Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация

Эпикур

Основная наука – этика.
На месте «знания ради самого знания» - «знание ради достижения счастья».
Знание как средство обретения блаженства.
Философия делится на:
1) канонику (учение о познании)
2) физику (учение о мироздании)
3) этику
Эпикур следовал в 1, 2 пунктах за Демокритом.

 

Теория бытия

Всё в мире состоит из атома и пустоты. Ничего не возникает из несуществующего, иначе бы всё возникало из всего.

Какова Вселенная сейчас, такой она вечно будет, ибо ей не во что изменяться (состояла и будет состоять из атомов и пустоты).

Теория множественности миров, подверженных разложению (если части подвержены разложению, то и целое может разрушиться).

Отличия (в физике):
1) атомы могут быть любой формы и величины (по Демокриту).

Все атомы чрезвычайно малы (по Эпикуру).

 

2) Эпикур признаёт концепцию самопроизвольного отклонения атомов.
По Демокриту, всё происходит вследствие необходимости, принуждённо (сочетание причин).
По Эпикуру, в мире присутствует свобода, иначе все атомы двигались бы по прямой линии. Это движение не производит никаких вещей, следовательно, атомы способны отклоняться.
Есть свобода и в поведении людей.

Этика Эпикура

Высшим благом является наслаждение, которое заключается в свободе от телесных страданий и душевных тревог.
Чтобы добиться свободы от душевных тревог, надо заниматься философией. Душевные волнения определяются двумя видами страха: перед богами и перед смертью.
Избежать душевного волнения:

1) страх перед богами.

«нечестив не тот, кто отрицает богов, а тот, кто разделяет мнение отрицающего богов».
Мнение толпы о богах – ложные домыслы. Распоряжения, заботы, гнев, милость (то, что характерно для богов, изображённых в мифах) с блаженством несовместимы, они свидетельствуют о страхе, слабости, зависимости от других. Следовательно, боги не могут вести такой образ жизни. Следовательно, боги не вмешиваются в жизнь человека, поэтому их среди людей нет, они обитают в между мирами.

2) страх перед смертью.

Смерть не имеет к нам никакого отношения. Пока мы живём, её ещё нет, а когда она приходит, на уже нет. Зло мы можем ощутить, а когда мы ничего не чувствуем, в этом «ничего» (в смерти) нет ничего страшного.

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО. СТРАТИФИКАЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И МОДЕЛИ. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ: КОНЦЕПЦИЯ П.СОРОКИНА. МАРКСИСТКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТРАТИФИКАЦИИ (КЛАССОВАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА) И ЕЕ КРИТИКИ. СТРАТИФИКАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННЫХ (модернистских) ОБЩЕСТВ: АМЕРИКАНСКИЙ ВАРИАНТ (У.Уорнер), СОВЕТСКАЯ «ФОРМУЛА» И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПОСТСОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ: ПОСТКЛАССОВОЕ ОБЩЕСТВО.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

(С одной стороны, социальная структура – система отношений, организующих общество в единое целое, то, что держит общество воедино, не давая ему рассыпаться на отдельные элементы – групповые агрегаты или изолированных индивидов. С другой стороны, социальная структура – это совокупность статусов, групп, слоев, классов, организованных в иерархическом порядке, то есть не равных в том, что касается доступа к ресурсам, которым обладает данная социальная система. Определения, в которых не учитывается момент иерархической организации социальной структуры, следует считать недостаточно полными, поскольку они пренебрегают фактом социального неравенства.

Социальная структура в каждом конкретном случае ее существования представляет собой выражение неравенства. Если не учитывать это, то создается впечатление, что социальная структура – чисто технический описательный социологический термин, никак не отражающий социальные битвы за равенство и социальную справедливость, которые потрясают европейский мир. Неравенство индивидов и групп является изначальным признаком социальной структуры, благодаря ему возможно ее существование в системном качестве. В противном случае (в случае равенства составляющих систему элементов) не было бы смысла говорить об общественной организации, о системе, структуре, а надо было говорить лишь об абстрактном множестве элементов. Кроме того, факт неравенства обесславливает развитие и изменение социальной структуры. Неравенство людей является эмпирическим фактом (например, по вкусу, цвету волос, по доходу, занятиям, возрасту, образованию). Но все различия социально значимы.

О социально неравенстве можно говорить только тогда, когда различия людей по какому-либо параметру человеческого неравенства закреплено институционально и стало базисным принципом классификации людей.

1. В простых (примитивных) обществах социально значимыми качествами считались: принадлежность к определенному роду, пол возраст, то есть социальные статусы, имеющие аскриптивный характер (приписывались, а не реальные успехи). Неравенство рассматривается, как естественный порядок вещей (не рассматривается как социальное неравенство).

В австралийских племенах старики могли брать столько жен из молодых девушек, сколько хотели. Чтобы получить привилегированную позицию в системе распределения женщин, молодые мужчины должны были ждать, пока вымрут старики, т.о. мужчины достигали брачного возраста в 40 лет. В таком обществе принадлежность к возрастной группе являлось основанием системы социальной дифференциации.

2. В традиционном обществе увеличивается количество признаков, воздействующих на классообразование. Добавляется разделение труда и зарождается сословная структура (крестьяне, ремесленники, знать). Но это неравенство воспринимается, как часть божественного порядка.

3. Современные общества – необычайно возрастает число классификационных критериев. При э том классификации переплетаются, взаимодействуют, образуют сложные структуры – кластеры. А самое главное – объективное неравенство осознается и интерпретируется с точки зрения идеала равенства, поэтому воспринимаются как факты социального неравенства, становятся объектом общественного дискурса.

 

СТРАТИФИКАЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И МОДЕЛИ.

Стратификация – это разделение общества на страты (слои). Страта – социальная группа, отличающаяся или отграниченная по своему статусу в социальной иерархии общества по какому-либо параметру – тип профессии, уровень дохода и т.п.

Стратификация – порядок, согласно которому неравенство с большей вероятностью передается от одного поколения к другому, формируя различные слои общества.

Социальная мобильность – перемещение людей внутри страты и между ними.

Исследованиями данных процессов занимались Парсонс, Сорокин, Липсет и др. Актуальность изучения данной проблематики обусловлена тем, что социальная структура – один из главных проводников социальной динамики: через активность социальных групп, которая определяется их статусом в социальной структуре общества, действуют институциональные (политика, идеология, культура), профессиональные, демографические, этнические, территориальные и другие регуляторы.

В западной социологии социальная структура трактуется как совокупность иерархически взаимосвязанных между собой социальных групп, для которых характерны вертикальная и горизонтальная упорядоченность:

1) они занимают разные места в системе социальных неравенств данного общества, в дифференциации его населения по основным социальным критериям: власти, доход, престижу, собственности;

2) они связаны между собой экономическими, политическими и культурными отношениями;

3) они являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества и, прежде всего, - экономики.

Концепции социальной стратификации основываются на принципах универсального социального расслоения и неравенства, имеющих естественную (биологическую, физическую и психическую особенность людей) и социальную (разделение труда, уклад жизни, статусно-ролевые позиции) природу. Социальное неравенство имеет позитивную для общества функцию: это источник жизнеобеспечения и социального развития; это условие организации социальной жизни; это упорядочивающее начало социальных отношений.

Проблема неравенства должна решаться путем создания институционализированных механизмов его организации (поддержания, охраны, регулирования).

Это основные исходные принципы для построения стратификационных моделей иерархического характера. При этом форма построения социальных систем основывается на иерархическом соподчинении (ромб, пирамида) выше- и нижележащих структурных слоев (групп), где последние контролируются первыми.

Историческими типами стратификационных систем можно считать рабовладельческую, кастовую, сословную (феодализм), классовую (индустриальный капитализм).

 

Типы систем Основы дифференциации Способы детерминации различий
Физико-генетическая Пол, возраст Физическое принуждение, обычай
Рабовладельческая Права гражданства и собственности Военное принуждение, кабальное право
Кастовая Религиозное этническое разделение труда Религиозный ритуал, этнические замки
Сословная Обязанности перед господином Правовое оформление
Этакратическая Ранги во властных структурах и иерархиях Военно-политическое государство
Социально-профессиональная Род занятий, квалификация Образовательные сертификаты
Классовая Размер доходов и собственности Религиозное, научное, идеологическое манипулирование
Культурно-символическая Сакральное знание (научное, мистическое) Рыночный обмен
Культурно-нормативная Нормы поведения, стиль жизни Моральное регулирование

 

В социологии выделяют вертикальный и горизонтальный срезы стратификационной системы общества. Вертикальный срез выделяет слои и социальную структуру, отражая преимущество одних над другими. Социальная иерархия представляет собой регулируемое неравенство с институциональными механизмами (госаппарат, полиция, армия, церковь и т.п.), а также нормативно-ценностными механизмами и правилами социального контроля (закон, норма, обычай и т.п.). Эти механизмы придают стратификационной модели прочность.

Горизонтальный срез отражает внутренне строение страты в соответствии с уровнем квалификации, творческой активности, отраслевого, территориального положения, стилем потребления, личностными качествами и т.п. В основном этот срез затрагивает профессионально-трудовую сферу.

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ: КОНЦЕПЦИЯ П.СОРОКИНА

 

Термин «мобильность» ввел в научный оборот П.Сорокин в 1927 г. Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом социального положения/ места в социальной структуре общества. В ее содержание входят вопросы интенсивности, объема, направленности, способа, постоянства тенденций передвижений, изменений социальной структуры и их связи со сдвигами в экономической, политической, социокультурной и других сферах жизни общества.

Социальная мобильность связана с глубокими социальными изменениями: это появление или исчезновение, подъем или опускание, циркуляция или обновление социальных групп. Социальные группы перемещаются по иерархической лестнице и вносят изменения в стратификационную структуру общества. Перемещения могут быть восходящими и нисходящими, временными или носит устойчивый характер. При этом в группе происходят сложные адаптационные процессы «привыкания» к новому статусу в социальной иерархии.

В традиционных доиндустриальных обществах стратификационная система была закрытой с непроницаемыми границами: рабство, касты, сословия. Место человека в обществе было четко предопределено, перемещение в иерархии не допускалось. В результате возникала социальная напряженность и конфликтность между нарождающимися новыми слоями, которые пытались устранить институциональные перегородки между слоями, это приводило даже к открытым столкновениям. Высшие слои пытались законсервировать выгодное для себя положение, низшие испытывали эгалитаристские устремления.

В индустриальных открытых обществах (рыночная экономика, демократия, гражданское общество) стратификационные границы размыты и проницаемы. Стратификационная модель модифицируется, изменяется в зависимости от реальных потребностей, это снимает радикальность отношений в обществе, напряженность. Западная социология изучала такие аспекты мобильности, как перемещение из одного социального слоя в другие. Эти вопросы важны особенно для стабилизации общества. В обществе должен быть открыт доступ к позициям элиты, чтобы дать возможность способным и амбициозным людям поднять на более высокие социальные уровни.

Марксистский подход абсолютизирует экономический критерий социальной дифференциации. Однако не стоит забывать и о других факторах: функциональном, статусно-ролевом, профессиональном, социально-демографическом.

Вебер пытался дать анализ, исходя из множественности источников социальной иерархии, и выделял три основных компонента неравенства (они взаимосвязаны, но незаменимы):

1) имущественно неравенство (как Маркс);

2) статусное неравенство (люди в разной мере пользуются уважением, почетом, разный престиж);

3) фактор стратификации – власть.

 

СТРАТИФИКАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ

В 90-е гг. происходили бурные процессы социальной трансформации в соцстранах. Можно выделить две точки зрения на эти события: одна считает, что это позитивный процесс, страны должны вернуться в число демократических государств с принципами частной собственности, политическим плюрализмом, принципами свободы личности. Другая точка зрения считает это негативным процессом, навязанным с Запада, духовные основы низвергнуты.

Все наиболее развитые страны реализуют процесс интеграции (Европа), в то время как бывшие соцстраны – процесс дезинтеграции как во вне так и внутри (национальный, религиозный партикуляризм). В результате социальной трансформации возникло много новых слоев: менеджеры, безработные, челноки, собственники, наемные рабочие. Действуют такие факторы стратификации, как доход (материальное положение) и политический статус (отношение к власти, участи в принятии решений), а так же критерий самоидентификации и престиж (только в однородных обществах).

Номенклатура (бюрократия) адаптировалась, и активно включилась в новую систему, они приватизировали государственные формы собственности. Руководители частных и государственных предприятий обрели новый статус и положение, наиболее привилегированное.

В России наблюдаются процессы дезинтеграции. Факторы интеграции/дезинтеграции:

- появление новых общностей на базе различных форм собственности (наемные работники и собственники), формируются группы, занятые в совместных предприятиях (с привлечением иностранного капитала), формируются новая группа буржуа, группа свободных профессионалов, бизнесменов, дезинтеграция наблюдается по различным областям промышленности (нефть, газ) и по ресурсам, руководители разного уровня используют власть.

Произошла сильная поляризация, к малообеспеченным в нашей стране относят ¾ населения, к богатым 0,7-1%, состоятельным 5%, обеспеченным 15% (Вавилина Н.В. «Бедность как социальное явление»).

Бразификация – растет пропасть между богатыми и бедными: общество нестабильно, склонно к конфликтам, антогонично. Когда преобладает средний класс, социум более уравновешен. Необходима интеграция интересов различных групп, согласие и социальное партнерство.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Школа атомистов | Виды субъектов предпринимательской деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.