Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трех- и четырехцветные сочетания

В такого рода сочетаниях всегда должен преобла­дать какой-либо один цвет, иначе вместо цветового единства создается впечатление пестроты. Два или три вспомогательных цвета оказывают вместе такое же действие, как вспомогательный дополнительный или недополнительный цвет, входящий в двухцветное сочетание.

Например, если преобладает желтый, то вспомогательные фиолето­вый и сине-зеленый действуют вместе как дополнительный синий цвет, а вспомогательный красный и синий действуют вместе как недополни­тельный фиолетовый цвет. Таким образом, трех или четырех цветное сочетание можно свести к двум главным цветовым составляющим, из которых, одна становится определяющей (доминирую­щий цвет), а вторая — вспомогательной, сопровождающей (аккомпанирующий цвет).

Если же в сочетание входят дополнительные друг к другу цвета с одинаковыми характеристиками и в нашем восприятии не происходят отнесение отдельных вариантов к ведущему или вспомогательному цве­ту, то создается впечатление пестроты.

Каждый цвет поддается разложению. Если мы разложим желтый цвет на желтовато-зеленый и оранжевый, то изменится не психофизиоло­гическое, а эстетическое воздействие данного цветового сочетания. Жел­тый цвет также можно разложить на более светлые и темные то­на, на более насыщенные и менее насыщенные, и это многообразие цве­тов дает нам возможность получить равное по силе эмоциональное воз­действие от кажущихся неодинаковыми цветов и избежать однообра­зия и унификации при цветовом решении.

 

Нейтральные цвета. Черный, белый и все оттенки серого цвета индиф­ферентны в отношении хроматических цветов. Они не дополняют ни од­ного из них и не нуждаются в хроматическом цвете в качестве сопро­вождающего или вспомогательного. Вырезанный из бумаги силуэт, ри­сунок тушью, черно-белая фотография могут полностью удовлетворять нас в цветовом отношении. Черный, белый и серый нейтральны по отно­шению к хроматическим цветам, поэтому они легко могут вводиться в любое цветовое сочетание, если только светлотный контраст с соответ­ствующим хроматическим цветом будет достаточным. При недоучете последнего условия получаются неудовлетворительные результаты. Этим объясняется тот факт, что зеленый и синий цвета в черном окружении, а желтые в белом теряют силу выразительности.

Контур. Нейтральные цвета, особенно черный и белый, исполь­зуются часто при построении контура. Контуры — это линии очерта­ния. Там, где граничат друг с другом цвета одинаковой светлоты как бы в целях пояснения, придания формы или усиления воздействия приме­няется контур белого и черного цвета. Художни­ки часто используют контур с большим успехом. Акварели, на которых между мягкими и расплывающимися цветами оставлен чистый тон бу­маги, образующий белые контуры, воспринимаются особенно нежными, наполненными воздухом. В монументальной живописи с помощью чер­ных или темно-коричневых контуров достигается значительная выразительность. Особую роль играют контуры в решении витражей. Сверкание цветных стекол усиливается в контрасте с темно-серыми свинцовыми обрамлениями.

Изучение природы убеждает нас в том, что естественные цветовые сочетания весьма гармоничны. Цветок хризантемы — это комплекс близ­ких цветовых тонов. Если цвета отдельных лепестков перенести на бу­магу красками, то на рисунке получится невзрачная, бедная контраста­ми мозаика. Живой цветок имеет четко выраженную структуру, плас­тичность. Индивидуальный цвет каждого отдельного лепестка диффе­ренцируется по цвету игрой светотени. Благодаря этому образуются кон­туры и возникают новые степени насыщенности, начиная от чистого цве­та и постепенно доходя до серого, иногда даже с оттенком дополнитель­ного цвета. Достигнутые таким образом контрасты и противоположнос­ти усиливают эстетическое впечатление.

Соотношение цветов. Из названия «активные и пассивные цвета» выте­кает, что определенные цвета обладают большей или меньшей силой эмо­ционального воздействия. Чтобы нейтрализовать желтый и синий цвета, нужно значительно больше синего, чем желтого. Для по­следнего цвета размеры поверхности заменяются насыщенностью, т. е. количество качеством. Насыщенность цвета и разбеленность влияют на со­отношения, необходимые для уравновешивания цветов. Как правило, более легкие, теплые, активные, обладающие боль­шей силой излучения цвета преобладают над остальными.

Сила воздействия более светлого цвета проявляется осо­бенно отчетливо, если какая-ли­бо декоративная форма будет использована в виде позитивно­го и негативного изображения. Несмотря на одинаковое соот­ношение поверхностей, белый орнамент на черном фоне ока­зывается более впечатляющим, чем точно такой же, но черный орнамент на белом фоне. Если мы хотим, чтобы по силе воз­действия обе декоративные формы были одинаковы, необходимо из­менить соотношения окрашенных в разные цвета поверхностей. Часто мы судим о цвете по его визуальной весомости. Темные цвета как бы твердо покоятся на основании; светлые цвета парят, они кажутся лег­кими. Если на какой-либо поверхности внизу даны темные цвета, а на­верху — светлые, то такое решение производит стабильное в отноше­нии цвета впечатление. Если на такой же по конфигурации поверхно­сти внизу даны светлые цвета, а наверху — темные, то все построение производит впечатление неустойчивости. При желании уравновесить светлые и темные цвета для более светлого цвета необходимо отвести большую поверхность. Это правило, правда, не подтверждается воздействием некоторых материалов. Так, например, малые поверхности светлого камня с успехом могут уравновесить боль­шие поверхности дерева темных пород.

 

Взаимосвязь между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов.

Одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи — значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации.

Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Саймондсу в книге «Ландшафт и архитектура». Выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля.

 

Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы звук.

Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удоб­ные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветамибелыми, серыми, синими, зелеными.

Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и про­странства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненор­мальный монохроматический цвет.

Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в соору­жении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту.

Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мер­цающий свет. Веселые, бодрые звуки.

Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным — лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они ис­пользованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспе­чивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимае­мые сознанием.

Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плос­кости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень бетон дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия — на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета.

Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко па­рящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые.

Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дис­гармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света.

Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сочетания недополнительных цветов | Телефонная сеть с одной АТС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.