Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3

Тема: Класс как социально-психологическая группа

1. Коллектив школьного класса как субъект и объект социального воспитания.

2. Принципы социального воспитания в школьном классе

3. Социализирующие функции школьного класса.

 

1. Коллектив школьного класса как субъект и объект социального воспитания.

Каждый из вас учился в школьном классе, а возможно, и не в одном. Так или иначе почти каждый растущий человек проводит важнейший период своей жизни — с 6 —7 до 17 лет — в стенах своего класса. Но редко кто из школьников задумывается о том, что класс — это не только стены (хотя и они играют не послед­нюю роль), что за этим словом скрывается очень важный аспект его начинающейся жизни, от которого во многом зависит, как эта жизнь сложится дальше.

С точки зрения А. В. Мудрика, класс можно рассматривать, по меньшей мере, с позиций трех «лиц».

Позиция первого «лица» — школьный класс является струк­турной ячейкой учебно-воспитательного учрежденияшколы, при­званной выполнять государственный (или общественный) заказ: дать будущему гражданину базу (стандарт) образования, которая бы позволила ему в дальнейшем реализоваться с пользой для себя и общества.

Другое «лицо», когда класс является компонентом воспитатель­ной организации, каковой является школа наряду со своим пред­назначением первого «лица».

Наконец, любой школьный класс обладает и третьим, весьма своеобразным «лицом», неразрывно связанным с первыми двумя и в то же время в значительной степени определяющим их «выра­жение». Речь идет о рассмотрении класса как социально-психологи­ческой группы, т. е. человеческой общности, объединенной по оп­ределенному признаку. В этом случае на первое место выступают не государственный заказ, не организационные цели, а межлич­ностные отношения в группе. Это третье «лицо» представляет класс как неформальную группу и указывает на относительность и ус­ловность границ между его формальными и неформальными со­ставляющими.

Наличие этих трёх аспектов дает нам основание утверждать, что класс является одним из важнейших факторов социализации школьника; более того, по степени близости и интенсивности взаимодействия с ребенком класс относится к микрофакторам социализации.

Еще точнее класс можно назвать особой группой сверстников. В ряду разнообразных групп, к которым может принадлежать школьник, класс, являясь одновременно и официальной,и не­формальной группой, занимает совершенно специфическое мес­то, потому что:

· во-первых, одноклассники проводят здесь значи­тельную часть своего времени;

· во-вторых, желая того или нет, они постоянно вступают во взаимодействие друг с другом;

· в-треть­их, в классе они выступают, по меньшей мере, в двух важнейших для себя ролях — ученика и человека.

Учитывая, что роль сверстников в социализации детей в по­следние годы неуклонно возрастает, класс наряду с семьей мож­но отнести к важнейшим микрофакторам социализации.

Рассмотрим основные параметры класса как груп­пы сверстников:

Количественные границы

По возрастным параметрам класс

По половому признаку

По юридическому статусу

Социально-психологический статус

По степени стабильности

И наконец, по ценностной направленности класс, как компо­нент воспитательной организации, является просоциальной (со­циально позитивной) группой.

На основании всего вышеизложенного можно дать определе­ние: школьный класс — это формализованная, относительно ста­бильная контактная группа, объединяющая школьников примерно од­ного возраста и имеющая просоциальную направленность, соответ­ствующую целям социального воспитания в образовательном учреж­дении, к которому класс принадлежит.

Вопрос 2. Принципы социального воспитания в школьном классе

Из определения социального воспитания следует, что оно в первую очередь представляет собой целенаправленную деятель­ность педагога. Какими же принципами он должен руководство­ваться в этой деятельности?

Из этого следует, что принципы воспитания являются тем стержнем, который держит и связывает теоретические, пси­хологические и методические компоненты воспитания.

Учитывая, что в школьном классе осуществляется социаль­ное воспитание, дадим следующее определение: принципы социального воспитания — это основные, концептуальные положения, которые отражают педагогические убеждения и установки воспи­тателя и помогают ему на практике реализовать воспитательный процесс.

