КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 3
Тема: Класс как социально-психологическая группа 1. Коллектив школьного класса как субъект и объект социального воспитания. 2. Принципы социального воспитания в школьном классе 3. Социализирующие функции школьного класса.
1. Коллектив школьного класса как субъект и объект социального воспитания. Каждый из вас учился в школьном классе, а возможно, и не в одном. Так или иначе почти каждый растущий человек проводит важнейший период своей жизни — с 6 —7 до 17 лет — в стенах своего класса. Но редко кто из школьников задумывается о том, что класс — это не только стены (хотя и они играют не последнюю роль), что за этим словом скрывается очень важный аспект его начинающейся жизни, от которого во многом зависит, как эта жизнь сложится дальше. С точки зрения А. В. Мудрика, класс можно рассматривать, по меньшей мере, с позиций трех «лиц». Позиция первого «лица» — школьный класс является структурной ячейкой учебно-воспитательного учреждения — школы, призванной выполнять государственный (или общественный) заказ: дать будущему гражданину базу (стандарт) образования, которая бы позволила ему в дальнейшем реализоваться с пользой для себя и общества. Другое «лицо», когда класс является компонентом воспитательной организации, каковой является школа наряду со своим предназначением первого «лица». Наконец, любой школьный класс обладает и третьим, весьма своеобразным «лицом», неразрывно связанным с первыми двумя и в то же время в значительной степени определяющим их «выражение». Речь идет о рассмотрении класса как социально-психологической группы, т. е. человеческой общности, объединенной по определенному признаку. В этом случае на первое место выступают не государственный заказ, не организационные цели, а межличностные отношения в группе. Это третье «лицо» представляет класс как неформальную группу и указывает на относительность и условность границ между его формальными и неформальными составляющими. Наличие этих трёх аспектов дает нам основание утверждать, что класс является одним из важнейших факторов социализации школьника; более того, по степени близости и интенсивности взаимодействия с ребенком класс относится к микрофакторам социализации. Еще точнее класс можно назвать особой группой сверстников. В ряду разнообразных групп, к которым может принадлежать школьник, класс, являясь одновременно и официальной,и неформальной группой, занимает совершенно специфическое место, потому что: · во-первых, одноклассники проводят здесь значительную часть своего времени; · во-вторых, желая того или нет, они постоянно вступают во взаимодействие друг с другом; · в-третьих, в классе они выступают, по меньшей мере, в двух важнейших для себя ролях — ученика и человека. Учитывая, что роль сверстников в социализации детей в последние годы неуклонно возрастает, класс наряду с семьей можно отнести к важнейшим микрофакторам социализации. Рассмотрим основные параметры класса как группы сверстников: Количественные границы По возрастным параметрам класс По половому признаку По юридическому статусу Социально-психологический статус По степени стабильности И наконец, по ценностной направленности класс, как компонент воспитательной организации, является просоциальной (социально позитивной) группой. На основании всего вышеизложенного можно дать определение: школьный класс — это формализованная, относительно стабильная контактная группа, объединяющая школьников примерно одного возраста и имеющая просоциальную направленность, соответствующую целям социального воспитания в образовательном учреждении, к которому класс принадлежит. Вопрос 2. Принципы социального воспитания в школьном классе Из определения социального воспитания следует, что оно в первую очередь представляет собой целенаправленную деятельность педагога. Какими же принципами он должен руководствоваться в этой деятельности? Из этого следует, что принципы воспитания являются тем стержнем, который держит и связывает теоретические, психологические и методические компоненты воспитания. Учитывая, что в школьном классе осуществляется социальное воспитание, дадим следующее определение: принципы социального воспитания — это основные, концептуальные положения, которые отражают педагогические убеждения и установки воспитателя и помогают ему на практике реализовать воспитательный процесс. · Принцип гуманистической направленности воспитания; · Принцип центрации социального воспитания на развитии личности · Принцип коллективности социального воспитания в школьном классе · Принцип диалогичности социального воспитания в школьном классе · Принцип природосообразности социального воспитания в школьном классе · Принцип культуросообразности социального воспитания в школьном классе · Принцип незавершимости воспитания Вопрос 3. Социализирующие функции школьного класса В педагогике существует несколько точек зрения по поводу функций класса. Так, Н.Л.Селиванова, рассматривая функции школьного класса по отношению к личности ребенка, включает в их ряд не только традиционные (например, образовательную), но и те, которые должен выполнять класс в сложной современной социально-педагогической ситуации: адаптивную, защитную, компенсаторную, коммуникативную, развивающую и интегрирующую. А.В.Мудрик, определяя социализирующие функции группы сверстников (в том числе и школьного класса), относит к ним следующие: - приобщение к культуре данного общества; - научение полоролевому поведению; - автономизацию детей от взрослых; - автономизацию от более широкой общности сверстников (в данном случае от школы); - автономизацию от возрастной субкультуры; - создание условий для решения школьниками возрастных задач развития. На основании идей этих авторов выстраивается другая классификация функции школьного класса — по их отношению к сущностным компонентам социализации: адаптации и обособлению.
