Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4. Эмоции и их развитие на занятиях изобразительной деятельностью

Основание прекращения обязательств

 

В одностороннем порядке прекращение обязательств не допускается, если это не предусмотрено законом или договором.

ГК РФ закрепляет следующие случаи прекращения обязательств:

1) Прекращение обязательства исполнением;

2) Отступное – по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплаты денег, передача другого имущества). Размер и сроки устанавливаются сторонами;

3) Зачет – обязательство прекращается полностью зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо срок которого не указан.

Не допускается зачет требований:

× если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истек;

× о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

× о взыскании алиментов;

× о пожизненном содержании;

× в иных случаях, предусмотренных законом или договором.

Совпадение должника и кредитора в одном лице. Обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице.

Новация. Обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).

Прощение долга. Обязательство может быть прекращено освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц.

Невозможность исполнения. Обязательства прекращаются, если они вызваны обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает, т.е. обстоятельствами форс-мажора. Это ситуация чрезвычайного характера не зависящая от воли сторон по обязательствам, но в связи с этим стороны не могут исполнить его.

Дети эмоционально воспринимают произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные изделия), постепенно постигают их художественный «язык». Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое проходит определенный путь становления. По мнению А.В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим — умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определенном этапе развития ребенка. По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития — поверхностного, чисто внешнего, схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств до постижения и сути глубины художественного содержания.

Говоря об эстетическом восприятии детей, П.М. Якобсон в книге «Психология художественного восприятия» (1964) указывает, что ребенок способен получать большое удовольствие от ярких красок, от разнообразия форм предметов, но для него это лишь чувственные качества вещей. Автор считает важным, чтобы в процессе развития ребенок начал понимать, что картина есть картина, сказка есть сказка. После такого осознания у детей начинает формироваться иное, особое отношение к произведениям искусства, умение отличать их от обычных предметов. Далее ученый указывает, что такое осознание — сложный процесс, что вначале ребенком многое не замечается, не получает правильного толкования, но постепенно, в еще не развитых формах, эстетическое восприятие начинает проявляться.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, Б.М. Теплов писал о том, что оно очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека — не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли и волю. Отсюда — огромное значение искусства в развитии сознания и самосознания, воспитания нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности.

Для того чтобы ребенок воспринял предмет, ему недостаточно лишь смотреть на него, хотя основой художественного образа являются зрительные восприятия. Дети должны овладеть способами сенсорного обследования движениями рук материалов, предметов, их формы, величины, цвета, поверхности и т.д. Чем больше знаний и представлений об объекте, тем богаче и выразительнее будет его воплощенный образ.

По мнению многих исследователей, произведения изобразительного искусства, являясь высокохудожественными объектами, несут в себе эмоциональный творческий потенциал, а эстетически выразительная форма служит толчком к творческому восприятию. Говоря о восприятии искусства, исследователи рассматривают его как единый и неразрывный процесс эстетической деятельности, одновременно сочетающий познание и творчество. В процессе эстетического восприятия человек не просто познает эстетический объект, но и творчески его перерабатывает в своем воображении.

Полноценное восприятие искусства, по его мнению, это способность связывать в своем сознании (фантазия) далекие друг от друга явления, способность создавать на основе восприятия жизни художественный образ и уметь его воспринимать в произведениях искусства.

Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, красоты, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребенка. С годами это первое, не всегда осознанное, тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство.

Рассматривая натюрморт, дети эмоционально реагируют на цвет. Однако некоторые воспринимают его очень поверхностно. Часть детей способна воспринимать элементарные основы гармонии цвета — они замечают, какие цвета сочетает художник, как он размещает в картине краски. 5-7-летние дошкольники, выбирая «самую красивую» картину, способны при этом руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми яркостью красок, их сочетанием.

Дети 3-4 лет, воспринимая картину, как правило, еще не выделяют эстетические качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»). Осознать и выразить в словах свои эмоции, вызванные элементарными эстетическими качествами изображенных предметов, ребенок в этом возрасте не может. Но именно эти качества его привлекают, воздействуют и вызывают радостные переживания.

Пейзажная живопись, близкая детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что при восприятии пейзажей проявляется в речи. Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Образная речь является показателем эстетического переживания.

Поэтический текст, усиливая впечатление от картины и углубляя ее восприятие, оказывает несомненно положительное влияние. Текст помогает детям осознанно воспринимать выразительные средства, использованные художником, видеть в них средства характеристики образа. Для развития эстетического восприятия ребенком предметов и явлений окружающей природы, а на их основе — натюрморта и пейзажей в живописи, важно использовать музыку, чтение стихотворений А.С. Пушкина, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина и др.

Н.М. Зубарева выделяет три уровня эстетического восприятия живописи детьми.

На первом, низшем, уровне ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. Мотив оценки носит предметный, а в ряде случаев — практический, житейский характер.

На втором уровне ребенок начинает не только видеть, но и осознавать элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину привлекательной для него. Мотив оценки при этом элементарно-эстетический. Как красивое в картине они оценивают цвет, цветовые сочетания, форму, отдельные композиционные приемы.

На третьем, высоком, уровне эстетического восприятия дети способны воспринимать не только внешние признаки изображенного явления, но и внутреннюю характеристику художественного образа произведения.

На характер чувств значительное влияние оказывает стиль изображения. Лаконичная, яркая по колориту художественная картина вызывает стойкие эстетические чувства. Так, из натюрмортов детей больше привлекают те, что по своим художественным особенностям близки к произведениям мастеров народного творчества. Красочность и декоративность, смелые, часто контрастные цветовые сочетания делают их необычайно привлекательными для детей. В бытовом жанре детям больше нравятся картины, написанные декоративно, плоскостно, лаконично; в пейзаже — произведения обобщенные, с использованием декоративных возможностей цвета.

В работе с детьми целесообразно использовать произведения с различной трактовкой художественного образа: очень подробной, более обобщенной, условно плоскостной, близкой к народному искусству. В детском саду необходимо иметь подборку художественных репродукций разных видов и жанров.

В окружающей действительности дети встречаются с разными видами произведений скульптуры (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии ими пластического образа необходимо научить детей понимать специфику «языка» скульптуры, дающей трехмерное изображение предмета в реальном пространстве и обогащающей новыми способами художественного видения. В отличие от живописи и графики образы скульптуры имеют реальный объем и специфический материал. Это вызывает у воспринимающего ощущение весомости, тяжести, желания прикоснуться к скульптуре, понять пластическую позу, ритмическую композицию. Скульптура относится к пространственным видам изобразительного искусства: ее образы требуют кругового осмотра с разных точек зрения. Выразительность образа передается контурной линией, силуэтом, статикой или динамикой композиции, фактурой и цветом материала.

Педагоги в своих исследованиях отмечают существенные различия между способностями к эстетическому восприятию произведений искусства у младших и старших дошкольников. В.А. Езикеева установила, что для малышей 3-4 лет характерно «действенно-игровое» отношение к образам искусства как к обычным предметам. Эмоциональные впечатления у них возникают чаще от сенсорных свойств и качеств. Она указывает, что только в старшем дошкольном возрасте появляется способность воспринимать выразительные средства художественного произведения. При восприятии скульптуры дети понимают ее назначение, узнают образ.

Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребенком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребенок раннего возраста эмоционального реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым. В этом — огромная сила воздействия графического искусства. Оно конкретно, доступно, понятно детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие.

Б.М. Теплов, характеризуя особенности восприятия произведений искусства, пишет, что если научное наблюдение иногда называют «думающим восприятием», то восприятие искусства — «эмоциональным». Далее он говорит, что понять художественное произведение — значит, прежде всего, почувствовать его, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. Психологи, искусствоведы, педагоги отмечают своеобразие восприятия детьми графических изображений: тяготение к красочному рисунку, причем с возрастом большое предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении реалистичности форм изображений. В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности форм.

Не всякое восприятие изображений является художественным. Художественное восприятие характеризуется эмоциональным и интеллектуальным возбуждением; решается вопрос о позиции самого художника, его отношения к изображаемому. Художественное восприятие, т.е. восприятие произведений искусства, — это сложный, целостный и активный процесс, носящий оценочный характер и связанный с многообразными актами мышления и переживания.

Рассматривая иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысливают то, что изображено. Средства художественно-образной выразительности (линия, форма, цвет, композиция) помогают им узнавать содержание картинки. При восприятии иллюстраций они эмоционально воспринимают образ, проявляют желание еще раз рассмотреть изображение. Исследования, посвященные вопросу доступности восприятия дошкольником средств выразительности в графике, показали, что дети способны соотносить рисунок, цвет, форму с характеристикой образа. Рисунок служит наиболее важным фактором в установлении отношения ребенка к персонажам произведения (рассказа, сказки).

Художественный образ иллюстраций воспринимается детьми активно, эмоционально. Своими движениями, жестами они часто подражают персонажам, с любопытством рассматривают необычную позу, выражение человеческого лица. Форма, манера рисунка влияют на характер восприятия, глубину наблюдений. Яркий динамический рисунок без загромождающих деталей, без резкого отклонения от действительности более доступен восприятию детей 5_7 лет.

Чтобы художественный образ был понятен, интересен, занимателен для ребенка, художник подбирает соответствующие средства выразительности, характеризующие персонажи, — рисунок, цвет, композицию, своеобразное использование которых в свою очередь определяет творческую манеру автора.

В восприятии графического изображения различают две стороны: а) целостный охват художественного образа произведения; б) восприятие отдельных характерных черт образа, сюжета и композиции произведения. Восприятие является активным, сложным, комплексным процессом, поэтому выделить его в «чистом виде» почти невозможно — следовательно, развивать его у детей необходимо во взаимодействии многих факторов деятельности. Исследователи подчеркивают, что в основе восприятия произведений искусства детьми лежат эстетические эмоции, эстетические чувства, переживания, эстетическое отношение к окружающему.

Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов произведений прикладного искусства, отвергая, как правило, натуралистичные и перегруженные декором образцы. Однако некоторые из них предпочитают натуралистично решенные образцы. Их выбор объясняется часто не эстетическими показателями восприятия, а скорее, реалистичным отношением ребенка к жизни, когда свою симпатию к знакомому и любимому образу животного («Я люблю оленей», «Люблю курочку», «Лошадку люблю больше») ребенок непосредственно переносит и на изображение этого животного в коврике, скульптуре, что заслоняет при этом объективные художественные стороны произведения (цвет, ритм, фактуру материала и т.д.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исполнение обязательств | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.