Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы психического развития человека




Лекция 4

1. Психическое развитие в младенчестве

Основные понятия: этап новорожденности, эмоциональное (ситуативно-личностное) общение, ситуативно-деловое общение, предметно-манипулятивная деятельность, предметная деятельность, активность ребенка.

Младенческий возраст (англ. infancy ) – (в отечественной возрастной психологии) период жиз­ни ребенка от рождения до 1 г. (зарубежные пси­хологи склонны расширять границы младенчества до 2-летнего возраста включительно). Младенческий возрастподразделяется на 3 этапа: новорожденностъ, 1-е и 2-е полугодия жизни.

Этап новорожденности охватывает 1-й месяц жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми.

1-е полугодие жизни – этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ве­дущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживле­ния. Основными психологическими новообразова­ниями, складывающимися как продукт ведущей деятельности – ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младен­ца с близкими взрослыми (привязанности). Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейше­го успешного психического развития. Под влияни­ем общения со взрослыми в этом возрасте интен­сивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружа­ющему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюда­ет, сосет, трогает губами и языком игрушки, до­трагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы (под контролем зрения). Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и знаме­нует переход младенца на новый этап – по 2-е полу­годие.

Во 2-м полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. Б атом возра­сте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которое «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делово­го общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, по­явление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (ведущей на следующем возрастном этапе – в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во 2-м полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоциональ­ного общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в 1-м полу­годии и ситуативно-делового общения во 2-м по­лугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к лю­дям и предметному окружению, несформированности отношения к себе.

При нормальном физическом и психическом развитии младенец во 2-м полугодии овладевает все более сложны ми локомоциями (меняет произ­вольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Период младенчества завершается кризисом 1-го года, в котором впер­вые проявляется личность ребенка.

2. Психическое развитие в раннем возрасте

Основные понятия: физическое и нервно-психическое развитие, особенности психи­ческих процессов, предметно-манипулятивная деятельность, развития речи, основные направления психического развития.

 

Ранний возраст – стадия психического развития ребенка, охватывающая в отечественной периодизации возраст от 1 г. до 3 лет. Микропери­одизация раннего возраста: 1) этап доречевого развития (1-1,5 лет); 2) этап речевого развития (1,5-3 г.). Синонимы:. преддошкольный возраст, раннее детство.

В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии детей. На 2-м году ребенок ежемесячно прибавляет в весе на 200-250 г, в росте – на 1 см; в течение 3-го г. жиз­ни вес ребенка увеличивается на 2-2,8 кг, рост – на 7-8 см. Совершенствуется деятельность орга­нов чувств и систем организма: костной, мышеч­ной, центральной нервной системы. Происходят качественные изменения в развитии функции коры больших полушарий. Увеличивается предел работоспособности. Формируются спо­собность подражания, ходьба, развиваются различ­ные движения рук, усваиваются правила общения.

Основные отличительные особенности психи­ческих процессов в раннем возрасте: их зависимость от нагляд­ной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающе­го мира.

Ведущая деятельность в раннем возрасте – предметно-манипулятивная, в процессе которой происходит овладение детьми предметными действиями с культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции и то, как ими следует дей­ствовать. Становление предметных действий про­исходит при усвоении детьми образцов использо­вания вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими иг­рушками (конструкторы, мозаики, пирамидки ж пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игруш­ками. Формирование предметных действий неот­делимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое общение.

Ранний возраст – период бурного развития речи ребенка Прежде всего интенсивно развивается понимание речи: на 2-м г. ребенок начинает понимать назва­ния предметов, непосредственно его окружающих, содержание речи, направленной на выполнение им практических действий. Вначале понимание речи осуществляется в пределах знакомой, часто непо­средственно воспринимаемой ребенком ситуации общения со взрослым. На 3-м г. понимание ребен­ком речи взрослого распространяется на предме­ты, недоступные его непосредственному опыту. На фоне развивающегося понимания речи происходит овладение словарем: в 1 г. дети знают 10-12 слов. в 1.5 г. - 30-40 (до 100), в 2 г. - 200-300, в 3 г. -1200-1500 слов. Начиная с конца 2-го и на протя­жении 3-го г. усваивается грамматический строй речи. На 3-м г. резко возрастает речевая активность ребенка во время игр и самостоятельной деятельности, а также в процессе общения со взрослыми.

Основные направления психического развития детей в раннем возрасте: 1) развитие ходьбы, локомоций, мел­кой моторики, расширяющих возможности позна­ния окружающего мира; 2) развитие ситуативно-делового общения со взрослыми; 3) развитие ког­нитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличения объема памяти и постепенное высво­бождение ее от опоры на восприятие; усвоение сен­сорных эталонов (таких, как геометрические фор­мы, цвета спектра); совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; овладение пассивном и активной ре­чью; 4) формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры; 5) раз­витие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, стремлении достичь в ней результата; 6) становление общения со сверстниками; 7) формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способно­стях, конкретной самооценки, гордости за достиже­ния в предметной деятельности; становление половой идентичности.

Под влиянием развития предметной, игровой деятельности и речи происходят качественные из­менения в формировании восприятия, мышления памяти, внимания, воображения. Овладение предметной деятельностью, речью, общение со взрослыми и сверстниками закладыва­ет основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, воображения, овладения социальными навыками, появлению новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствует формированию более глубоких знаний о себе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.