Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная ответственность

Юридический состав административного правонарушения есть совокупность обязательных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя с административной ответственности.

Среди элементов юридического состава административного правонарушения различаются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

 

Объект правонарушения — совокупность общественных отношений, охраняемых законодательством об административных правонарушениях. К ним относятся: здоровье граждан, общественная нравственность, окружающая среда, установленный порядок осуществления государственной власти, отношения в сфере экономики и др.

 

Объективная сторона правонарушения включает внешние признаки, характеризующие противоправность деяния, вредный результат, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и др.

 

Субъект правонарушения — лицо, совершившее административное правонарушение. Впервые в качестве субъекта правонарушения в КоАП закрепляются не только физические, но и юридические лица. Институт административной ответственности юридических лиц применяется в Германии, Италии и Португалии. В России данный институт тут также становится активно востребованным, хотя требует дальнейшего совершенствования. Юридические лица (хозяйствующие субъекты) могут быть привлечены к ответственности за нарушение норм антимонопольного, налогового, природоохранного, предпринимательского законодательства и т.д.

 

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые физические лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

В качестве специальных субъектов выступают родители несовершеннолетних детей, должностные лица, военнослужащие, иностранные граждане и лица без гражданства.

Субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП). При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

 

Субъективная сторона правонарушения представляет собой вину и выражается в форе умысла или неосторожности.

Вина отражает психическое отношение лица к совершаемым действиям и их последствиям. Очевидно, что данное понятие может быть применимо только к физическим лицам. Вина юридического лица признается в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП). Критерии виновности юридических лиц нуждаются в определении.

 

 

Административная ответственность — это форма юридической ответственности, характеризующая применение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного административным законодательством наказания к гражданам и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.

Для применения мер административной ответственности законодательством установлен особый процессуальный порядок - производство по делам об административной ответственности (раздел IУ КоАП).

 

Установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказание.

Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Важной новеллой Кодекса является законодательное закрепление принципа законности (ст. 1.4) и принципа презумпции невиновности (ст. 1.5), что является важной гарантией справедливого рассмотрения дела и назначенного наказания. Привлечение к административной ответственности не влечет судимости.

 

В юридической литературе существует несколько вариантов классификации административных наказаний. Законодатель подразделяет административные наказания на основные и дополнительные.

 

Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Согласно ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ, предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

 

Дополнительными являются такие административные наказания, которые могут назначаться как самостоятельно, так и присоединяться к основным мерам наказания. Такое наказание может быть назначено только в случае прямого указания санкцией применяемой нормы.

В качестве как основного, так и дополнительного административного наказания могут применяться возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ч. 2 ст. 3.3 КоАП).

 

Таким образом, за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

В отношении юридического лица могут применяться: предупреждение,

административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

 

Рассмотрим подробнее виды административных наказаний.

 

Предупреждение (ст 3.4 КоАП) применяется за совершение малозначительного административного правонарушения и находит свое выражение в официальном порицании, выраженном в письменной форме, без составления протокола (в порядке упрощенного производства).

 

Административный штраф (ст 3.5) является денежным взысканием, но, в отличие от гражданско-правового, не выполняет компенсационной функции и в полном объеме подлежит зачислению в бюджет. Предусматриваются различные варианты определения размеров штрафа.

Он может выражаться в величине, кратной:

Ø минимальному размеру оплаты труда;

Ø стоимости предмета административного правонарушения;

Ø сумме неоплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате;

Ø сумме незаконной валютной операции, и применяется как в судебном, так и во внесудебном порядке.

 

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6) выражается в принудительном изъятии предметов, находящихся в собственности, и является наказанием имущественного характера, назначаемым судом. Изъятое направляется на реализацию, а вырученная сумма за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета передается лицу, у которого эти предметы изъяты. Однако возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

 

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7) представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Так же как и возмездное изъятие, является наказанием имущественного характера, назначается только судьей и с учетом тех же ограничений. Однако законодателем не решен вопрос о режиме собственности конфискуемого имущества. Анализ норм Особенной части позволяет предположить, что применение конфискации не зависит от того, являются предметы собственностью нарушителя или переданы ему в управление или пользование.

 

Лишение специального права (ст. 3.8). Речь идет о лишении права, предоставленного решением компетентного органа персонально данному конкретному лицу за нарушение порядка пользования этим правом: лишение права управления транспортными средствами и лишение права охоты.

Сущность этого наказания — в ограничении возможностей правонарушителя (например, лишение права управления транспортными средством водителя, находящегося в состоянии опьянения). Данный вид наказания назначается судьей на срок от одного месяца до двух лет с учетом ограничения его применения в отношения лица, пользующегося транспортным средством в связи с инвалидностью (за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения и др.); лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

 

Административный арест (ст. 3.9) содержание нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях (специальные приемники при ОВД). Назначается судьей за отдельные виды наиболее общественно опасных административных правонарушений (неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3), мелкое хулиганство (ст. 20.1).

Назначается арест на срок до 15 суток (нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции - до 30-суток).

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.

 

Несовершеннолетние правонарушители (если их личность не установлена, они не имеют места жительства) могут быть помещены в центры временного содержания несовершеннолетних с целью проведения индивидуальной профилактической работы.

 

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10) заключается в принудительном и контролируемом перемещении их через Государственную границу РФ (за нарушение режима пребывания в России, нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы, нарушение иммиграционных правил).

Оно устанавливается только федеральным законодательством в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в России на законном основании, и назначается судьей, а в случае совершения административного правонарушения при въезде в Россию - соответствующими должностными лицами.

К лицам, незаконно находящимся на территории России, административное выдворение применяется в качестве меры пресечения. Лицам, подвергшимся данному виду наказания в течение года со дня административного выдворения, не разрешается въезд на территорию России, а также в течение пяти лет ходатайствовать о приеме в российское гражданство.

Дисквалификация (ст. 3.11) как мера административной ответственности является новеллой КоАП. Этот вид наказания применяется к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

В общепринятом понимании дисквалификация означает объявление кого-либо недостойным или неспособным занимать определенную должность или исполнять определенную работу.

Юридический смысл дисквалификации:

1) лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, что выражается в прекращении трудового договора с дисквалифицированным лицом, внесении него трудовую книжку записи, какие должности он лишен права занимать;

2) лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет) что означает прекращение осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности.

Может быть назначена судьей на срок от шести месяцев до трех лет (за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27), фиктивное или преднамеренное банкротство (ст 14.12), ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.2 1).

В соответствии с общим правилом постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Однако за нарушение законодательства об охране окружающей среды указанный срок составляет один год.

 

В качестве оснований освобождения от административной ответственности в КоАП РФ прямо указаны:

v крайняя необходимость (ст. 2.7) - причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;

v невменяемость (ст. 2.8), то есть состояние, физического лица при совершении правонарушения, характеризующееся невозможностью осознавать им фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;

v малозначительность административного правонарушения (ст. 28), что определяется исходя из последствий правонарушения (незначительный размер ущерба или вреда). Освобождение от ответственности связано в данном случае с устным замечанием, которое уполномоченный орган или должностное лицо объявляют правонарушителю в связи с совершенным правонарушением.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие, признаки, состав административного правонарушения | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.