Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимоотношения в полиэтнической среде современного украинского общества

Наличие групп с отличающейся культурой и религией в поликультурных регионах играет стабилизирующую роль, поскольку именно они являются проводниками идеи равенства людей вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности.

На этническую толерантность оказывают действие также следующие социально-психологическое факторы:

степень этнокультурной компетентности;

психологическая готовность к межкультурному и межконфессиональному диалогу;

опыт и навыки межкультурного взаимопонимания и взаимодействия.

Все эти параметры поддаются формированию и развитию и нуждаются в профессиональной разработке средствами просвещения и социально-психологического тренинга межкультурного взаимодействия.

Среди главных причин роста межнациональной и межрелигиозной напряженности прежде всего стоит назвать:

растущее обнищание населения;

унижение человеческого достоинства.

Преобладающие в массовом сознании установки на сближение с представителями других национальных культур являются психологической предпосылкой формирования открытой общественной системы демократического образца. И наоборот, психологическое восприятие представителей других этнических групп и национальностей, а также представителей других религий или культурных образований как совершенно «чужих» и их «отторжение» от «своего» социального мира, доходящее до развития ксенофобических установок, создают серьезные предпосылки «возвратного» развития общественной системы, ведущего к ренессансу традиционно-общинных или тоталитарных принципов общественной консолидации.

Социально-психологический базис демократического развития на пути к открытому обществу в Украине является не столь благополучным, как это представляется в условиях демократического развития страны. Во-первых, население Украины характеризуется значительно менее высоким уровнем толерантности по отношению ко всем национальностям, чем, например, население США. Во-вторых, анализ структуры национальной дистанцированности показал, что отношение населения Украины к представителям различных национальностей в 1992 году характеризовалось ориентацией на национально-государственную обособленность: только украинцы, русские, белорусы, диаспора и поляки по шкале социальной дистанции имели ту или иную степень толерантности. Перечень национальностей, попавших в число наиболее отторгаемых (крымские татары, грузины, арабы, цыгане), позволял предположить, что причиной такого отторжения является связь в сознании населения Украины этих национальностей с угрозой межнациональных столкновений.

Результаты последних исследований обнаруживают крайне неблагоприятную тенденцию роста как интегрального показателя национальной дистанцированности, так и отчужденности населения Украины практически от всех национальностей. Снижается и самотолерантность: возрастание дистанции по отношению к основным национальностям, проживающим в Украине (титульной нации — украинцам и наиболее многочисленным меньшинствам — русским и белорусам).

Удельный вес толерантных граждан в Украине за десять лет снизился более чем в три с половиной раза. Самую многочисленную группу (практически половину населения) в настоящее время составляют граждане с изоляционистскими установками на межнациональные отношения.

Особую тревогу вызывает разрастание ксенофобических установок: численность группы ксенофобов за десять лет увеличилась более чем в четыре раза. Повышение уровня изоляционизма и ксенофобии является феноменом, охватывающим все население Украины.

Анализ особенностей национальной толерантности позволил обнаружить определенные парадоксы национального самосознания в этой области. Так, например, в ответе на прямой вопрос «Каково ваше отношение к людям не вашей национальности?» около четверти населения (24,7%) указали «скорее положительное», 6,5% отметили ответ «скорее отрицательное», а большинство (68,4%) дали ответ «нейтральное». Каким же содержанием наполнена эта самооценка своего отношения к людям других национальностей?

Из тех людей, кто оценил свое отношение к лицам другой национальности как «положительное», многие не допускали бы этих лиц другой национальности вообще в Украину (или допускали бы только в качестве туристов). Так, азербайджанцев бы не допускали в Украину 28% (в качестве туристов — 44%); американцев — 16% (и 50% — соответственно); арабов — 38% (46%); афганцев — 43% (41%); белорусов — 7% (22%); грузин — 17% (24%); евреев — 14% (29%); китайцев — 21% (55%); крымских татар — 21% (31%); молдаван — 14% (36%); негров — 25% (52%); немцев — 12% (45%); поляков — 8% (42%); русских — 4% (14%); румын — 14% (49%); словаков — 10% (47%); турок — 24% (56%); венгров — 11% (52%); украинцев — 1% (95%); украинцев диаспоры — 3% (16%); цыган — 37% (31%); чехов — 11% (50%); чеченцев — 52% (34%). Трудно определить — к людям каких национальностей население Украины относится хорошо.

Дистанцированность как предпосылка формирования определенного уровня национальной толерантности развивается по следующей парадигиме: идентичность — открытость (толерантность) — обособленность — изолированность — ксенофобия.

Открытость (толерантность). Означает ту или иную степень открытости к непосредственным контактам (семейным, дружеским, соседским, производственным). В парадигме социальной дистанцированности это значение интерпретируется как «свои». При отношении к какой-либо конкретной национальности это свидетельствует о готовности вступать с представителями данной национальности в родственные или близкие дружественные отношения; в определенной степени данный фактор может выступать показателем национальной идентичности.

Национальная обособленность. Свидетельствует о том, что люди в той или иной мере склонны к национальному обособлению и по отношению к большинству национальностей занимают следующую позицию — «пусть живут в Украине, но мне бы не хотелось вступать с ними в непосредственные контакты». По отношению к какой-либо конкретной национальности это значение может интерпретироваться как отсутствие толерантности и означать то, что представители этой национальности воспринимаются как «не совсем свои, но и не совсем чужие».

Национальная изолированность. Характеризует ориентацию на изолированность людей, не желающих видеть представителей других национальностей в качестве граждан своей страны, но не возражающих, чтобы они навещали Украину в качестве гостей и туристов. По отношению к конкретным национальностям это значение может интерпретироваться как «достаточно чужие» и определять предрасположенность к ксенофобии (скрытая форма ксенофобии). Эта скрытая форма ксенофобии является своего рода проявлением «толерантности» ксенофобов — «вообще-то я не хочу с ними общаться, но, ладно уж, пусть приезжают погостить, если хотят».

Ксенофобия. Характеризует распространенность открытых ксенофобических установок. Открытое нежелание вообще допускать в свою страну представителей какой-либо национальности отражает восприятие представителей этой национальности как «совершенно чужих» и является показателем открытой ксенофобии.

Рассмотреть процесс развития национальной дистанцированности можно, обратившись к вопросу об отношении в Украине к представителям отдельных национальностей (на примере украинцев, русских, евреев и американцев). Выбор именно этих национальностей обусловлен следующими соображениями:

- украинцы. Отношение к украинцам в значительной мере выступает показателем украинской идентичности: чем ниже социальная дистанцированность, тем о более высокой степени украинской этнической идентичности она свидетельствует;

- русские. Естественно, что наибольший интерес с точки зрения сохранения и поддержания гражданского мира в Украине представляют взаимоотношения между украинцами и русскими, которые по своей численности, исторической, политической и экономической роли в общественной жизни Украины занимают одну из ведущих позиций, значимость которой особо возрастает в связи с перспективой решения проблем российско-украинских отношений;

- американцы. Особый интерес к американцам в контексте исследования межнациональных установок обусловлен ключевой ролью США в современной мировой политике. Влияние США на Украину создает основания для формирования в массовом сознании как позитивного отношения (высокий уровень жизни, международная экономическая помощь, развитые технологии и т.п.), так и негативных установок, обусловленных прежде всего участием США в международных вооруженных конфликтах (Сербия, Афганистан, Ирак и др.);

- евреи. Отношение к евреям всегда представляет особый интерес при анализе проблем национальной толерантности и ксенофобии. Во-первых, потому что проблема антисемитизма в силу исторических обстоятельств занимает особое, едва ли не ведущее место в мировой проблематике межнациональных отношений. Во-вторых, проблема антисемитизма имеет исторические основания и в Украине.

Отношение к украинцам: факторы национальной идентичности.

С 2002 года произошел не только сдвиг в дистанцированности украинцев от других национальностей, но и определенное понижение уровня украинской самоидентичности. У этнических украинцев выше уровень национальной идентичности по сравнению с русскими и другими национальностями. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне ассимиляции и консолидации на основе украинской идентичности как предпосылки формирования гражданской нации, когда под нацией понимается не столько этническая общность, сколько гражданская принадлежность.

Для жителей села в целом характерен более высокий уровень украинской идентичности. Что касается городского населения, то существенное влияние на его особенности оказывает не только величина поселения, но и регион проживания: в городах, принадлежащих разным регионам, фиксируется разный уровень украинской идентичности.

Практически не сказываются на уровне украинской идентичности такие факторы, как возраст, образование, материальное положение семьи. Однако у лиц, работающих в государственном секторе, уровень украинской идентичности несколько выше по сравнению с лицами, работающими на частных предприятиях.

Что касается геополитических ориентации, то можно видеть, что отношение к западному вектору развития Украины (к вступлению в ЕС и сотрудничеству с НАТО) не связано со степенью украинской идентичности, тогда как ориентации на союз с Россией и Беларусью взаимосвязаны с фактором украинской идентичности. У лиц, отрицательно относящихся к союзу с Россией и Беларусью, выше уровень украинской идентичности, по сравнению с теми, кто к такому союзу относится положительно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. Этические взаимоотношения в мультикультурной среде | Отношение к американцам: факторы национального изоляционизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.