Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.1. Происхождение государства

Вопрос

Вопрос

Основное требование к игрушкам определила Н.К.Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной сту­пеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой пе­дагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших до­школьников необходимы игрушки, которые помогают изу­чать окружающую действительность, стимулируют кол­лективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержа­нию игрушки (что она отображает), поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания. Е. А. Флерина это тре­бование сформулировала так: «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действи­тельности» {Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973. -С. 49). Содействовать развитию дошкольника может игруш­ка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие аг­рессивное, разрушительное поведение, травмируют психи­ку дошкольника. Они формируют у детей искаженные пред­ставления об окружающем мире, о нравственности, подры­вают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы в дошкольном учреждении. Пе­дагогу следует разъяснять родителям пагубность воздей­ствия на ребенка игрушек милитаристского содержания, а также игрушек - «героев» зарубежных мультфильмов, про­поведующих культ жестокости, насилия.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требова­ние, учитывающее такие психофизиологические особенно­сти дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие. Сле­дует помнить слова Е. А. Флериной: «Чем больше возмож­ностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» {Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973. -С. 20). Поэтому необходима оценка динамичности игрушек при комплектовании их для детей разного возраста. При случайном подборе бывает, что игрушка не соответствует силам или возможностям ребенка, уровню его развития. Иногда приобретенные для дошкольного учреждения иг­рушки распределяются по возрастным группам в одинако­вом ассортименте, что недопустимо. Слишком простые иг рушки не вызывают интереса у старших дошкольников, они им скучны, а малышей, наоборот, сложные игрушки утом­ляют, побуждают к манипулятивным действиям.

Предъявляются определенные требования к оформле­нию игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмо­циональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена иг­рушка. Исследователями установлено, что мягкие, пуши­стые материалы вызывают положительные эмоции, сти­мулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холод­ной поверхностью, как правило, не становятся любимыми. Оформление игрушки должно быть безопасным для жиз­ни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требо­ваний. В последние годы вопрос об ужесточении гигиеничес­ких требований к детским игрушкам встал особенно остро в связи с появлением новых полимерных материалов, красите­лей, лаков. Экспертизы, которые проводятся в разных стра­нах, показывают, что примитивная, дешевая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей, особенно раннего возрас­та. В связи с этим многие страны требуют от производителей игрушек надежных гарантий качества их продукции, ее неток­сичности, негорючести и т. п.

Угрозу для здоровья ребенка могут представлять игруш­ки с дефектами, возникшими в процессе их «эксплуатации»: расшатался стул из набора крупной кукольной мебели, на который малыши любят присаживаться сами; отломился бортик металлического самосвала и т.д. Поэтому необхо­дим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ре­монт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сло­манных. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укреп­ленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т.д.

В дошкольном учреждении игрушки должны быть соот­ветствующим образом размещены, что требует использо­вания определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д. Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценичес­кое оборудование, подиумы.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются. Это деление весьма условно игрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разных играх. Например, плюшевый мишка - любимый сынок в сюжетно-ролевой игре, а в театрализо­ванной он превращается в медведицу Настасью Петровну.

Сюжетные игрушки имеют еще одно название - образ­ные игрушки. В последнем названии подчеркивается их сущ­ность как прототипов (образов) предметов, чем они и при­влекают ребенка. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название - сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Среди сюжетных игрушек особое место занимает кукла. Она - источник разнообразных переживаний малыша. Широкий диапазон таких переживаний девочки отразил П. И. Чайковский в музыкальных пьесах «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» («Детский альбом»). Дети одушевляют куклу, поверяют ей свои радости и беды, заботятся о ней.

Куклы отображают людей разного возраста, пола, иногда профессии и национальной принадлежности. Осо­бенно любимы ребенком куклы, изображающие детей. В последние десятилетия появились куклы, вводящие в «тайны» взрослой жизни (кукла Барби во многих ее вари­ациях и кукла Вероника - ее российский аналог). Расши­ряется ассортимент атрибутики для игр с куклами: вновь появились кукольные дома, предметы обстановки и др.

В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой: поросенок «отправляется» в школу, зайчика укладывают спать в кукольную кроватку и т.п. Обычно в таких «человеческих» ролях выступают игруш­ки, наделенные какими-либо индивидуальными особенно­стями, забавные, выполненные с легким юмором: грациоз­ная черноглазая белочка, пушистый котенок, хитрая обе­зьянка-проказница.

Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия та­кой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку). К дидактическим ' игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры. Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определению Е. А. Флериной, используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодаю­щиеся козлики, мишка-«дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др. Давних предшественников современных игру­шек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повесе­лить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Осо­бенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожидан­ности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Все это будит в ребенке острую заинтересован­ность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. В часы досу­га и отдыха такие игрушки помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости. Игрушки-забавы по­могают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий. У детей рано появляется желание узнать, как устроена игрушка, по­чему она двигается и т. п. Отсюда требование, чтобы игруш­ка-забава была прочной. Также к игрушкам-забавам отно­сятся наборы фокусов. В современных игрушках-забавах широко применяются механические, электротехнические и электронные устройства.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой мо­торики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепле­ние мышц руки, предплечья, развитие координации движе­ний (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи). Дру­гие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укреп­ляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существу­ют спортивные игрушки, предназначенные для коллектив­ных игр (настольные баскетбол, хоккей; пинг-понг).

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праз­дниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отлича­ются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звуча­нию музыкальные инструменты: детские балалайки, метал­лофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дуд­ки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электрон­ные) и др. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требова­ния к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

Театрализованные игрушки - это куклы-театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сю­жетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, ин­сценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и эле­менты костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Для развлечений, карнавальных игр хоро­ши крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, жи­вотные). Использование театрализованных игрушек требу­ет определенного игрового оборудования: театральной пе­реносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана-основы и крепящихся к ним фигурок.

Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Технические игрушки вводят детей в мир техники; зна­комят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные

модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во мно­гих технических игрушках используются заводные, инер­ционные двигатели, электромоторчики, электронные уст­ройства.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и пост­роек. Конструкторы состоят из наборов деталей, крепеж-:ных элементов и инструментов для сборки различных кон­струкций. Детям предлагают конструкторы с разными спо­собами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами). Большими раз­вивающими возможностями обладают конструкторы ново­го поколения - «ЬЕОО».

Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игруш­ках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры - «продукты», «тетрад­ки» и «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-са­моделок лежит художественный труд, в ходе которого ре­бенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Игрушки-самоделки до­школьник может изготовлять из разных материалов: нео­формленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фоль­га, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катуш­ки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина). Создавая игрушку, наблю­дая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребе­нок испытывает радость, стремление к созидательной дея­тельности.

 

План

 

1. Первобытное общество. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

2. Происхождение государства. Теории происхождения государства.

 

 

1. Первобытное общество.

Власть и социальные нормы в первобытном обществе

 

 

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Всё, что создано в обществе представляет собой результат совместной деятельности людей, включая само общество. Общество существует только там и тогда, где и когда люди связаны друг с другом общими интересами. Общество в науке очень многозначное понятие.

В философском смысле при определении сущности общества выделяют два подхода:

1) общество - это определённая группа людей объединившихся с целью общения и совместного осуществления, какой либо деятельности, кроме того, общество - это определённый этап в историческом развитии народа или страны;

2) общество - обособившаяся от природы часть материального мира, состоящая из индивидов, осознающих необходимость взаимодействия между собой, имеющих постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены только их совместными усилиями.

Основные признаки общества:

1) обособившиеся от природы индивиды, наделённые волей и сознанием;

2) постоянные интересы, связывающие всех членов общества;

3) совместное удовлетворение потребностей и интересов членов общества и понимание ими необходимости взаимодействия друг с другом;

4) регулирование поведения членов общества через установление самим обществом общеобязательных для всех его членов норм поведения;

5) наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

Первой эпохой в истории человеческого общества был период первобытно- общинного строя. Орудия труда были несовершенны: каменные рубила, топоры, ножи. Производительность труда низкая, не соответствующая минимальному прожиточному уровню человека. Для того, чтобы выжить, люди были вынуждены объединять средства производства и свои трудовые усилия. Первой формой объединения людей был род.

Род – коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. Главный признак рода - кровное родство. Это - основа родовой общины. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, вступая в отношения с другими родами. Родовая власть принадлежала родовым собраниям, хотя она существовала не у всех племен. Род возглавляли старейшины.

Роды, проживающие на соседней территории, объединялись в племена. Родовая община постепенно заменяется соседской, члены которой не обязательно являются родственниками. Принцип кровного родства заменяется принципом совместного проживания на общей территории. Если в родовой общине результаты труда принадлежали всему роду, то в соседской общине происходит их разделение.

Племя управлялось советом старейшин, так как оно являлось объединением нескольких родов, проживающих на одной территории. В совет входили старейшины каждого рода, которые избирали главу совета старейшин, обладающего большой властью в данном племени.

Властьэто способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определённое воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких – либо средств.

Существенные признаки отношения власти:

1) наличие не менее двух партнёров для отношения власти;

2) приказ – выражение воли властвующего по отношению к подчиненному.

Источниками власти (ресурсами власти) являются:

1) право;

2) авторитет;

3) богатство;

4) убеждения;

5) традиции;

6) насилие;

7) манипуляции;

8) знание и информация;

9) наличие организации.

Всякая власть является необходимым инструментом и важным условием функционирования любого общества как социальной системы. Поэтому власть возникает вместе с обществом. С одной стороны власть представляет собой механизм регулирования и сглаживания социальных конфликтов, с другой, она необходима для достижения общих целей.

Уже в первобытном обществе, отношения между его членами регулируется особенными правилами поведения - обычаями.

Обычайэто исторически сложившиеся правило поведение, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения.

Обычаи отражают интересы всех членов общества, устанавливая равенство между ними. Обычаи являются одновременно и нормами общественной организации и нормами морали религии. Поэтому учёные называют их мононормами.

Характерные признаки первобытных мононорм:

1) они исходят от всего рода, выражают его волю и интересы, передаются из поколения в поколение, поэтому не фиксируются, оставаясь в памяти людей;

2) они выполняются добровольно в силу привычки, так как главной гарантией этого выполнения является внутреннее согласие членов общества с данными предписаниями;

3) в этих нормах не проводились различия между правами и обязанностями членов общества, поэтому право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

 

2.Происхождение государства. Теории происхождения государства

 

Долгое время причиной возникновения государства считали раскол общества на классы с различными и непримиримыми интересами.

Это неравенство возникло в результате того, что постепенно первобытное общество отходило от принципов равенства его членов. Власть сосредотачивалась в руках вождей. Вожди выделялись из рядовых соплеменников богатством, славой, знатностью. Они устанавливают контроль над обменом и торговлей, формируют штат помощников. Таким образом, вождество явилось одной из разновидностей политической власти.

Политическая власть - это власть, которая основана на принуждении со стороны одной группы по отношению к другой.

Важной разновидностью политической власти является государственная власть, которая осуществляется посредством специального аппарата – государства.

Выделяют несколько теорий происхождения государства.

1. Марксистский подход в теории возникновения государства господствовал в советской юридической науке. Согласно этому подходу, производительные силы на определённом этапе своего развития позволили достичь такого роста производительности труда, который обеспечил производство прибавочного продукта. Прибавочный продукт шёл на обмен, что давало возможность старейшинам, контролирующим этот обмен, сосредоточивать определённые материальные ценности. Со временем вожди и знать закрепили материальное неравенство в нормах права, оформив тем самым не только имущественное, но и социальное неравенство. В обществе начинают формироваться классыбольшие группы людей, занимающие противоположные позиции в общественной структуре. Неизбежно возникает эксплуатациябезвозмездное присвоение результатов чужого труда (пленных и разорившихся соплеменников), возникает институт частной собственности. Все эти изменения разрушили старую родоплеменную организацию общества, создав необходимость организации новой власти. Эта новая организация должна была решить следующие задачи: сохранить и поддержать господство одного класса над другим, обеспечить функционирование общества как целостного организма. Такой новой организацией власти явилось государство. Марксизм исходит из того, что указываемый путь происхождения государства был типичным для всех регионов, однако это не так, что подтверждают другие теории происхождения государства.

2. Ирригационная теория: первые государства возникли не в Европе (для них характерен сценарий марксизма), а по берегам крупных азиатских рек: Тигра и Евфрата (Шумеры, Ур, Урук, Вавилон), Нила (Египет), Инда и Ганга (Индия), Янцзы (Китай). Эти государства возникли около 5 тысяч назад, а их возникновение связано с необходимостью строительства больших ирригационных систем (систем каналов для орошения полей). Для этого необходима сильная организация, которой и стало государство.

3. Естественно – правовая теория: государству предшествовало естественное состояние человека, основанное на свободе, что привело к «войне всех против всех» (Томас Гоббс). Чтобы ликвидировать эту войну, люди заключили некий юридический акт, общественный договор, который является выражением разумной воли народа, согласившегося объединиться и создать государство для поддержания общественного порядка. Эта теория получила и другое название - теория общественного договора (Джон Локк, Жан Жак Руссо и др.).

4. Органическая теория: общество и государство напоминают человеческий организм, поэтому его структуру и функции можно сравнить со структурами и функциями человеческого организма (Платон, Аристотель). Органическую теорию дополняли в Новое время. Герберт Спенсер (19 в.) рассматривал государство как общественный организм, который состоит из клеток. Государственная власть - это господство целого над составными частями с целью обеспечения всеобщего блага.

5. Теория насилия: государство возникает в результате насилия и завоевания. Возникновение частной собственности и государства стало результатом прямого политического действия. Насилие может быть внутренним и внешним (со стороны других государств).

6. Психологическая теория (Г. Торд, Л.И Петрожитский): основные причины возникновения государства лежат в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях. У одних людей существует психологическая потребность повелеват ь слабыми, у других - подчиняться более сильным. Осознание людьми справедливости определенных моделей поведения в обществе и есть причина возникновения государства.

7. Патриархальная теория (Платон, Аристотель, Г.Мен, Н.К. Михайловский): государство является продуктом естественной семьи, которая разрастается в племя, а племя эволюционирует в государство. Власть главы семьи (патриарха - отца) превращается во власть главы государства, которой следует подчиняться как отеческой.

8. Расовая теория (Ж.А.де Гоблю, Ф. Ницше): основана на том, что причины возникновения общества – его разделение на высшие и низшие расы. Высшие расы (арийская) должны господствовать, низшие (славяне, евреи, цыгане) слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одна раса господствовала над другими.

9. Инцестная теория (половая теория): причина возникновения государства - введение запрета (табу) на инцест – кровосмешение близких родственников. Необходимость контроля за соблюдением запрета потребовала создания особых групп людей, имевших право применения силы в случае его нарушения.

10. Спортивная теория (Х. Ортега–и– Гассет): связывает возникновение государства с развитием спорта в обществе.

Таким образом, выделяют различные подходы в определении причин происхождения государства.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Багдасаров В.Ю. Теория государства и права: конспект лекций для самостоятельной работы студ. Всех форм обучения спец. 030501.65 «Юриспруденция» / В.Ю. Багдасаров – СКИ БУПК Ставрополь, 2009. – 128 с.

2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А.В.Малько. 3-е изд. – М., 2004. – 214с.

3. Новиков Е.В. Теория государства и права: моногр./ Е.В. Новиков; рец. В.Н. Самсонов; В.П. Беляев – Белгород: Кооперативное образование, 2008. – 244 с.

4. Попова А.В. Теория государства и права / А.В. Попова – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос. Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности перво­бытного человека | Лекция 3. Электрическая активность головного мозга при патологических состояниях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.