КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него. Хроническое вегетативное состояние
Радикальная критика критерия полной смерти мозга и ратование за признание критерием смерти смерть коры, были обусловлены случаями необоснованно затянутой реанимации. Эти случаи послужили причиной горячих дискуссий по поводу ненужной реанимации и права на смерть. Особенно это касалось случаев, названных синдромом постоянного бессознательного состояния или хронического вегетативного состояния, который включают два основных типа.
Самыми известными случаями такого состояния являются трагические истории Карей Квинлан и Пола Бейлей. Так, например, случай с Карей Квинлан, которая впала в коматозное состояние в 1975 году в результате одновременного приема валиума и алкоголя. Она находилась на ИВЛ, питание было насильственным, высококалорийным с помощью назогастральной питательной трубки. Через 6 месяцев после случившегося, адвокат свидетельствовал, что в Карен выглядела следующим образом: Ее глаза открыты и перемещаются круговым способом, когда она дышит; ее глаза мигают приблизительно три или четыре раза в минуту; ее лоб свидетельствует об очень заметном поте; ее рот открыт, в то время когда респиратор расширяется, чтобы засасывать воздух, ее язык, кажется, перемещается довольно случайным образом. Ее рот закрывается, когда воздух засасывается в ее тело через трахеостому, и она, кажется, слегка бьется в конвульсиях или задыхается; ее руки находятся в изнуренном положении. Ее фактический вес около 70 фунтов (30 кг.). После длительных советов с врачами, священниками семья Карен Квинланн пришла к выводу о том, что Карен как личность умерла и решили удалить респиратор и позволить телу Карен умереть. Они понятия не имели, что их многомесячная борьба, чтобы прийти к этому решению, будет самым простым делом. После года судебных разбирательств, многочисленных аппеляций Верховный Суд единодушно разрешил дело в пользу Квинлан, т. е. запретил отключение респиратора. К лету 1976 года, через 4 месяца после решения суда, Карен Квинлан была все еще жива. К тому времени, язвы от лежачего положения разъели ее плоть, и ее тазовые кости стали открытыми. Только через несколько месяцев, после перевода в другую клинику и после успешной работы новых адвокатов Карен была отключена от аппарата ИВЛ. Она продолжала дышать самостоятельно. Насильственная гидратация и кормление были продолжены. И только после более 10 лет пребывания в доме по уходу за больными, 13 июня 1986 года, тело Карен Квинлан было объявлено мертвым. Другой параллельно имевший место – это случай с Полом Бейлей, который умер в 1982 году, пробыв 25 лет в коматозном состоянии. Как и многие другие проблемы биоэтики, проблема прекращения жизнеподдерживающенго лечения на сегодня она не имеет единственного и очевидного решения. Один из подходов к ее решению опирается на различение ординарных и экстраординарных (иногда их называют еще "героическими") методов лечения. Согласно этому подходу, предполагается, что если для продления жизнеподдерживающего лечения достаточно ординарных мер, то лечение должно быть продолжено. Если же приходится прибегать к чрезвычайным, экстраординарным мерам, то такой жесткой необходимости продлевать лечение нет. Необходимо особо подчеркнуть, что во всех этих случаях речь идет о выборе, который осуществляется не врачом, а пациентом или его близкими. Аналогичная норма, позволяющая пациенту отказаться от лечения, в том числе и жизнеподдерживающего, содержится в законодательстве многих стран, включая российские законодательство. Обсуждение возможности и условий отказа от жизнеподдерживающего лечения вплотную подводит нас к, пожалуй, наиболее острой и противоречивой проблеме биоэтики - к проблеме эвтаназии. Моральный смысл различных форм эвтаназии Лиллиан Бойз: В 1991г. в графстве Хэмпшир, На протяжении долгого времени Лиллиан Бойз страдала ревматоидным артритом. В возрасте 70 лет прогрессирующая болезнь, достигнув терминальной стадии, превратила ее в инвалида. У нее были хронические болезненные язвы на ногах и руках, отечность, болезненность и деформации суставов, а также переломы тел позвонков. Справиться с болью оказалось невозможным. Любые манипуляции и даже простое прикосновение доставляли ей большие страдания. Больную вел врач Найджел Кокс, доктор медицинских наук, ревматолог. Он знал ее уже 13 лет и был доверенным другом семьи пациентки. По мере ухудшения состояния, Лиллиан Бойз настойчиво говорила доктору, что хочет умереть. Он выражал ей свое сочувствие, но объяснял, что не имеет право сделать ей смертельный укол. Несмотря на увеличение дозировки диаморфина, боль продолжала усиливаться. Согласно показаниям свидетелей, в такие моменты «она стонала и кричала, как собака». Ситуация приблизилась к кризисной точке 16 августа. Лиллиан Бойз вновь выразила доктору Коксу свое желание умереть. Семья также настаивала, чтобы врач прекратил ее страдания. Он набрал в шприц 100 мг диаморфина (в двадцать раз больше обычной дозы), ввел препарат, но без особого эффекта. Затем, пока больная еще продолжала стонать от боли, доктор Кокс начал внутривенное введение смертельной дозы хлорида калия. Во время введения препарата наступила остановка сердца и мгновенная смерть. Кокс тщательно записал в историю болезни все детали происшедшего и свои назначения. Только через несколько дней медсестра заявила о случившемся администрации больницы. Следом был звонок в полицию. Доктора Кокса арестовали, и ему предъявили обвинение в покушении на убийство (обвинение в убийстве нельзя было доказать, так как к тому моменту тело больной было уже кремировано). Обвинение было доказано в суде, и Коксу дали условный срок. Судья объявил, что Кокс «явно нарушил врачебный долг». События, последовавшие за этим процессом, показали, что доктору Коксу сочувствует большое количество людей. Дело привлекло внимание английского и международного общества к проблеме легализации эвтаназии. Несмотря на резкую критику со стороны Главного медицинского совета страны, доктору Коксу было позволено работать в структурах Национальной системы здравоохранения. Стал ли доктор Кокс жертвой устарелых понятий о неприкосновенности человеческой жизни? При правильном правовом и профессиональном контроле, допустима ли эвтаназия в качестве акта милосердия?
"Эвтаназия" (иногда в отечественной литературе встречаются и другие написания - эйтаназия, эутаназия, эфтаназия, но мы будем пользоваться тем написанием, которое принято в нормативном документе - "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан") - слово греческого происхождения: "ei" обозначает - благой, хороший, a "thanatos" - смерть. Впервые этот термин был использован Ф. Бэконом. Бэкон понимал под эвтаназией легкую, безболезненную, даже счастливую смерть. Термин "эвтаназия" требует детализации, поскольку отражает различные формы этого явления. Одним из различений, особенно широко использовавшимся лет двадцать-тридцать назад, является различение активной и пассивной эвтаназии. Пассивная эвтаназия - это отказ от жизнеподдерживающего лечения, когда оно либо прекращается, либо вообще не начинается. С моральной точки зрения при анализе отказа от лечения значимой является разница между ситуацией, когда принимается решение не начинать лечение, и ситуацией, когда прекращается уже начатое лечение. Если в первом случае мы ограничиваемся тем, что ничего не делаем, то во втором приходится совершить некоторое действие - например, отключить аппарат ИВЛ. Обобщая, можно сказать, что моральное бремя, ложащееся на врача, во втором случае будет более тяжким. Если с некоторыми формами отказа от лечения, ведущими к смерти пациента, приходится мириться как с неизбежным злом, то против активной эвтаназии выдвигаются весьма сильные аргументы морального характера. Более того, в подавляющем большинстве стран, включая Россию, активная эвтаназия запрещена законом. Активная эвтаназия - это преднамеренное вмешательство с целью прервать жизнь пациента, например путем инъекции средства, вызывающего летальный эффект. В начале 90-х годов узаконенная в Голландии, где таким путем уже умерщвлено более 16 тыс. пациентов. Выделяют также: Добровольная эвтаназия – когда есть настойчивая просьба о прекращении жизни самого больного, находящегося в ясном сознании и объективно информированного о своем состоянии, причем признаки депрессии отсутствуют. Недобровольная эвтаназия – когда просьбы (информированного согласия) пациента на прекращение его жизни нет. Поясним. В клиническом плане речь идет, прежде всего, о неизлечимых больных в бессознательном состоянии, а также о детях (особенно новорожденных) с тяжелой инакурабельной, зачастую не совместимой с жизнью патологией. Самоубийство при помощи врача в этом случае врач передает в руки пациента средство, позволяющее тому покончить с собой. Нередко упоминаемый в прессе американский врач Джек Кеворкян - "доктор-смерть", содействовал наступлению смерти около 130 неизлечимых больных. Он создал отель “Танатос” – микроавтобус содержащий устройство, которое вызывает смерть пациента только тогда, когда сам пациент приведет его в действие. Именно поэтому властям никак не удается привлечь его к судебной ответственности. Аргументы "за" и "против" эвтаназии Попытаемся теперь кратко суммировать аргументы и контраргументы как сторонников, так и противников эвтаназии. Те, кто выступают в защиту эвтаназии, обычно обосновывают свою позицию следующими доводами: 1. Человеку должно быть предоставлено право на автономию - право выбирать, продолжать ли ему жизнь или оборвать ее. Слабость этого аргумента в том, что осуществление эвтаназии так или иначе предполагает участие врача, - а он тоже имеет право выбирать и, более того, отказаться от участия в эвтаназии, которое будет для него огромной тяжестью и в моральном, и в психологическом смысле. 2. Человек должен быть защищен от жестокого и негуманного лечения. Действительно, если пациенту приходится переносить тяжелые и непрекращающиеся боли, чувство сострадания может подсказывать и такой выход, как эвтаназия. Однако не будет ли это свидетельством не только состояния пациента, но и того, каковы условия клиники и как работает ее персонал? 3. Человек имеет право быть альтруистом. Т.е пожалеть своих близких, позволить сохранить финансовые средства, которыми могли бы воспользоваться его родные. Человек, безусловно, вправе быть альтруистом, но из этого не следует, что он должен отказывать в таком же праве другим - близким, медперсоналу и т.д. 4. "Экономический" аргумент. Порой утверждается, что лечение и содержание обреченных отнимает у общества немало средств, которые можно было бы, узаконив эвтаназию, использовать более рационально. Однако, экономические соображения не являются приемлемым доводом при обсуждении моральных проблем.
Обратимся теперь к аргументам противников в первую очередь активной эвтаназии. 1. Активная эвтаназия покушение на такую ценность, каковой является человеческая жизнь. Не только в христианстве, но и во всех других религиозных конфессиях в качестве одной из высших ценностей выступает святость человеческой жизни, а потому самоубийство и эвтаназия рассматриваются как нарушение божьей воли. Конечно, для нерелигиозных людей этот аргумент не будет представляться убедительным. Однако фактически данная ценность глубоко укоренена в культуре и является очень и очень сильным моральным требованием, в том числе и для атеистов, так что если в каком-то обществе такое требование нарушается в массовом порядке, это есть свидетельство его глубокой моральной деградации. 2. Возможность диагностической и прогностической ошибки врача. Перед нами достаточно веский аргумент, так что там, где активная эвтаназия в той или иной форме узаконена, ее осуществление в каждом случае требует независимого подтверждения первоначально установленного диагноза и прогноза. 3. Возможностьпоявления новых медикаментов и способов лечения. Порой надежда на такое новое средство граничит с верой в чудо, но едва ли разумно подвергать моральному осуждению смертельно больного человека или его близких, которые верят в возможность чуда. 4. Наличие эффективных болеутоляющих средств. Можно возразить, что применение таких средств, к сожалению, бывает противопоказано для отдельных пациентов. Кроме того, в лучшем случае они снимают физическую боль, но не освобождают пациента, прикованного к постели, от мучительной постоянной зависимости от окружающих. 5. Риск злоупотреблений со стороны персонала. Речь идет о том, что в случае, если активная эвтаназия будет узаконена, у медицинского персонала будет возникать искушение использовать ее не столько исходя из интересов и желания пациента, сколько из других, гораздо менее гуманных, соображений. В многочисленных дискуссиях об эвтаназии, время от времени вспыхивающих в нашей прессе, этот аргумент употребляется, пожалуй, чаще всех других.
Альтернативой эвтаназии можно считать деятельность хосписов.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |