Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства композиции

Планировка и композиция экрана

 

Композиция — искусство составления (компоновки) объектов, построения, соотношения составных частей какого-либо произведения. Понятие это является общим для музыки, живописи, архитектуры и многого другого. В компьютерной графике существует очень простое определение термина "композиция": гармоничное размещение изображаемых объектов.

Правила композиции основаны на законах восприятия, работающих на подсознательном (интуитивном) уровне. В данной статье речь пойдет о плоской (2D) композиции, хотя сказанное по большей части справедливо и для 3D-пространства.

Объекты композиции (назовем их условно "пятна") имеют цвет и тон, размер и форму, а также характеризуются ритмом, пластикой и контрастом.

Пятно помогает выделить важный объект и определить смысловой центр композиции. Оно в зависимости от решаемых задач бывает как цветовым, так и тональным. Размер пятна варьируется по отношению ко всему изображению, что создает ощущение огромного пространства, пустоты, одиночества или, наоборот, тесноты и суеты.

В приведенном на рис. 4.4.1 примере объект воспринимается белым пятном на черном фоне. Тем самым автор снимка делает акцент на лице девушки.

 

Рис. 4.4.1. Умышленное изображение автором черного на черном акцентирует внимание на лице девушки

 

Ритм задает форме движение через повторяемость и играет организационную и эстетическую роль (рис. 4.4.2). Для динамического ритма характерно вертикальное, а для спокойного, плавного – горизонтальное чередование. Четкость восприятия композиции, ее запоминаемость напрямую зависят от ритма.

 

 

Рис. 4.4.2. Многократный повтор одного объекта создает определенный эффект (ритм)

Он проявляет себя во многих ипостасях. Один из законов правильной композиции заключается в том, что цветовые пятна и промежутки между ними должны быть различной величины, иначе ритм становится монотонным, что создает дискомфорт восприятия таких изображений. В композициях важен ритм изображений, их элементов и пауз.

Пластика в компьютерной графике – это способ сочетания составляющих движение элементов при образовании целого (рис. 4.4.3).

Движение, рм и плсти являютсяедствами организации композиции. Например, используя движение, мы можем привести взгляд зрителя к определенной части изображения. При этом ритм и пластика зададут этому движению акое-то конкретное настроение.

Контраст позволяет выделить и гиперболизировать особенности двух и более изображений, предметов, цветов (рис. 4.4.4). Большой рядом с маленьким, толстый и тонкий (подле толстого тонкий кажется еще худее). Этот прием усиливает свойства предмета по сравнению с его антиподом.

Белый медведь на северном полюсе и черная кошка в темной комнате – это примеры предельно неудачного выбора контраста. Правило правильного контраста заключается и в том, чтобы избегать однообразного повтора одинаковых элементов.

Контраст привлекает внимание зрителя, организовывает страницу, придает ей интересный вид. Наиболее легкий способ создания контраста – эксперименты со шрифтами (противопоставление стиля, размера, формы и т. д.) – показан на рис. 4.4.5, а. При излишнем ктрасте мож возникнуть конфликт шрифтов, огда их счетаниестаовится не эффективны, а еудачным (рис.4.4.5, б).

 

Рис. 4.4.3. Пластика в фотоизображении сцены из балета воздействия на зрителя

 

 

Рис. 4.4.4. Изображение с высоким контрастом цветов

 

Основные правила построения тоновой черно-белой композиции.

 

Соотношение площади пятен. Необходимо добиваться четкого восприятия, что есть фон изображения, а что — объекты на нем. Обычно подсознательно в качестве фона воспринимается то, чего больше. А если количество черного и белого оказывается примерно одинаковым, это вызывает дискомфорт из-за невозможности явного предпочтения.

Композиционный центр. Композиция должна восприниматься как единое целое. Для этого ее выстраивают относительно одного узла, называемого композиционным центром. Иначе говоря, при создании рисунка важно определить его композиционный центр, т. е. то место, где будет находиться главный объект. Причем главным он окажется потому, что ему будут подчинены все остальные элементы изображения.

Композиционный центр – это точка равновесия в изображении, где соединяются центры отдельных пятен. При этом он необязательно является геометрическим центром листа (рис. 4.4.6).

При горизонтальном расположении объекта на изображении создается ощущение устойчивости и статичности, которое усиливается, если композиционный центр находится внизу. Если же он вверху, возникает дискомфорт, а также чувство неестественности. Диагональный композиционный центр кажется динамичным и нестабильным (рис. 4.4.7).

Сбалансированность выходов пятен в края композиции. Если в композиции все пятна находятся на каком-то расстоянии от краев, а одно вплотную к правой границе, то у зрителя создается дискомфортное впечатление, будто изображение обрезано. Поэтому по горизонтали выходы пятен в края композиции должны компенсироваться. Также нуждаются в компенсации выходы объектов вверх и вниз. Геометрический центр листа – не точка, а линия (рис. 4.4.8).

Рис. 4.4.6. Поиск композиционного центра изображения

Рис. 4.4.7. Композиционный центр: а — расположенный снизу (слева), б — сверху (в центре)

 

Простая и сложная композиция. На изображении с большим количеством предметов (рис. 4.4.9) взгляд задерживается дольше, поскольку у человека возникает подсознательное стремление разгадать, в чем его суть. Рекомендуемое количество элементов композиции должно быть приблизительно равно числу Мюллера: 7±2. Если их больше, то рисунок выглядит перегруженным, если меньше, то на него скучно смотреть.

Перспектива. При изображении объемных объектов нужно учитывать перспективу: например, что две параллельные линии сближаются по мере удаления от смотрящего (рис. 4.4.10).

 

 

Рис. 4.4.8. Баланс в композиции пятен: а — правильный (слева), б — неправильный (справа)

 

Рис. 4.4.9. Многопредметная композиция

 

 

Рис. 4.4.10. Пример перспективы

 

Динамизм и направляющие линии. Направляющие линии играют важную роль в композиции изображений, придавая им динамизм. Это не следует понимать буквально, так, будто на картинке кто-то должен бежать, стрелять или прыгать. На рис. 4.4.11 показаны неподвижные прищепки, и тем не менее за счет формы веревки (направляющей линии) снимок не статичен, а динамичен.

используется зигзаг (S-линия). Такая кривая очень выразительна рис. 4.4.12). Применяются и другие, например диагональные линии (рис. 4.4.13). Следуя им, зритель самым естественным образом воспринимает сюжетно важные детали изображения.

 

 

Рис. 4.4.11. Пример неудачного кадрирования изображения и плохого фона

 

Рис.4.4.12. Динамичная композиция

 

 

Рис. 4.4.13. Диагональное построение композиции изображения

 

 

Рис. 4.4.14. Достижение динамичности изображения за счет смещения главного объекта съемки в сторону от композиционного центра

 

Использование элементов переднего плана. Обрамление важной детали сюжета элементами переднего плана может усилить ощущение пространственной глубины (перспективы), как, например, на рис. 4.4.15.

Правило золотого сечения. При компоновке кадра с объектом, смещенным относительно центра, целесообразно руководствоваться правилом золотого сечения, суть которого состоит в следующем. Прежде чем сделать снимок, надо мысленно разделить его по горизонтали и вертикали на три части. В точках пересечения воображаемых линий и следует размещать наиболее важные объекты съемки, учитывая их тип и размеры, а также замысел фотографа (рис. 4.4.16).

Одно из следствий правила золотого сечения — общепринятое соотношение сторон кадра изображения 2:3. Примерами могут служить размеры фото в ателье (9x13, 10x15 см и др.).

Из правила золотого сечения вытекает и необходимость при выборе композиции учитывать путь следования движущихся объектов и оставлять им пространство для продолжения перемещения. Взгляд также не должен упираться в рамку изображения. На рис. 4.4.17, а объект съемки, согласно правилу золотого сечения, помещен в правую нижнюю часть кадра. Тем самым для взгляда букашки оставлено достаточно пространства. Неверный вариант приведен на рис. 4.4.17, б.

 

 

Рис. 4.4.15. Ветки дерева на переднем плане подчеркивают удаленность памятника (пространственную глубину)

 

 

Рис. 4.4.16. Размещение двух объектов по правилу золотого сечения

 

 

Рис. 4.4.17. Важнее оставить свободное пространство перед объектом (а), чем позади него (б)

 

Уравновешенность композиции. Уравновешенная компоновка всех деталей — важное условие получения удачного кадра. Уравновешивание — это правильное размещение объектов, цветовых элементов, света и тени, дополняющих друг друга так, чтобы изображение хорошо смотрелось. На рис. 4.4.18, а приведен пример неуравновешенной композиции: из-за отсутствия видимой опоры создается впечатление, будто ваза вот-вот упадет. На рис. 4.4.18, б соблюдается симметричный композиционный баланс (муха уравновешивает цветок), а на рис. 4.4.18, в — несимметричный (большая шелуха справа уравновешивает три маленькие горошины слева). Несимметричная уравновешенность обычно выглядит лучше, чем симметричная.

Отделение объекта съемки от элементов фона – это также правило композиции. Помните о том, что зрение всегда пытается соединить фон с изображением. Он не должен мешать восприятию основного объекта съемки и быть с ним одного цвета (рис. 4.4.19). Слияние контуров деталей одного оттенка (например, одежды человека и предметов обстановки) нежелательно.

Чем ближе, тем главнее. На восприятие графики очень сильно влияет пространственное расположение объектов. Чем ближе объект, тем он кажется главнее (рис. 4.4.20).

Рассказывая об искусстве композиции, мы сосредоточили основное внимание на фотографии. Между тем аналогичные правила существуют и в компьютерной графике, и в полиграфии, и в веб-дизайне. Об этом пойдет речь в одном из ближайших номеров журнала.

 

 

Рис. 4.4.18. Композиция: а — неуравновешенная; б — уравновешенная симметрично; в — несимметрично

 

 

Рис. 4.4.19. Черная кошка на черном фоне — неправильно

 

 

Рис. 4.4.20. Ближний объект привлекает больше внимания

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ANSI-графика. Близкие к ASCII-арту изображения начали появляться в XIX веке. Одним из их проявлений стал фигурный текст в поэзии — каллиграммы. Общеизвестным примером может | Графические редакторы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.