КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 3. Теория потребительского поведения
План. 1. Основы системы физического воспитания. 2. Цель и задачи физического воспитания. 3. Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания. Содержание лекции. *1. «Система» – нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач. Система физического воспитания – это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни. 1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение – совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку к профессиональной деятельности. 2. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижение многих наук. Её теоретико-методической основой служат научные положения таких наук, как естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.). 3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований. Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются в зависимости от возраста, пола, уровня подготовленности, состояния здоровья и условия основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном. Общеподготовительное - это физическое воспитание в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимых в жизни двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей. Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений. В программно-нормативных основах находят конкретное воплощение основные принципы физического воспитания (принципы всемерного содействия всестороннему гармоническому развитию личности, прикладной и оздоровительной направленности). 4. Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления. По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров). Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ. По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятии. Продолжительность занятии зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени. Организация физического воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривает массовое вовлечение в занятия физической культурой через систему добровольных спортивных обществ: «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Трудовые резервы» и др. *2. Цель - конечный итог деятельности, к которому стремится человек или общество. Цель физического воспитания - оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности (Л.П.Матвеев, 1989). Цель физического воспитания – формирование физически совершенных людей, обладающих духовным богатством, моральной чистотой и способных к долголетнему творческому труду и защите Родины (Б.А. Ашмарин и др., 1990).. Для решения цели в физическом воспитании, решается комплекс специфических и общепедагогических задач. К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач: 1) задачи по оптимизации физического развития человека: — оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку; — укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма; — совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций; — многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности. 2) образовательные задачи. — формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков; — формирование спортивных двигательных умений и навыков. — приобретение базовых знаний научно-практического характера. К общепедагогическим относят задачи по формированию личности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое воспитание должно содействовать развитию нравственных качеств, поведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции. Высоконравственное поведение спортсмена, воспитанного тренером и коллективом, а также выработанные в процессе занятий физическими упражнениями трудолюбие, настойчивость, смелость и другие волевые качества непосредственно переносятся в жизнь, в производственную, военную и бытовую обстановку. Общепедагогические задачи физического воспитания уточняются в соответствии со спецификой избранного направления физического воспитания, возраста и пола занимающихся. По Б.А.Ашмарину (1990). Задачи системы физического воспитания выражают конкретные, соответствующие условиям функционирования системы задания, выполнение которых приближает к цели. Задачи системы физического воспитания составляют три группы: оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Оздоровительные задачи направлены на согласование и соразмерное развитие всех форм и функций организма человека, содействующие укреплению здоровья и совершенствованию физических качеств. Основным результатом решения оздоровительных задач должно быть улучшение физического состояния человека, его физического развития. На физическое развитие человека оказывают влияние три группы факторов: биологические, климатогеографические и социальные. Группу биологических факторов составляют наследственные факторы. (Например, по длине тела родителей можно с долей вероятности судить о возможной длине тела их детей.) В результате действия этих факторов физическое развитие подчиняется естественным законам, постепенной и возрастной сменяемости периодов развития. Группа климатогеографических факторов включает факторы, которые обусловлены климатическими и метеорологическими условиями, характерными для тех или иных географических зон страны, например: короткий световой день и сильные морозы на севере страны, высокая температура воздуха и низкая влажность в некоторых отдаленных районах Средней Азии. К группе социальных факторов относятся условия материальной жизни, трудовой и учебной деятельности, содержание воспитания, включая физическое, и т. п. Действие всех социальных факторов полностью подчинено общественно-экономическому развитию страны. В свою очередь социальные факторы оказывают существенное влияние на действия биологических и климатогеографических факторов. Например: улучшение материальных условий жизни — на ускорение прироста длины тела, веса, окружности грудной клетки и пр.; специально подобранные физические упражнения — на ликвидацию отставания в развитии быстроты, силы движений, вызванного неблагоприятными климатическими условиями. Следовательно, хотя физическое развитие может протекать и без физического воспитания, однако только с помощью рационально организованных занятий физическими упражнениями, с учетом, разумеется, биологических закономерностей развития организма можно достичь согласованного и соразмерного развития всех форм и функций человеческого организма. Оценка физического развития производится путем измерения размеров тела (длины и массы тела, окружности грудной клетки, длины туловища и конечностей и пр.), оценки внешних признаков телосложения (формы грудной клетки, ног, осанки, рельефа мускулатуры, жироотложения, эластичности кожи и пр.), степени полового созревания по внешним признакам, а также путем измерения некоторых функциональных показателей, как, например, жизненной емкости легких, силы отдельных мышечных групп, уровня проявления быстроты, выносливости и подвижности в суставах. Используя показатели физического развития, следует иметь в виду, что их высокий уровень создает лишь предпосылки для хорошего здоровья, высокой работоспособности или высоких спортивных результатов. Можно, например, обладать высоким ростом, хорошей осанкой и не иметь достаточной сопротивляемости к простудным заболеваниям или обладать большой мышечной силой и не уметь выполнять лазанье по канату в три приема. Поэтому при оценке физического развития используется комплекс различных показателей и обязательно в сопоставлении с показателями здоровья, работоспособности и уровнем умений выполнять те или иные действия. Т.о. физическое развитие расценивается как одна из функций физического воспитания, по которой судят об эффективности занятий физическими упражнениями. Воспитательные задачи нацелены на всестороннее и гармоническое развитие личности человека в единстве его духовных и физических сил. Физическое воспитание, как целостный педагогический процесс, способно своими специфическими средствами решать общие задачи воспитания. Образовательные задачи направлены на формирование определенных систем двигательных умений и навыков, на вооружение специальными знаниями в этой области, в результате чего человек приобретает тот или иной уровень физического образования. Специальные знания те, которые отражают закономерности физического воспитания. Общее физическое образование приобретается, к примеру, учениками общеобразовательных школ. Специализированное физическое образование приобретается в процессе спортивной подготовки. Физкультурное образование то, которое определяет меру профессиональной педагогической подготовки и может быть средним или высшим (удостоверяется соответствующим дипломом). Физическое образование предусматривает не только накопление человеком знаний и двигательных умений, но и формирование умений пользоваться ими в жизни (включая умения передавать свои знания и опыт другим) и самостоятельно овладевать физическими упражнениями. Впервые термин «физическое образование» получил научное обоснование в трудах П. Ф. Лесгафта, Все три группы задач системы физического воспитания должны решаться комплексно на каждом занятии физическими упражнениями. Реальные педагогические обстоятельства могут временно усиливать необходимость решения тех или иных задач.
*3. «Принципы» в педагогике - наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога и занимающегося к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени. Общие принципы системы физического воспитания: 1) принцип содействия всестороннему и гармоническому развитию личности; 2) принцип связи физического воспитания с практикой (прикладности); 3) принцип оздоровительной направленности. Общие, т.к. их действие распространяется на всех работников в сфере физической культуры и спорта, на все звенья системы физического воспитания (дошкольные учреждения, школа, средние специальные и высшие учебные заведения и т.п.), на государственные и общественные формы организации (мае-совая физическая культура и спорт высших достижений и т.д.). В общих принципах заложено требование общества, государства, как к самому процессу физического воспитания, так и к его результату (каким должен стать человек, занимающийся физической культурой). Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности. Данный принцип раскрывается в двух основных положениях. 1. Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. 2. Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду сформированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки. Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (принцип прикладности). Этот принцип отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. Принцип прикладности конкретизируется в следующих положениях. 1. При решении задач физической подготовки отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера. 2. В любых формах физкультурной деятельности стремиться к приобретению большего количества двигательных умений и навыков, а также разносторонне развивать физические способности. 3. Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств. Принцип оздоровительной направленности. Принцип заключается в достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает: — определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия; — планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся; — обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований; — широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Основное назначение общих принципов системы физического воспитания сводится к следующему [А.М. Максименко, 1999]: во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания; во-вторых, к обозначению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровления); в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания (пути реализации их на практике). Принципы системы физического воспитания представляют собой органическое единство. Нарушение одного из них отражается на осуществлении остальных.
1. Полезность и два подхода к её определению В рыночной экономике острой проблемой становится реализация продукции (как продать?). Поэтому в микроэкономике особое место принадлежит теории потребительского поведения. Эта теория призвана ответить на вопросы: каким образом покупатель осуществляет свой выбор? чем он руководствуется? Во-первых, покупателю свойственна свобода выбора (выбирает он); во-вторых, теория потребительского поведения исходит из посылки рационального поведения потребителя, т.е. стремления потребителя получить больший эффект от своего выбора при покупке товара. Покупатель приобретает товары и услуги для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Эффект, который возникает от удовлетворения потребностей, называется полезностью. Экономическое понятие полезности нельзя смешивать с физиологическим. Все то, что приносит эффект полезно. В экономической науке есть два подхода к полезности: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый). Количественный подход заключается в том, что предполагается количественная мера полезности (сколько). Поэтому ввели гипотетическую количественную величину utility - полезность - ютиль (ютил). Может измеряться как общая полезность - TU (total utility), так и предельная - MU (margimal utility). Общая полезность - потребительский эффект, который приносит данное количество товаров (например, общая полезность пяти килограммов яблок). Предельная полезность - потребительский эффект, который приносит последняя единица данного продукта. По мере насыщения потребности в том или ином товаре предельная полезность снижается (например, мороженого в жаркий день). Закон понижения предельной полезности называется Iым законом Госсена: по мере насыщения полезности в том или ином благе его полезность снижается. Потребитель осуществляет свой выбор, сопоставляя полезности с ценами. Рациональное поведение потребителя заключается в том, чтобы на каждый затраченный рубль получить возможно больший потребительский эффект. Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) можно выразить с помощью следующей формулы: , где MU1, MU2, MU3, Mun - предельные полезности 1, 2, 3, n-го товаров; Р1, Р2, Р3, Рn - цены 1,2,3, n-го товаров; l - предельная полезность денег. Эта формула выражает IIой закон Госсена: на последнюю единицу денег покупателю безразлично, что покупать. Например, имеется два продукта - помидоры (х) и огурцы (y), из которых покупатель должен сделать выбор. Их цены соответственно Рх = 3, Рy = 2. Предположим, дана общая полезность каждого товара. Вычислим предельную полезность и отношение ее к цене и заполним таблицу 2. Таблица 2
Из таблицы видно, что наивысшая предельная полезность, отнесенная к единице цены, у помидоров. Поэтому сначала покупаем 1 кг помидоров. По той же причине покупаем и 2-ой кг помидоров. А вот при третьей покупке нам безразлично, что покупать - помидоры или огурцы - так как их предельная полезность на 1 рубль одинакова.
Кардиналистский подход к определению полезности, представленный в работах У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса, ущербен тем, что не имеет возможности дать определенную количественную меру этим ютилям. Оценка полезности для каждого покупателя субъективна. На рубеже XVIII - XIX вв кардиналистский подход испытал кризис. Ему на смену пришел ординалистский подход (работы Р. Аллена и Дж. Хикса). Суть их теории заключалась в том, что не надо искать количественную меру каждой полезности, а надо изучать предпочтения потребителями одного набора продуктов другому. Такой подход открыл широкое пространство для математического моделирования.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |