Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические аспекты выживания. Организация отношений в группе, потерпевшей бедствие

Влияние внутригрупповых отношений на развитие аварийной ситуации может, на первый взгляд, показаться не столь существен­ным, как, скажем, наличие или отсутствие продуктов питания, аварийного снаряжения. Однако известно немало случаев, когда раздор в группе приводил к самым трагическим результатам вслед­ствие острых конфликтов, принятия неправильных решений, са­моустранения от активной деятельности части людей и других причин задолго до того, как исчерпывались запасы продуктов.

Неправильная организация отношений в группе может ска­заться уже в первые минуты аварии. К сожалению, история знает немало примеров, когда команда гибнущего транспортного средства или инструкторы, руководители групп путешественников бросали на произвол судьбы вверенных им людей, когда сильные выживали за счет слабых, когда отделившаяся группа «прихваты вала» с собой аварийные запасы и снаряжение. Стихия индивидуализма в момент аварии может привести к возникновению всеоб­щей паники, к самоспасению любой ценой, что в подавляющем большинстве случаев заканчивается гибелью всей группы.

Напротив, в хорошо организованной, сплоченной группе спа­сательные операции проходят планомерно, без признаков пани­ки. Каждый выполняет конкретную работу, предусмотренную ава­рийным расписанием или указанную руководителем, благодаря чему удается избежать напрасных человеческих жертв, спасти наи­большее количество аварийного снаряжения, продуктов.

Долговременное выживание ставит человека в чрезвычайно сложные, иногда жестокие условия. Он испытывает в течение многих дней непрерывную физическую боль из-за ран, ссадин, болезней, недоедания, чувство физического дискомфорта из-за холода или жары. К физическим страданиям присоединяются постоянная нервная напряженность, муки осознания неизбежно­сти гибели. В такой ситуации всякий человек становится раздра­жительным, легковозбудимым, подозрительным.

В группах со слабовыраженными межличностными отноше­ниями раздражение может принять крайние формы — ссоры, раз­бирательства с применением физической силы и пр. Возможно разделение группы по инициативе наиболее сильных, не желаю­щих связывать себя уходом за людьми с ограниченной трудоспо­собностью. Разобщенность может привести к индивидуальному выживанию внутри группы по принципу «каждый сам за себя». В литературе существует даже такое понятие — «экспедиционное бешенство». Описаны случаи, когда люди, пребывавшие в чрезвы­чайных обстоятельствах длительное время, в раздражении набра­сывались друг на друга, совершенно не общались между собой.

Организация здоровых отношений в группе, потерпевшей ава­рию, зависит от сплоченности людей, слаженности группы, от сте­пени сознательности каждого человека, его общего культурного уровня и многих других причин.

Немало зависит от руководителя группы. При всех издержках единоначалия подобная форма организации отношений внутри аварийной группы остается единственно возможной. Конечно, крайне важно, чтобы руководитель группы являлся истинным ли­дером, а не формальным, назначенным волевым решением. В группе имеющих официального руководителя, он выбирается из числа наиболее опытных, авторитетных, уравновешенных людей, каждый участник аварийной группы должен беспрекословно под­няться приказам руководителя. Руководитель в свою очередь несет персональную ответственность за жизнь и здоровье людей и принятые им решения. Он должен выбрать тактику выживания сообразно условиям аварийной ситуации, состоянию членов груп­пы наличию продовольствия, воды, аварийного снаряжения, по­годным условиям и пр. Надо стараться обеспечить посильной ра­ботой каждого. Бездействие, особенно вынужденное ожидание, угнетают человека. Поручая какое-либо дело, следует хотя бы в двух словах разъяснить его необходимость. Нельзя заставлять людей ис­полнять работу, цель и значение которой им неясны.

По той же причине не следует заставлять человека без необхо­димости делать то, что он не любит. Всю черную работу лучше рав­номерно распределить между участниками группы. Ежедневное мытье варочной посуды может вывести из равновесия любого са­мого выдержанного человека.

Заметно объединяет людей совместное выполнение конкрет­ных дел. Серьезные исследования показали, что чем больше чело­век будет связан рабочим процессом с другим и чем больше будет зависеть от него, тем лучше сложатся их отношения.

В значительной степени оказывает влияние на психологический климат в группе распределение физических нагрузок и отдыха. Час­то группы, стремясь к рекордным результатам дневного перехода, упрощают быт, сводят отдых к минимуму, отдавая львиную долю вре­мени движению. Выигрывая, в частности, в нескольких лишних ки­лометрах, они проигрывают в основном — в благополучном психо­логическом климате. Вовремя отдохнуть, создать усталым людям некоторое подобие комфорта — и конфликт не состоялся!

В условиях аварии надо стараться не допускать пессимистичес­ких разговоров, мрачных прогнозов в отношении дальнейшего раз­вития событий. Наоборот, следует всячески поощрять оптимизм, Рассказы о стойкости людей, о случаях благополучного исхода чрез­вычайных происшествий, благородстве потерпевших бедствие. в подтверждение можно сослаться на трагические примеры много­численных морских катастроф. Очень часто моряки, обнаружившие океане шлюпки с потерпевших крушение судов, удивлялись тому обстоятельству, что среди умерших или сошедших с ума пассажиров почти не было детей младше 10 лет. Дети выживали там, где моло­дые здоровые мужчины умирали! Парадокс этот объясняется очень просто: дети не прогнозируют ситуацию, не изводят себя дурными предчувствиями. Они просто плачут и ждут помощи. Они «отклю­чаются» и благодаря этому защищают свою психику от смертельно опасных перегрузок. В свою очередь умные взрослые убивают себя тем, что не видят выхода из создавшегося положения.

«Климат» оптимизма повышает шансы на спасение. Но, пе­регибая палку, обнадеживая людей возможностью скорого спасе­ния, провоцируя легкомысленное бодрячество, можно подтолк­нуть их к необдуманным действиям, неоправданному использова­нию аварийных запасов.

Юмор — прекрасное противоконфликтное средство в аварий­ной ситуации. Уместная шутка может мгновенно разрядить взры­воопасную ситуацию. Юмор, пожалуй, единственное, что в подоб­ной ситуации доставляет людям положительные эмоции.

Крайне вредно и опасно анализировать обстоятельства, при­ведшие к аварии, действия людей во время происшествия, тем более искать и наказывать виновных. Все разборы необходимо оставить до возвращения домой. Даже провинившимся людям нельзя выказывать своего недовольства.

Типичным камнем преткновения в экстремальных условиях становится еда. Поэтому к пайкованию и распределению продук­тов следует подходить максимально тщательно, соблюдая прин­цип всеобщего равенства.

Повышение пайка больным или ослабевшим людям должно производиться с общего согласия. При этом надо обосновать, на­сколько и на какой срок увеличивается рацион и чем это вызвано.

Совершенно недопустимо регулировать объем пайка в зависи­мости от количества и качества выполняемой людьми работы, их комплекции и т. п. причин. Доказательные построения вроде: «Я выполняю самую трудную работу, и поэтому мне необходимо самое калорийное питание» — в аварийной ситуации не подходят! Нельзя ломать принцип всеобщего равенства, принятый в груп­пах, терпящих бедствие!

Недопустимо также уменьшать человеку паек в виде наказа­ния, например, за нарушение дисциплины или другой проступок.

С соблюдением тех же принципов делятся теплые вещи, сна­ряжение и другие жизненно необходимые предметы. Недопустимо без разъяснений создавать дополнительные неприкосновенные запасы и аварийные наборы, укрывать продукты, воду, снаряже­ние и пр., какими бы благородными целями это ни диктовалось.

При принятии важных решений желательно узнать мнение каждого участника группы. Допустимо общее обсуждение группо­вых проблем, но нельзя доводить его до уровня спора. Принимая окончательное решение, руководитель обязан учитывать желания людей, их мнения. Нельзя без крайней необходимости заставлять человека делать то, что он делать не хочет или не умеет. От этого может пострадать как само дело, так и авторитет руководителя.

Руководитель должен заботиться о моральном состоянии уча­стников группы не меньше, чем об их физическом самочувствии, питании и отдыхе. Отрицательный фон подрывает веру в возмож­ность благополучного исхода аварийной ситуации, создает ненуж­ную нервозность, снижает физическую выносливость людей, уменьшает шансы на спасение.

В заключение следует сказать, что условия аварийной ситу­ации не освобождают человека от соблюдения общепринятых моральных норм. Неоказание помощи нуждающимся при любых обстоятельствах преследуется в уголовном порядке. Никакие внешние обстоятельства или психологические сложности оправ­дать человека в этом случае не могут.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация кострового бивака | Степень опасности ХОО
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.