Функции школьного класса, связанные с социальной адаптацией воспитанников 1. Образовательная функция выполняется классом как «рабочим органом» образовательного учреждения и связана с первым, наиболее исторически устоявшимся и понятным «лицом» класса. 2. Коммуникативная функция. Являясь социально-психологической группой, класс формирует и другой, не менее важный для растущего человека опыт, относящийся к деловому и межличностному общению. 3. Отношенческая функция школьного класса, называемая Н. Л. Селивановой адаптивной, связана с получением школьниками опыта выстраивания различных отношений. Если следовать логике И. А. Зязюна, эту функцию можно считать неотъемлемым продолжением коммуникативной, ее внутренней составляющей. Сущность отношенческой функции социального воспитания и роли педагога в ее осуществлении можно раскрыть с помощью высказывания А. С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди... Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.Весь этот хаос не поддается как будто никакому учету, тем не менее... направить это развитие и руководить им — задача воспитателя». 4. Защитная функция школьного класса, зависящая, в свою очередь, от предыдущей, предполагает создание в нем благоприятной психологической атмосферы, гуманистического микроклимата, в котором каждый школьник должен чувствовать себя достаточно комфортно, — это, несомненно, является одним из главных условий его адаптации в классе. 5. Ценностно-нормативная функция. Сущность данной функции школьного класса заключается в том, что в процессе общения с одноклассниками школьник в той или иной степени присваивает, впитывает принятые в классе нормы и ценности. Ценности являются внутренними, содержательными характеристиками личности, но чаще всего они возникают при переходе внешнего во внутреннее, т.е. в процессе интериоризации ценностей окружающих школьника людей и мира в целом. Понятие «нормы» чаще всего относится к внешним проявлениям ценностей человека, к его поведению и взаимодействию с другими. Следовательно, нормы более подвижны и менее устойчивы, чем ценности, с которыми они находятся в сложной взаимосвязи. С одной стороны, ценности, отражающие внутренний, духовный мир школьника, его сущность, во многом определяют нормы его поведения, а с другой — осваиваемые им нормы влияют на интериоризацию соответственных ценностей. 6. Эмотивная функция. Успешность всех перечисленных выше функций класса по отношению к конкретному школьнику предполагает эмоциональное переживание им и учебно-познавательной деятельности, и общения со сверстниками и взрослыми, и складывающихся отношений с ними, и тех ценностей и норм, которые он принимает как член группы. Таким образом, перечисленные функции школьного класса (образовательная, коммуникативная, отношенческая, защитная, ценностно-нормативная и эмотивная) обеспечивают успешную социальную адаптацию школьника, формируя его опыт приобретения и использования социально значимых знаний, конструктивного общения с людьми, выстраивания гуманных отношений с ними, адекватного поведения, сопереживания и ценностной ориентации. Этот вывод соотносится со следующим определением, данным А. В. Мудриком: индивидуальный социальный опыт — это синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний, знаний, умений и навыков, способов общения, мышления и деятельности, стереотипов поведения и интериоризированных ценностных ориентации. Это определение и приведенный выше вывод позволяют утверждать, что школьный класс способен стать сферой формирования практически всех компонентов индивидуального социального опыта школьника, что, в свою очередь, обеспечивает (в значительной мере) его социальную адаптацию как в сегодняшней школьной жизни, так и в будущем. Отметим еще два важных момента: во-первых, тесную взаимосвязь всех рассмотренных функций, а во-вторых, необходимость целенаправленной воспитательной деятельности для их Функции школьного класса, способствующие обособлению индивида В первую очередь рассмотрим функции обособления, имеющие