Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отклонения в психическом развитии

Лекция 3

Основные понятия: психический дизонтогенез, недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгар­моничное развитие, развитие аномального ребенка в онтогенезе.

Психический дизонтогенез – нарушение развития психики в целом или ее отдельных состав­ляющих, нарушение темпов и сроков развития от­дельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введен Й. Швальбе (1927) для обозначения отклонения внутриутроб­ного формирования структур организма от нор­мального развития.

В.В. Лебединский выделил шесть вариантов психического дизонтогенеза: 1) недоразвитие; 2) задержанное развитие; 3) поврежденное развитие; 4) дефицитарное развитие; 5) искаженное развитие и 6) дисгар­моничное развитие.

Примером психического дизонтогенеза. по типу недоразвития являет­ся олигофрения. Для психического дизонтогенеза но типу задержанного развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их фиксацией на более ран­них возрастных этапах. Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дифицитарными функциями имеются и сохранные. Задержанное психическое развитие может быть вызвано генетическими факторами, соматическими, психогенными, а так­же органической недостаточностью головного моз­га. Повреж­денное развитие отличается от задержанного бо­лее поздним (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг. Пример поврежденного раз­вития – положительная деменция. Дефицитарное развитие связано с недоразвитием или поврежде­нием отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и ря­дом соматических заболеваний, приводящих к ин-валидизации. При искаженном развитии наблюдается слож­ное сочетание общего недоразвития, задержанно­го, поврежденного и ускоренного развития отдель­ных психических функций. Характерной моделью является развитие при синдроме раннего детского аутизма. Основа для дисгармоничного развития – врожденная либо рано приобретенная стойкая дис­пропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью этого типа развития могут служить ряд психопатий и так называемые патологические формирования личности.

Развитие аномального ребенка в онтогенезе. Отклонения в психическом развитии возника­ют с момента рождения ребенка, если поражение внутриутробное, или с момента возникновения дефекта, если поражение постнатальное. Первичное нарушение – снижение слуха, зрения, интел­лекта и др. – влечет за собой вторичные отклоне­ния в развитии и отклонения третьего порядка (Л.С. Выготский). При разной первичной причи­не многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю струк­туру психического развития ребенка.

При любом характере первичного нарушения наблюдаются отставание в сроках формирования психических функций (процессов) и замедленный темп их развития, а также качественные отклоне­ния в развитии. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности – предметно-манипулятивная, игровая, продуктивная. Например, предметно-манипулятивная деятельность у глухих и слабослышащих детей становится ведущей к 5 годам, у умственно от­сталых – к концу дошкольного возраста. Суще­ственные отклонения наблюдаются в развитии всех познавательных процессов – восприятия, на­глядного и словесно-логического мышления. На­рушается развитие процесса общения; дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта – пониманием речи, содержательным подра­жанием, действиями по образцу и по словесной инструкции.

Дефекты речевого развития наблюдаются у всех аномальных детей. Речь может отсутствовать совсем (при глухоте, тяжелой тугоухости, алалии, умственной отсталости, детском церебральном па­раличе), может развиваться с опозданием, иметь существенные дефекты – аграмматизмы, наруше­ния произношения, бедность лексики и семанти­ки. В ряде случаев формально развитая речь может быть бессодержательной, «пустой».

Следует иметь в виду, что отклонения в пси­хическом развитии могут быть вызваны и весьма незна­чительными, не бросающимися в глаза нарушениями. Так, снижение слуха на шепот при сохранно­сти восприятия голоса нормальной разговорной громкости может привести к речевому недоразви­тию. В результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовой травмы, тяжелой инфекции и др.) может возникнуть задержка психического развития, препятствующая нормальному обуче­нию ребенка в школе, и т. п.

Вместе с тем развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Это является основанием для оптимисти­ческого подхода к возможностям воспитания и обучения детей с отклонениями в психическом развитии. Но для того чтобы имею­щиеся у них тенденции развития были реализо­ваны, а само развитие максимально (в соответ­ствии с характером первичного нарушения) при­ближено к нормальному, требуется специальное педагогическое воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфи­ку данного дефекта.

Педагогическое воздействие направлено в пер­вую очередь на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние, в отличие от пер­вичных нарушений, имеющих органический харак­тер и требующих мед. коррекции, поддаются педа­гогической коррекции. С помощью педагогических средств м. б. также достигнута значительная ком­пенсация функций – восстановление или замеще­ние нарушенной функции. В то же время, как по­казала отечественная коррекционная психология, спонтанная компенсация дефекта не имеет места: нарушение слухового восприятия не компенсиру­ется за счет более интенсивного развития зритель­ной функции, а, напротив, влечет за собой недо­развитие зрительного восприятия; нарушение зри­тельной функции не ведет к усиленному по сравнению с нормальным развитию тактильно-двигательного восприятия и т. п.

Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содер­жания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обна­ружение отклонений в развитии и правильная ди­агностика первичного дефекта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примеры решений задач. Чистый вес изделия – 56 кг, величина фактических отходов при обработке заготовки – 6 кг, годовой выпуск – 800 ед | Тема: Физические основы квантовой механики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.