Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансово-правовые санкции в системе мер ответственности




За совершение финансовых правонарушений законом установлены особые финансовые санкции. Так, НК РФ (ст. 114) определяет налоговую санкцию как меру ответственности в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статями главы 16 кодекса. Но если учесть, что ответственность банков в виде штрафов и пеней за невыполнение обязанностей, предусмотренных НК РФ, применяется в том же порядке, то налоговыми санкциями следует считать меры ответственности названные в главе 18 кодекса.

Налоговая санкция за налоговое правонарушение есть ничто иное, как мера финансово-правовой ответственности, а налоговое правонарушение есть разновидность финансового правонарушения, о чем говорилось выше.

Вместе с тем понятия «ответственность по налоговому законодательству» и «ответственность за нарушение бюджетного законодательства» являются более широкими, включающим в себя наряду с финансово-правовыми санкциями, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.

Как справедливо отмечала Л.В. Тернова, выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц. [109] Эта ответственность остается в рамках имущественных налоговых отношений и не имеет характера санкций других отраслей права.

За несоблюдение условий работы с денежной наличностью и за нарушения порядка ведения кассовых операций юридические лица и предприниматели, работающие без образования юридического лица, подвергались мерам финансово-правовой ответственности в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006.[110] Мерами финансовой ответственности являлись штрафы кратные к суммам денежных средств по выявленным нарушениям.

Так, за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими юридическими лицами сверх установленных предельных суммштраф был установлен в двукратном размере к сумме произведенного платежа.

За неоприходование в кассу денежной наличности взимался штраф в трехкратном размере не оприходованной суммы.

За несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопления в кассах наличных денег сверх лимитов трехкратный размер штрафа рассчитывался от выявленной сверхлимитной кассовой наличности.

Причем на руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные выше нарушения, налагались административные штрафы в 50-кратном размере минимальной месячной оплаты труда.

Объединяет эти виды мер юридической ответственности только то, что наложение всех видов штрафных санкций производится налоговыми и иными контрольными органами, призванными проверять условия работы с кассовой наличностью. Порядок взимания административных штрафов определен в КоАП РФ. К сожалению, порядок производства по финансовым (кассовым, бюджетным) нарушениям и взимание финансовых санкций не установлен.

Порядок наложения финансово-правовых санкций четко определен только за налоговые правонарушения в НК РФ. И этот порядок значительно отличается от административного производства по делу. Так, например, сроки давности привлечения к ответственности за административные правонарушения установлены до двух месяцев со дня совершения (при длящемся - со дня обнаружения) проступка (ст. 4.5 КоАП РФ). По налоговым правонарушениям ст. 113 НК РФ устанавливает срок давности в три года. Взыскание штрафных санкций за административные правонарушения производятся в принудительном порядке по постановлению органа или должностного лица, налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке (ст. 114 НК РФ).

Таким образом, при установлении финансово-правовых санкций по другим видам финансовых правонарушений законодатель обязан позаботится об определении порядка их применения и исполнения.

В связи с тем, что в теории права и в финансово-правовой науке не сложилось единства в понятиях ответственности и санкций, а также имеются проблемы в соотношении этих категорий, следует отметить, что налоговые санкции рассматриваются лишь в плоскости мер ответственности за совершение налогового правонарушения. А налоговая ответственность представляет собой одну из мер государственного финансового принуждения наряду с предупреждением, пресечением правонарушений, а также обеспечением исполнения и восстановлением нарушенных прав. Такого четкого разграничения принудительных мер и санкций финансово-правового характера по другим видам финансовых нарушений пока еще не выработано.

В частности, в статье 53 Федерального закона от 31 декабря 1999 года «О федеральном бюджете на 2000 год»[111] для защиты бюджетных отношений и установленного порядка зачисления налогов в федеральный бюджет названы особые санкции. К ним отнесены: а) приостановление бюджетного финансирования и предоставления ссуд и кредитов, б) прекращение выдачи лицензий и квот на экспорт, в) приостановление централизованной поставки продукции из государственных резервов. Ясно, что в данном случае речь идет о санкциях, как о различных видах государственно-правового принуждения и не только финансово-правового характера, но не о мерах ответственности.

К тому же БК РФ прибегает к финансово-правовым санкциям наряду с административно-правовыми штрафами и не исключая уголовную ответственность. А это означает, что не выработано понятия бюджетного правонарушения и прямых мер финансово-правовой ответственности за него. Речь идет лишь о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и мер, применяемых к его нарушителям (ст. 282 БК РФ), установленных не только кодексом, но и другими федеральными законами. При этом БК РФ не использует понятия «санкция», г оворя лишь о мерах принуждения. И это понятно, поскольку нет четкого состава бюджетного правонарушения, как финансово-правового проступка, то не должно быть финансово-правовой санкции как меры ответственности за не го. И это главная недоработка БК РФ в его современной редакции.

Пока для финансово-правовой ответственности окончательно сложилась одна санкция, как мера такой ответственности - это штраф. С утратой юридической силы финансово-правовой санкции, установленной в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 13), в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), речь может идти только о штрафе и пени. Причем налоговая санкция за правонарушение, совершенное до 1 января 1999 года, не взыскивается, если ответственность за аналогичное по составу правонарушение в НК РФ не установлена. Суммы налога излишне уплаченные до 1 января 1999 года подлежат возврату в соответствии со ст. 78 НК РФ. Более того на сумму излишне уплаченного или взысканного налога, не возвращенного в течении месяца с момента подачи соответствующего заявления, начисляются проценты.[112]

Однако разработчики НК РФ в отношении пени высказались не традиционно. Пеня (глава 13 НК РФ) рассматривается как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов налогоплательщиком или налоговым агентом. Она представлена в виде взыскания денежной суммы за нарушение сроков платежа. Причем ее уплата обязательна помимо взыскания всей суммы налогового платежа, независимо от других мер обеспечения надлежащего исполнения, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Между тем, пеня в системе юридической ответственности сложилась как классическая мера ответственности за нарушение сроков выполнения обязательств. Таковой она была и по прежнему налоговому законодательству, когда называлась в системе финансовых санкций. Именно таковой ее расценили и судебные органы при разрешении споров налогоплательщиков с налоговыми органами. Основанием для применения пени как вида ответственности за нарушение налогового законодательства является задержка уплаты налога. [113] При этом законодательная практика не увязывала размеры пени с суммой погашения задолженности по налоговому обязательству, хотя целью являлась компенсация потерь.

Как отмечает Конституционный суд Российской Федерации, требование налогового органа и налоговое обязательство связаны с публично-правовым характером налога и государственной казны и невыполнение налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права. [114] Тем не менее, институт обеспечения исполнения обязательств (в форме неустойки) имеется и в гражданском праве, где также в качестве способа обеспечения предусмотрена пеня, но там она применяется как мера ответственности (ст. ст.330, 394 ГК РФ).

Между с тем административная ответственность не знает такой меры взыскания как пеня, что справедливо отмечает Л.В. Тернова в качестве еще одного признака самостоятельности финансово-правовой (налоговой) ответственности для отличия от административной ответственности. Следует также иметь в виду, что обязанность по обеспечению исполнения обязательства по своевременной уплате налога, как правило, лежит на должнике, а не кредиторе, которым является государство.[115] Не исполнение этой обязанности является правонарушением, требующим применения правовых санкций особого вида, предполагающего не только карательный, но и восстановительный характер.

Впрочем и в НК РФ в отношении пени законодатель высказывает определенную непоследовательность. В главе 18, устанавливая ответственность банков за не выполнение возложенных на них законом обязанностей, пеня указывается как мера ответственности. Так, за нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента о перечислении налогового платежа установлено взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более, 0,2 % за каждый день просрочки (ст. 133 НК РФ).

Вместе с тем, взыскание недоимки по налоговым платежам, что нередко в специальной литературе относят к мере налоговой ответственности,[116] таковой не является. Принудительное взыскание недоимки в пределах суммы неуплаченного налога без начисления пени является чисто восстановительной мерой финансового принуждения, а не санкцией, также как арест имущества налогоплательщика (ст. 77 НК РФ), применяемый для обеспечения взыскания налога, является предупредительной от сокрытия виновного лица или его имущества мерой пресечения.

Таким образом, пеня как финансово-правовая санкция является разновидностью штрафов, поступающих в бюджеты или внебюджетные фонды, ее размер установлен законом, а не договором, налагается она за самостоятельное правонарушение - неисполнение сроков платежа, взыскивается в том же порядке, что и штрафы. Представляется, что пеню следовало бы перенести в главу 16 НК РФ как вид финансово-правовой ответственности.

К признакам финансово-правовой (в том числе налоговой) ответственности относится и зарождение особого производства по делам о финансовом правонарушении, а также появление собственных процессуальных норм, сроков давности и особенностей ответственности свидетелей, экспертов, переводчиков и других лиц по доказыванию содеянного. Производство по делу и порядок применения финансово-правовых санкций и иных мер финансового принуждения установлен в НК РФ (ст. ст. 101, 101/1,104, 105 и др.), БК РФ (ст. ст. 285-288 и др.), Таможенном кодексе РФ и других законодательных актах.

 

 

Бюджетное БюджетноеБюджетноеБюджетноеБюджетноеБюджетноеБюджетное

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.