более явные связи с первой группой. К ним можно отнести две функции: · функциюавтономизации детей от взрослых · функцию автономизации от общества сверстников Функция автономизации детей от взрослых. Школьный класс, как и любая детская общность, обладает внутренним стремлением к относительной замкнутости и обособлению, в первую очередь от мира взрослых. Особенно ярко это выражено у подростков: с одной стороны, мир взрослых является для них своеобразным притягательным ориентиром, а с другой — одной из тех «стихий», которые угрожают их свободе и независимости. Заметим, что эту негативную вторую сторону довольно часто для подростков олицетворяют учителя и родители. Таким образом, рассматриваемая функция школьного класса способствует формированию сплоченности воспитанников и развитию их субъектной позиции в том случае, если обособление от взрослых в рамках класса не имеет агрессивного и бессмысленного характера. Функция автономизации от общества сверстников. Если класс достаточно сплочен, то в нем проявляется устойчивое чувство Мы», обособляющее входящих в него школьников не только от взрослых, но и от других сверстников, от школы в целом. Это чувство играет двоякую роль: с одной стороны, оно характеризует класс как психологическую «нишу», в которой школьник чувствует себя «своим среди своих», т. е. лучше или, по крайней мере, не хуже, чем в каком-то другом окружении. Следующая функция школьного класса занимает особое место в ряду его социализирующих функций, так как благодаря ей происходит их своеобразная интеграция; именно эта функция максимально способствует обособлению школьника. Остановимся на ней подробнее. Стимулирующая функция школьного класса. Для рассмотрения этой функции необходимо остановиться на возрастных задачах развития, которые решаются человеком на каждом этапе его социализации. А.В.Мудрик выделяет три группы таких задач: 1. Естественно-культурные задачи, связанные с достижением определенного уровня физического развития человека, отражают становление его как биологического существа в процессе культурного удовлетворения физиологических потребностей. 2. Социально-культурные задачи, определяемые обществом в целом, этносом и ближайшим социумом человека, отражают развитие его познавательной, нравственной и ценностно-смысловой сфер. 3. Социально-психологические задачи включают в себя развитие потребностей и способностей к самопознанию, самоопределению, самореализации и самореабилитации личности. Перечисленные задачи составляют объективное содержание социализации человека и должны решаться на протяжении всей его жизни в соответствии со спецификой возраста. Решение их делает человека субъектом своего развития, но для этого необходим опыт успешного решения этих задач в самом начале жизни — в детском и юношеском возрастах. Можно предположить, что именно школьный класс способен помочь каждому растущему человеку в приобретении такого опыта, стимулировать становление его как субъекта, т.е. его позитивное обособление. Ниже мы попытаемся обосновать это предположение, а пока отметим, что осуществление данной функции зависит от успешной реализации всех рассмотренных нами функций школьного класса. Таким образом, можно сделать следующие выводы: - объективно класс является важным фактором социализации школьника и выполняет по отношению к нему и адаптирующие, и обособляющие функции, формируя определенный социальный опыт; - влияние класса на социализацию школьника может быть различным — от максимально положительного до максимально отрицательного; - позитивная, способствующая развитию личности школьника реализация социализирующих функций класса чаще всего не происходит сама по себе, а требует продуманной деятельности педагогов; - осуществляя эту деятельность, необходимо помнить о взаимовлиянии и взаимозависимости социализирующих функций класса, поэтому педагог должен стремиться к их разумному балансу и гармонии.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 6448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |