Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. Тема 4 Нормативно-правовые основы социально-педагогической работы

Тема 4 Нормативно-правовые основы социально-педагогической работы

1. Нормативно-правовые основания, регламентирующие социально-педагогическую работу.

2. Права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего.

3. Положение о социальном педагоге школы.

1. Социально-правовая защита учащихся, взаимодействие с социальными институтами занимает особое место в работе социального педагога. Эта деятельность подразумевает знание законов и документов, регулирующих права ребенка в нашем государстве. Социально-педагогическая работа в Республике Беларусь имеет четко определенные на международном, республиканском и региональном уровнях нормативно-правовые основания. Законодательную, нормативную базу СПР условно можно сгруппировать в пять уровней (в соответствии с субъектами их издания):

1) Регламентирующие и рекомендательные документы мирового сообщества (декларации, акты, конвенции, резолюции ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.);

2) Внутригосударственные юридические акты республиканского значения (конституции, кодексы, законы, распоряжения Президента РБ, постановления Правительства РБ, приказы, решения коллегий, инструкции Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения и др.);

3) Документы субъектов Республики Беларусь, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение законоположений с правом законодательной инициативы;

4) Документы региональных образований (городские, сельские районы; микрорайоны);

5) Решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений образования и организаций.

1. Международный уровень нормативно-правовых основ социально-педагогической работы представлен, прежде всего, Конвенцией ООН о правах ребенка (1989 ). Конвенция – международный договор, соглашение по какому-либо специальному вопросу. Данный документ охватывает широкий круг вопросов, касающихся законных прав и условий существования детей. Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Она призывает ратифицировавшие ее государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни.

Согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека и признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Отсутствие дискриминации является важным принципом Конвенции: дети должны пользоваться своими правами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и места рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных; обстоятельств. Конвенция расширяет рамки прав человека, защищая детей от всех форм эксплуатации. Она содержит конкретные положения о защите прав детей. Конвенция признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а также обязанность государства помогать им в выполнении их обязанностей. Согласно данному документу основные права ребенка - право на выживание, право на разви тие и право на защиту.

Исходными являются следующие положения Конвенции:

- несовершеннолетние, ввиду умственной и физической незрелости, имеют право на специальную охрану, заботу, защиту;

- признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;

- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка;

- защита ребенка от жестокого обращения и сексуального посягательства;

- вместе с тем они не только объекты воздействия воспитателей, но и субъекты взаимодействия с ними, обладатели целого комплекса прав и возможностей;

- в решении всех вопросов, связанных с интересами несовершеннолетних, любыми учреждениями приоритет отдается этим интересам;

- семья рассматривается как основная ячейка общества, есте­ственная среда для развития и благополучия детей и обеспечивается защитой и заботой с тем, чтобы она могла полностью реализовать свои обязанности в обществе;

- целью воспитания является подготовка к самостоятельной жизни в обществе в духе идеалов, провозглашенных ООН (мир, достоинство, терпимость, свобода, равенство, солидарность и др.) традиций и культурных ценностей каждого народа;

- должно проявляться особое внимание к несовершеннолетним, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях.

К основным международным договорам, связанным с проблемой защиты прав детей, следует также отнести:

· Устав Организации Объединенных Наций (1945);

· Всеобщую декларация прав человека (1948);

· Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965);

· Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);

· Декларацию социального прогресса и развития (1969);

· Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979);

· Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984);

· Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (1985);

· Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990);

· Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990);

· Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления (1993);

2. Республиканский уровень нормативно-правовых основ СПР представлен пакетом нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Республике Беларусь.

Основным документом, регламентирующим права детей в РБ, является закон РБ «О правах ребенка» (19.11.1993) с изменениями и дополнениями от (02.10.2000). Закон основывается на Конституции РБ (1996) и Конвенции ООН о правах ребенка. В законе о правах ребенка определен правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта. Закон направлен на обеспечение физического, нравственного и духовного здоровья ребенка, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. В законе определен принцип государственной политики в отношении детей, установлены обязанности государственных органов и организаций, общественных объединений и граждан по защите прав и законных интересов ребенка. Все основные права нашли свое отражение в следующих статьях: ст. 4. Право на жизнь; ст. 5. Право на охрану и укрепление здоровья; ст. 8. Право на достойный уровень жизни;. ст. 9. Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия; ст. 10. Право на определение отношения к религии; ст. 11. Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли; ст. 13. Защита ребенком своих прав и интересов; ст. 15. Право на проживание в семье; ст.18. Право на жилище; ст. 19. Право на имущество; ст.23 Право на образование; ст. 24. Право на труд; ст.25. право на отдых; ст. 27 Право на защиту чести и достоинства; ст. 28. Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь; ст. 29. Защита прав ребенка, оставшегося без попечения родителей; ст. 30. Содержание и воспитание детей в детских интернатных учреждениях; ст. 31. Права детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития; ст. 35 Защита прав ребенка при привлечении его к ответственности.

Особое место в ряду правовых актов, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних детей, занимают:

- Закон РБ «Об образовании» (1991) (2002 новая редакция);

- Закон РБ от 18 мая 2004 года «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (Нац. реестр прав. актов РБ 2004 г., № 87, 2/1034);

- Закон РБ «О здравоохранении» (1993);

- Кодекс РБ «О браке и семье» (1999) (доп и изм 2004, 2005) (новый вариант 2006);

- Жилищный кодекс (1999);

- Гражданский кодекс (1999);

- Кодекс РБ об административных правонарушениях (новая редакция 2007);

- Трудовой кодекс (1999);

- Гражданский процессуальный кодекс (1998);

- Уголовно-процессуальный кодекс (2001)

- Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (1992);

- Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (1999);

- Закон РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2003);

- Закон РБ «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21.12.2005).

Также нормативно-правовые аспекты СПР отражены в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в РБ (1996),); Положении об органах опеки и попечительства в РБ (2005), Национальном плане действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 гг. и др.

Деятельность социально-педагогической службы учреждений образования отражены в следующих документах Министерства образования Республики Беларусь:

- Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования Республики Беларусь (2006);

- Приказ Министерства образования и науки Республики Беларусь «Об утверждении методических рекомендаций по основным направлениям деятельности социальных педагогов в учебно-воспитательных учреждениях» (1996);

- Методические рекомендации по совершенствованию работы социальных педагогов в учреждениях образования (2000). (журнал «Сацыяльна-педагагічная работа», 2000/№2)

- Приказ Министерства образования РБ «О совершенствовании работы педагогов социальных» (2003). (журнал «Сацыяльна-педагагічная работа», 2003/№5)

- Приказ Министерства образования РБ «О совершенствовании деятельности педагогов-психологов и психологической службы системы образования» №497 от 13.08.1998г.

- «Должностные обязанности педагогических работников» (газета «Образование и право»,2005 г., №1, №5)

- «О внесении дополнений в Положение об аттестации педагогических работников системы образования Республики Беларусь» 2005 г. (газета «Образование и право», 2005/№5)

- Положение о порядке и деятельности КДН 2004 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2004/№15)

- «Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите»2005 г. (журнал «Сацыяльна-педагагічная работа», 2005/№1)

- «О некоторых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении»2006 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2006/№2)

- Положение о порядке рассмотрения органами опеки и попечительства обращений граждан об объявлении их полностью дееспособными (эмансипации) 2006 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2006/№9-10)

- Постановление Коллегии МО РБ «О реализации государственной молодежной политики в учреждениях образования в 2005 году и выполнение республиканской программы «Молодежь Беларуси» 2006 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2006/№2)

- Приказ МО РБ «О неотложных мерах по недопущению курения в учреждениях образования»2005 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2005/№17)

- Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью 2003 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2003/№7)

- Методические рекомендации «Основные направления организации идеологической и воспитательной работы в 2005-2006 учебном году» 2005 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2005/№19-20)

- «Рекомендации о порядке организации и проведения дискотек и других молодежных культурно-досуговых мероприятий» 2003 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2003/№10)

- «Организация воспитательной работы в условиях 5-дневной учебной недели и 6-го школьного дня»2004 г. («Настауніцкая газета» от 30.10.2004)

- Методические рекомендации «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в 2006/2007 учебном году» 2006 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2006/№19-20). В состав методических рекомендаций входят:

«Организация работы педагога-организатора в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования»

«Основные направления работы педагога-психолога в учреждениях образования»

«Содержание воспитания в учреждениях внешкольного воспитания и обучения» и др.

3. На региональном уровне (локальном) органами исполнительной власти также принимаются законодательные акты, регламентирующие социально-педагогической деятельность в конкретном районе, городе, микрорайоне учитывая местные особенности и объективные потребности.

Эти документы, обеспечивают реализацию прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции РБ и международными обязательствами. Конкретные проблемы современной семьи и детства обусловили выбор следующих приоритетных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РБ:

• укрепление правовой защиты детства (деятельность по приведению законодательства РБ в соответствие сположениями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией РБ, по усилению защиты личных и имущественных прав детей и подростков в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями и отношениями собственности);

• поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей (создание условий для улучшения материального положения семей с детьми, развитие системы социального обслуживания семьи, увеличение видов предоставляемых семье социальных услуг, обеспечение условий семейного воспитания детей);

• обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей (создание условий для безопасного материнства и рождения здоровых и желанных детей, снижение материнской и младенческой смертности, усиление профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, улучшение психоневрологического и психического обследования детей, обеспечение медицинской диспансеризации детей, улучшение санитарно-гигиенических условий содержания детей в детских учреждениях);

• улучшение питания детей (обеспечение полноценного питания новорожденных, предотвращение недоедания и голода среди детей, беременных женщин и кормящих матерей, повышение качества и безопасности потребляемой питьевой воды и пищевых продуктов);

• обеспечение воспитания, образования и развития детей (обеспечение реального доступа к получению образования, развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры, развитие системы профессиональной ориентации, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям, создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей);

• поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах (обеспечение действенной защиты детей в условиях стихийных бедствий, катастроф; создание эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, создание условий для их нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей; обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам, детям, пострадавшим от радиационных и экологических катастроф, условий для полноценного духовного и физического развития).

 

2. Права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего.

Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:

- с наступлением несовершеннолетия, то есть по достижении 18 летнего возраста;

- в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;

- при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:

- с момента рождения - право на имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени;

- на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны родителей или лиц, их заменяющих;

- на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, по достижении 14 лет – в суд;

-на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить вред здоровью;

- на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости (в ходе судебного разбирательства учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен при вынесении решения);

- на свободный выезд за границу и беспрепятственное возвращение;

- на создание общественных молодежных и детских организаций. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные и политические организации, движения и партии;

- на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с собственными убеждениями.

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает правами в области семейных отношений:

- жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

- на общение с родителями и родственниками в случае отдельного проживания;

- на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (алименты, пенсии, пособия);

- на заботу и воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих.

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает правами в области образования:

- на уважение своего человеческого достоинства;

- на получение впервые бесплатного среднего общего образования, начального образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования;

- на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;

- на получение дополнительных образовательных услуг;

- на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения различного уровня;

- на получение образования на родном языке.

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает правами в области жилищного права:

- ребенок, родители которого лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им;

- при совершении сделок с недвижимостью, в которых проживают несовершеннолетние дети, родители обязаны свои действия согласовать с органами опеки и попечительства;

- при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи.

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает правами в области имущественных отношений:

- право собственности на получение несовершеннолетним имущества, полученного в наследство;

- право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет – совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих. За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только родители или лица, их заменяющие.

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает правами в сфере трудовых отношений:

- учащиеся школ могут работать в свободное от учебы время, оплата их труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки;

- лица моложе 18 лет не допускаются к работам в ночное время;

- несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста, которые не учатся в образовательных учреждениях и не имеют работы и заработка должны быть зарегистрированы в органах службы занятости.

Обязанности несовершеннолетних состоят в том, что:

- каждый несовершеннолетний должен получить основное общее образование;

- несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе;

- лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие.

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и материальную ответственность.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. В особых случаях с 14-летнего возраста. Дела на несовершеннолетних рассматриваются: в судах – на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет – в порядке особого производства по делам несовершеннолетних; в КДН – на лиц, совершивших преступление в возрасте до 14 лет.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную и административную ответственность. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) имущественную ответственность несут родители или лица, их заменяющие.

 

3. Социальный педагог – сотрудник школы, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.

Основной задачей социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

Обязанности социального педагога школы может выполнять работник, квалификация которого подтверждается диплом о профессиональном педагогическом образовании.

Социальный педагог взаимодействует с администрацией школы, учителями, педагогом-психологом, педагогом-организатором, воспитателями, учащимися и родителями. Для достижения своих профессиональных целей он участвует в работе педагогического совета школы, осуществляет контакт с местными органами власти и службами по социальной защите семьи и детства.

Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Ему выделяется отдельное помещение. Он обеспечивается канцелярскими товарами, сейфами для хранения личных дел, оргтехникой и средствами на транспортные расходы. Учитывая специфический характер СПР, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким, удобным для всех категорий клиентов и приспособленным к условиям конкретной школы. График работы социального педагога утверждается руководителем школы. При составлении графика учитывается время, затраченное вне учреждения образования на выполнение своих служебных обязанностей. Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты решаются в соответствии с действующими законоположениями для учреждения образования.

Прием и увольнение социального педагога производится в порядке, установленном КЗот РБ. Руководство деятельностью социального педагога осуществляется руководителем образовательного учреждения. Аттестация социального педагога производиться аттестационной комиссией в установленном законом порядке. Деятельность социального педагога осуществляется в соответствии с Уставом образовательного учреждения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мусульманскую системы права | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.