дополняли в Новое время. Герберт Спенсер (19 в.) рассматривал государство как общественный организм, который состоит из клеток. Государственная власть - это господство целого над составными частями с целью обеспечения всеобщего блага. 5. Теория насилия: государство возникает в результате насилия и завоевания. Возникновение частной собственности и государства стало результатом прямого политического действия. Насилие может быть внутренним и внешним (со стороны других государств). 6. Психологическая теория (Г. Торд, Л.И Петрожитский): основные причины возникновения государства лежат в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях. У одних людей существует психологическая потребность повелеват ь слабыми, у других - подчиняться более сильным. Осознание людьми справедливости определенных моделей поведения в обществе и есть причина возникновения государства. 7. Патриархальная теория (Платон, Аристотель, Г.Мен, Н.К. Михайловский): государство является продуктом естественной семьи, которая разрастается в племя, а племя эволюционирует в государство. Власть главы семьи (патриарха - отца) превращается во власть главы государства, которой следует подчиняться как отеческой. 8. Расовая теория (Ж.А.де Гоблю, Ф. Ницше): основана на том, что причины возникновения общества – его разделение на высшие и низшие расы. Высшие расы (арийская) должны господствовать, низшие (славяне, евреи, цыгане) слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одна раса господствовала над другими. 9. Инцестная теория (половая теория): причина возникновения государства - введение запрета (табу) на инцест – кровосмешение близких родственников. Необходимость контроля за соблюдением запрета потребовала создания особых групп людей, имевших право применения силы в случае его нарушения. 10. Спортивная теория (Х. Ортега–и– Гассет): связывает возникновение государства с развитием спорта в обществе. Таким образом, выделяют различные подходы в определении причин происхождения государства.
Рекомендуемая литература
1. Багдасаров В.Ю. Теория государства и права: конспект лекций для самостоятельной работы студ. Всех форм обучения спец. 030501.65 «Юриспруденция» / В.Ю. Багдасаров – СКИ БУПК Ставрополь, 2009. – 128 с. 2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А.В.Малько. 3-е изд. – М., 2004. – 214с. 3. Новиков Е.В. Теория государства и права: моногр./ Е.В. Новиков; рец. В.Н. Самсонов; В.П. Беляев – Белгород: Кооперативное образование, 2008. – 244 с. 4. Попова А.В. Теория государства и права / А.В. Попова – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |