Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и предложение. Рыночное равновесие




 

Цена на рынке складывается под воздействием спроса и предложения. Спрос предъявляют потребители, предложение осуществляют производители. Цена определяется в результате конкуренции между производителями и потребителями.

Рассмотрим функционирование рынка на примере рынка яблок:

Таблица 6.1.

Спрос и предложение 100 покупателей на яблоки в месяц

Цена за 1 кг яблок, руб. Количество яблок, на которые предъявлен спрос за месяц, кг. Количество предлагаемых яблок в месяц, кг. Избыток (+). Нехватка (-), кг.
  10 000   -9 500
  7 000 3 000 -4 000
  4 250 4 250 ±0
  2 500 5 000 +2 500
  1 250 5 500 +4 250

 

Как видно из таблицы 6.1. спрос показывает количество продукта, которое потребители купят по разным возможным ценам в течение определённого периода времени. По данным таблицы построим кривую спроса на яблоки DD.


Рис.6.1 Кривая спроса DD

 

Кривая спроса DD выражает обратную связь между ценой яблок и величиной спроса на них. Снижение цены ведет к возрастанию величины спроса и наоборот. Экономисты характеризуют эту обратную связь как закон спроса.

Следует различать “изменение в величине спроса“ и “изменение в спросе“.

Изменение в величине спроса выражается перемещением вдоль кривой спроса DD от одной точки к другой, означающей комбинацию «цена-количество». Причина перемещения – изменение цены товара.

Изменение в спросе выражается в смещении кривой спроса DD под воздействием неценовых факторов:

1) вкусы покупателей;

2) их доходы;

3) цены на товары-заменители;

4) число потребителей на рынке;

5) инфляционные ожидания.

Под влиянием неценовых факторов кривая DD сместится влево-вниз от DD к D1D1, когда спрос уменьшается, или вправо-вверх от DD к D2D2, когда спрос увеличивается.

 

 
 

 


Рис.6.2 Изменение спроса на яблоки

Например, увеличение доходов потребителей способствует увеличению спроса и сдвигу кривой вправо. И наоборот, снижение доходов способствует уменьшению спроса и сдвигу кривой влево.

 

Предложение: содержание, факторы. Закон предложения

 

 
 

Рассмотрим второй элемент рыночного механизма - предложение, которое показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам в течение определённого периода. Предложение можно изобразить в виде кривой SS.

Рис.6.3 Кривая предложения яблок SS

 

Кривая предложения SS является восходящей, так как показывает положительную или прямую связь между ценой яблок и предлагаемым их количеством. С повышением цен величина предложения возрастает, со снижением цен - уменьшается. Эта специфическая связь называется законом предложения.

Так же как и при анализе закона спроса, следует различать “ изменение в величине предложения “ и “ изменение в предложении “.

Изменение величины предложения вследствие изменения цены яблок вызывает передвижение на неизменной кривой предложения SS от одной точки, выражающей комбинацию «цена-количество», к другой.

Изменение в предложении означает смещение кривой SS вправо-вниз, когда предложение увеличивается под влиянием неценовых факторов, или влево-вверх, когда предложение уменьшается под влиянием тех же факторов.

Неценовые факторы предложения:

1) цены на ресурсы;

2) технология производства;

3) налоги и дотации;

4) ожидания изменения цен;

5) число продавцов на рынке.

Рассмотрим воздействие на кривую предложения одного из перечисленных неценовых факторов. Например, снижение цен на ресурсы уменьшает издержки и увеличивает предложение, что выражается сдвигом кривой SS вправо от SS к S1S1.

 
 

Рис.6.4 Изменение в предложении яблок




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.