· Принцип гуманистической направленности воспитания;

· Принцип центрации социального воспитания на развитии личности

· Принцип коллективности социального воспитания в школьном классе

· Принцип диалогичности социального воспитания в школьном классе

· Принцип природосообразности социального воспитания в школьном классе

· Принцип культуросообразности социального воспитания в школьном классе

· Принцип незавершимости воспитания

Вопрос 3. Социализирующие функции школьного класса

В педагогике существует несколько точек зрения по поводу функ­ций класса. Так, Н.Л.Селиванова, рассматривая функции школь­ного класса по отношению к личности ребенка, включает в их ряд не только традиционные (например, образовательную), но и те, которые должен выполнять класс в сложной современной соци­ально-педагогической ситуации: адаптивную, защитную, компен­саторную, коммуникативную, развивающую и интегрирующую.

А.В.Мудрик, определяя социализирующие функции группы сверстников (в том числе и школьного класса), относит к ним следующие:

- приобщение к культуре данного общества;

- научение полоролевому поведению;

- автономизацию детей от взрослых;

- автономизацию от более широкой общности сверстников (в данном случае от школы);

- автономизацию от возрастной субкультуры;

- создание условий для решения школьниками возрастных за­дач развития.

На основании идей этих авторов выстраивается другая классификация функции школьного класса — по их отношению к сущностным компонентам социализации: адаптации и обособ­лению.

 

Функции школьного класса, связанные с социальной адаптацией воспитанников

1. Образовательная функция выполняется классом как «рабочим органом» образовательного учреждения и связана с первым, наи­более исторически устоявшимся и понятным «лицом» класса.

2. Коммуникативная функция. Являясь социально-психологичес­кой группой, класс формирует и другой, не менее важный для растущего человека опыт, относящийся к деловому и межлично­стному общению.

3. Отношенческая функция школьного класса, называемая Н. Л. Се­ливановой адаптивной, связана с получением школьниками опыта выстраивания различных отношений. Если следовать логике И. А. Зязюна, эту функцию можно считать неотъемлемым продол­жением коммуникативной, ее внутренней составляющей. Сущность отношенческой функции социального воспитания и роли педагога в ее осуществлении можно раскрыть с помощью высказывания А. С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди... Со всем слож­нейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняет­ся физическим и нравственным ростом самого ребенка.Весь этот хаос не поддается как будто никакому учету, тем не менее... направить это развитие и руководить им — задача воспи­тателя».

4. Защитная функция школьного класса, зависящая, в свою оче­редь, от предыдущей, предполагает создание в нем благоприят­ной психологической атмосферы, гуманистического микрокли­мата, в котором каждый школьник должен чувствовать себя достаточно комфортно, — это, несомненно, является одним из главных условий его адаптации в классе.

5. Ценностно-нормативная функция. Сущность данной функции школьного класса заключается в том, что в процессе общения с одноклассниками школьник в той или иной степени присваива­ет, впитывает принятые в классе нормы и ценности. Ценности являются внут­ренними, содержательными характеристиками личности, но чаще всего они возникают при переходе внешнего во внутреннее, т.е. в процессе интериоризации ценностей окружающих школьника лю­дей и мира в целом. Понятие «нормы» чаще всего относится к внешним про­явлениям ценностей человека, к его поведению и взаимодействию с другими. Следовательно, нормы более подвижны и менее устой­чивы, чем ценности, с которыми они находятся в сложной взаи­мосвязи. С одной стороны, ценности, отражающие внутренний, духовный мир школьника, его сущность, во многом определяют нормы его поведения, а с другой — осваиваемые им нормы вли­яют на интериоризацию соответственных ценностей.

6. Эмотивная функция. Успешность всех перечисленных выше функций класса по отношению к конкретному школьнику пред­полагает эмоциональное переживание им и учебно-познаватель­ной деятельности, и общения со сверстниками и взрослыми, и складывающихся отношений с ними, и тех ценностей и норм, которые он принимает как член группы.

Таким образом, перечисленные функции школьного класса (образовательная, коммуникативная, отношенческая, защитная, ценностно-нормативная и эмотивная) обеспечивают успешную социальную адаптацию школьника, формируя его опыт приобре­тения и использования социально значимых знаний, конструк­тивного общения с людьми, выстраивания гуманных отношений с ними, адекватного поведения, сопереживания и ценностной ориентации. Этот вывод соотносится со следующим определени­ем, данным А. В. Мудриком: индивидуальный социальный опыт — это синтез различного рода запечатленных ощущений и пережива­ний, знаний, умений и навыков, способов общения, мышления и дея­тельности, стереотипов поведения и интериоризированных ценност­ных ориентации.

Это определение и приведенный выше вывод позволяют ут­верждать, что школьный класс способен стать сферой формиро­вания практически всех компонентов индивидуального социаль­ного опыта школьника, что, в свою очередь, обеспечивает (в зна­чительной мере) его социальную адаптацию как в сегодняшней школьной жизни, так и в будущем. Отметим еще два важных момента: во-первых, тесную взаимосвязь всех рассмотренных функций, а во-вторых, необхо­димость целенаправленной воспитательной деятельности для их
позитивной реализации.

Функции школьного класса, способствующие обособлению индивида

В первую очередь рассмотрим функции обособления, имею­щие более явные связи с первой группой. К ним можно отнести две функции:

· функциюавтономизации детей от взрослых

· функ­цию автономизации от общества сверстников

Функция автономизации детей от взрослых. Школьный класс, как и любая детская общность, обладает внутренним стремлением к относительной замкнутости и обособлению, в первую оче­редь от мира взрослых. Особенно ярко это выражено у подрост­ков: с одной стороны, мир взрослых является для них своеобраз­ным притягательным ориентиром, а с другой — одной из тех «сти­хий», которые угрожают их свободе и независимости. Заметим, что эту негативную вторую сторону довольно часто для подрост­ков олицетворяют учителя и родители.

Таким образом, рассматриваемая функция школьного класса способствует формированию сплоченности воспитанни­ков и развитию их субъектной позиции в том случае, если обособление от взрослых в рамках класса не имеет агрессивного и бессмысленного характера.

Функция автономизации от общества сверстников. Если класс достаточно сплочен, то в нем проявляется устойчивое чувство Мы», обособляющее входящих в него школьников не только от взрослых, но и от других сверстников, от школы в целом. Это чувство играет двоякую роль: с одной стороны, оно характеризу­ет класс как психологическую «нишу», в которой школьник чув­ствует себя «своим среди своих», т. е. лучше или, по крайней мере, не хуже, чем в каком-то другом окружении.

Следующая функция школьного класса занимает особое место в ряду его социализирующих функций, так как благодаря ей про­исходит их своеобразная интеграция; именно эта функция макси­мально способствует обособлению школьника. Остановимся на ней подробнее.

Стимулирующая функция школьного класса. Для рассмотрения этой функции необходимо остановиться на возрастных задачах развития, которые решаются человеком на каждом этапе его со­циализации. А.В.Мудрик выделяет три группы таких задач:

1. Естественно-культурные задачи, связанные с достижением определенного уровня физического развития человека, отражают становление его как биологического существа в процессе куль­турного удовлетворения физиологических потребностей.

2. Социально-культурные задачи, определяемые обществом в целом, этносом и ближайшим социумом человека, отражают раз­витие его познавательной, нравственной и ценностно-смысловой сфер.

3. Социально-психологические задачи включают в себя разви­тие потребностей и способностей к самопознанию, самоопреде­лению, самореализации и самореабилитации личности.

Перечисленные задачи составляют объективное содержание социализации человека и должны решаться на протяжении всей его жизни в соответствии со спецификой возраста. Решение их делает человека субъектом своего развития, но для этого необхо­дим опыт успешного решения этих задач в самом начале жизни — в детском и юношеском возрастах. Можно предположить, что именно школьный класс способен помочь каждому растущему человеку в приобретении такого опыта, стимулировать становле­ние его как субъекта, т.е. его позитивное обособление. Ниже мы попытаемся обосновать это предположение, а пока отметим, что осуществление данной функции зависит от успешной реализации всех рассмотренных нами функций школьного класса.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- объективно класс является важным фактором социализации школьника и выполняет по отношению к нему и адаптирующие, и обособляющие функции, формируя определенный социальный опыт;

- влияние класса на социализацию школьника может быть раз­личным — от максимально положительного до максимально от­рицательного;

- позитивная, способствующая развитию личности школьника реализация социализирующих функций класса чаще всего не про­исходит сама по себе, а требует продуманной деятельности педа­гогов;

- осуществляя эту деятельность, необходимо помнить о взаи­мовлиянии и взаимозависимости социализирующих функций класса, поэтому педагог должен стремиться к их ра­зумному балансу и гармонии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особливості інтернет-спілкування | Валеологические проблемы питания населения России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 6448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.