Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический портрет современного руководителя

Современные научные представления, основанные на исследовани­ях зарубежных и отечественных ученых-психологов, в обобщенный психологический портрет руководителя включают:

• биографические характеристики;

• способности;

• личностные черты.

Биографические характеристики. Одним из важнейших биогра­фических показателей признается высокий уровень образования руко­водителей. Например, типичный менеджер в Японии имеет, как прави­ло, университетский диплом по инженерной специальности или по социальным наукам, а иногда два диплома по разным направлениям. Многие российские менеджеры стремятся также получить инженерное и гуманитарное (социально-экономическое, юридическое) образование. Отечественные ученые, занимающиеся психобиографическими иссле­дованиями, употребляют понятие,«психологический возраст».

 

Исследования возрастных особенностей руководителей, проводимые зарубежными учеными, выявили некоторые закономерности, которые позволяют характеризовать воз­раст не только как природно-биологическое явление, но и как социальное. Например, в Японии средний возраст президентов компаний составляет 63,5 года; в Америке — 59 лет. Оптимальные сроки вступления на должность менеджера — от 30 до 50 лет и более. Известный в мире менеджер Ли Якокка в 36 лет стал вице-президентом, а затем и пре­зидентом автомобильной компании Г. Форда, а 25 лет спустя спас от катастрофы корпо­рацию «Крайслер». Сам он был против установления возрастного потолка для руководи­телей в 65 лет. В своей книге «Карьера менеджера» он писал: «Я всегда считал нелепой практику, при которой человека, достигшего 65 лет, мы обязаны независимо от его фи­зического состояния немедленно отправить в отставку. Мы должны полагаться на стар­ших менеджеров. Они обладают опытом. Они обладают мудростью.»

 

Способности. Под способностями понимают устойчивые свойства и качества людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в раз­нообразных видах деятельности. Человеческие способности имеют био­социальную природу. Это означает, что формируются они на основе анатомо-физиологических задатков человека, а складываются в процес­се его жизни под воздействием различных социальных факторов (преж­де всего обучения и воспитания). Способности отличают от задатков.

 

Задатки — это качества, которые даны (заданы) человеку от рож­дения либо возникают благодаря естественному развитию организма как биологической системы. Благодаря задаткам у человека могут ус­пешно формироваться и развиваться способности в результате обуче­ния. Задатки (как и способности) могут быть общими и специфически­ми (специальными). Общие задатки касаются строения и функциони­рования организма человека в целом и его отдельных подсистем (нерв­ной, сердечно-сосудистой, эндокринной и т. д.). Специальные задатки соотносятся с работой коры головного мозга: информационного (зри­тельного, слухового, обонятельного, осязательного, двигательного и др.) и мотивационного (специфика эмоциональных процессов и по^- требностей организма). Способности и задатки у разных людей неоди­наковы.

 

Неравенство людей по задаткам и способностям отчасти объясняется их наследст­венностью, но точными данными о генетических основах индивидуальных различий лю­дей в этом отношении пока наука не располагает. Поэтому фактическое неравенство лю­дей по способностям можно частично обосновать тем, что некоторые люди для развития своих способностей прилагают значимые усилия. И если усилия, труд затрачены на пользу других людей, то они должны быть вознаграждены. Поэтому люди, имеющие высшую квалификацию, образование, должны пользоваться большими привилегиями, иметь лучшие условия жизни, большую заработную плату, иметь работу, требующую большей общественной отдачи.

 

К особым случаям развития задатков и способностей относятся одаренность, талант и гениальность. Одаренные люди имеют особые природные задатки цля развития разных способностей. Талантливый человек вследствие развития у себя каких-либо способно­стей достигает значимых успехов в выбранной им области деятельности. Гениальный че­ловек благодаря своим способностям добивается выдающихся и признанных успехов в одном или нескольких видах деятельности.

 

Для изучения способностей человека используют личностные тесты (тесты общего интеллекта; тесты изучения познавательных процессов; тесты индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения; тесты на специфические музыкальные способ­ности; художественно-изобразительные, технические способности и т. д.).

 

Способности руководителя делятся на общие (интеллект) и специфи­ческие (знания, умения, компетентность, информированность и др.). В ходе исследований, проведенных американскими психологами, выясни­лось, что наиболее эффективными руководителями являются те, у кото­рых имеются средние показатели интеллекта. Выявлена и такая законо­мерность: не все те, кто учится отлично, становятся отличными руково­дителями. Специфические способности руководителя проявляются в его конкретной деятельности. Исследования, проведенные зарубежными учеными-психологами, позволили сделать выводы о том, что работа ме­неджера носит интенсивный характер. Например, мастер производствен­ного участка на промышленном предприятии совершает в течение рабо­чего дня не менее 200-270 действий. Они очень разнообразны, часто непродолжительны по времени, относятся к разным направлениям дея­тельности, носят фрагментарный характер. Проводимые в США наблю­дения за работой крупных высокопоставленных менеджеров показали, что около половины всех дел, которые они осуществляли в процессе деятельности, продолжались 9 мин и менее каждое, и лишь одна деся­тая их часть длилась более часа. Но в целом время выполнения этих дел занимало от 34 до 60% служебного времени руководителя. Основное же время (от 66 до 40%) тратилось на общение за пределами собственной организации (контакты с вышестоящими руководителями, менеджерами других организаций, представителями по деловому партнерству и т. п.).

Специальный хронометраж, осуществляемый в ходе исследований, по­казал, что работа руководителей носит в основном словесный характер (80% времени занимают разговоры).

Следовательно, для эффективного общения менеджеру необходи­мы высокие коммуникативные способности, хорошая память, внима­ние, развитый и гибкий ум, хорошо поставленная речь и другие специ­фические качества и умения.

 

Личностные черты. К основным чертам личности можно отнести:

1) способность доминировать (умение влиять на подчиненных);

2) уве­ренность в себе;

3) эмоциональную уравновешенность;

4) стрессоустойчивость;

5) стремление к победе (достижению цели);

6) креатив­ность (способность к творческому решению задач);

7) ответственность;

8) предприимчивость;

9) независимость;

10) надежность;

11) общи­тельность.

 

Черты личности руководителя следует отличать от понятия черты характера личности. Не все черты личности являются чертами харак­тера. Характер —; это совокупность устойчивых индивидуальных осо­бенностей личности, которые складываются и проявляются в деятель­ности и общении. Черты характера — это устойчивые особенности поведения человека, которые стали его свойствами. В характере выра­жаются наиболее типичные, существенные особенности человека, про­явление которых наблюдается постоянно. Их можно предвидеть, ожи­дать, планировать заранее как реакцию конкретного человека на те или иные ситуации, события и другие проявления среды.

 

Структуру характера составляют четыре группы черт, которые вы­ражают отношение личности к определенной стороне деятельности:

 

1) к труду (например, трудолюбие, ответственность, организо­ванность, инициативность, настойчивость, добросовестность, склон­ность к творчеству; либо противоположные — лень, безответствен­ность, неорганизованность, пассивность, недобросовестность в работе, склонность к рутинной работе);

 

2) к другим людям, коллективу, обществу (например, об­щительность, доброта, чуткость, отзывчивость, уважение к людям, коллективизм, альтруизм, вежливость, правдивость. Противоположны­ми чертами характера являются: индивидуализм, жесткость, безразли­чие, черствость, презрение, грубость, лживость);

3) к самому себе (например, чувство собственного достоин­ства, степень требовательности, скромность и в то же время гордость (в лучшем понимании этих слов) и связанные с ними самокритич­ность, самооценка. Противоположные этим черты характера: самомне­ние (тщеславие), самодурство, заносчивость, эгоцентризм, эгоизм, обидчивость);

 

4) к вещам и деньгам (аккуратность, бережливость, щед­рость и, с другой стороны, неряшество, скупость, жадность, расточи­тельство и т. п.).

 

Морально-волевые качества личности являются стержнем ха­рактера. Человек с сильным характером и волей отличается боль­шой самостоятельностью, решительностью, настойчивостью в дос­тижении поставленных целей. Слабохарактерные люди отличают­ся, как правило, безволием. Они не могут реализовать всех своих возможностей даже при разнообразии способностей и богатстве знаний.

 

Понятия «сильный» и «слабый» характер отличаются от понятий «тяжелый» и «легкий» характер. «Тяжелый» характер отличается упрямством, инертностью поведения, косностью, раздражительно­стью, несдержанностью, злопамятством, большим сомнением. «Лег­ким» считается приветливый, отзывчивый, пластичный, общитель­ный характер. Тем не менее, люди с «легким» характером могут быть легкомысленными, беспринципными, беспечными и т. д. Это говорит о том, что отдельные черты характера при их чрезмерном развитии могут деформировать характер и сделать его акцентуиро­ванным.

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование волевых качеств личности | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.