Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы финансового контроля




Правотворческие акты

 

1. Правотворческая форма контрольных действий выражается в принятии самими контрольными органами, их руководителями и иными компетентными должностными лицами правил (стандартов), положений, инструкций и иных нормативных актов, определяющих организацию контроля, аудита, а также учета и отчетности. Эти акты, как правило, носят ведомственный или функциональный, но всегда подзаконный характер. Они распространяются на различные стороны организации финансового контроля подведомственными структурами и порядка его практического проведения. Например, Приказ Минфина России от 21.07.1998 г. «Об организации работы по реализации материалов проверок органов государственного финансового контроля по вопросам целевого использования средств федерального бюджета»; Приказ Министра РФ по налогам и сборам от 8.10.1999 г. «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок»; Инструкция Банка России и ГТК России от 29.07 1995 г. (в редакции 29.01 1998 г.) «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары»; Инструкция Минфина России от 15 октября 1999 г. «О порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета, использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней» и т. п.

2. Нормативно-правовыми актами устанавливаются формы налоговых расчетов, бухгалтерского учета и отчетности, правила применения плана счетов в финансово-хозяйственной деятельности, порядок изъятия документов должностными лицами. Ими определяются порядок и последовательность проводимых контрольных действий, применение технических средств и новых технологий контрольной работы. Вместе с тем, большое количество подобных нормативных актов обусловлено отсутствием на федеральном уровне закона о финансовом контроле, координирующих начал в осуществлении контроля отдельными ведомствами, разнообразием организационных структур в системе контрольных органов и различие их интересов.

 

Организационно-правовые методы осуществления финансового контроля есть приемы и способы (либо их совокупность) 1. по достижению результата контрольных действий и 2. реагирования на выявленные недостатки. Многообразие методов финансового контроля зависит от разноплановости видов финансового контроля и осуществляющих их организационных структур.

1. К методам контрольной работы по выявлению результатов финансовой деятельности в общем виде следует отнести наблюдение, проверку, ревизию, обследование, анализ, инспектирование, инвентаризацию.

2. Методами реагирования на выявленные недостатки будет восстановление нарушенных прав путем возбуждения финансово-правового, дисциплинарного или административного преследования виновных лиц, возмещение вреда, распространение передового опыта работы, предложения о поощрении и т. п.

Методы финансового контроля обусловлены не только видом контрольного органа и характером проводимых действий, но также, определенными для них, задачами и целевыми установками на системность или конкретный вид контрольной работы.

Так, иногда руководителю организации для выявления финансового состояния своего хозяйства достаточно наблюдения за подписываемыми им документами бухгалтерского учета, отчетности и проводимых денежных операций.

Представительный орган государственной власти или местного самоуправления получает сведения при заслушивании и утверждении (или не утверждении) отчета исполнительного органа.

Контрольно-ревизионные службы государственного и муниципального контроля в основном используют ревизию.

Для налоговых органов характерны проверки и обследования финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При контрольной работе может быть использована информация, полученная в результате работы с жалобами, заявлениями и иными обращениями граждан, сигналов средств массовой информации, анализа судебной практики, выступлений и докладов на собраниях и т. д. И это также является способами выявления первичных сведений финансового состояния подконтрольного объекта, за которыми могут последовать другие виды контроля, в том числе комплексные, тематические, счетно-аналитические, документальные проверки.

Ревизия как один из ведущих методов финансового контроля имеет самое широкое распространение, и хотя до настоящего времени она не получила своего законодательного оформления, предписана разными нормативными актами практически для всех органов государственного и муниципального финансового контроля как обязательный и регулярный метод. Например, Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» предусмотрено, что комплексные ревизии и тематические проверки использования средств федерального бюджета всеми получателями нужно проводить ежегодно. [84]

На проведение ревизий и проверок нацелена Счетная палата России, Федеральные службы подчинённые Министерству финансов России, контрольно-ревизионные органы исполнительной власти всех уровней государства и местного самоуправления, некоторые другие государственные институты, в том числе уголовно-процессуальное законодательство. И как правильно заметил в свое время заместитель начальника КРУ Минфина России Л. Н. Овсянников: «Если ревизия - действие законное, что в общем-то ни у кого сомнения не вызывает, если она нужна государству, министрам, прокурорам, следователям, финансистам..., то почему до сих пор не узаконены понятие ревизии, ее параметры, права ревизора?» [85]

Попытки в финансово-правовой литературе разграничить понятия «проверка» и «ревизия» как отдельных методов финансового контроля по объему и детальности исследования финансово-хозяйственной деятельности[86] (Так, по мнению Карасевой М.В. проверка предусматривает исследование отдельных вопросов финансовой деятельности субъектов на основе документов, объяснений, осмотра, а ревизия представляет собой детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта на предмет законности, целесообразности и эффективности) заслуживают внимания, но не всегда позволяют выделить объективные признаки различия. Ведь и ревизия может быть выборочная или тематическая, а проверка охватывать широкий спектр вопросов. К тому же сама ревизия есть ни что иное как специализированная проверка.

Скорее всего эти методы соотносятся как общее и частное, и важно получить законодательно обоснованное определение ревизии, чтобы отличать и классифицировать все остальные виды проверок.

Думается, что объектом ревизии следовало бы закрепить бухгалтерский учет, финансовое планирование и отчетность, платежно-расчетную документацию, исполнение кассовых правил и финансовых обязательств подконтрольным субъектом. И такие специализированные проверки могут проводить только контрольно-ревизионные службы.

Для всех других органов финансового контроля было бы целесообразным определить конкретный вариант проверок: налоговая проверка, аудиторская проверка, счетная проверка, счетно-аналитическая проверка и т. д.

1. Ревизии, как и другие виды проверок, по характеру содержания делятся на:

документальные - когда исследуется финансовая документация, и

фактические - когда проверяется денежная наличность, ценные бумаги, материальные ценности и иные объекты.

2. По объему охвата проверяемой деятельности они подразделяются на:

комплексные - при которых проверке подвергаются различные сферы финансовой деятельности, и

тематические - при выборе конкретной сферы (темы, вопроса).

3. По характеру организации проверок они могут быть

плановые - предусмотренные планом в соответствии с действующим законодательством, и

внеплановые - организованные в случае возникшей необходимости.

4. По периоду временного охвата проверяемой деятельности выделяются

фронтальные проверки - за весь проверяемый период, и

выборочные - за короткие отдельные временные промежутки.

Каждый из названных методов контроля реализуется своим набором приемов и способов достижения результата. Так, например, при документальном контроле различными способами достигаются формальная и арифметическая проверка, юридическая оценка документов и логика оформления денежных операций, оценка законности и оценка обоснованности операций.

Известны такие методико-технические приемы как способ обратного счета, встречная проверка, сравнение и т. п. [87]

Фактический контроль имеет характерные приемы и способы, зависящие от проводимых проверок, ревизий, инвентаризаций, обследований, наблюдений. Различными могут быть способы фиксации выявленных результатов и реагирования на них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.