Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программные комплексы корпоративных информационных систем как результат развития концепций управления предприятием




Бурное развитие промышленности в последние годы определяется не столько успехами в реализации новых производственных разработок, сколько успешным внедрением ИТ в бизнесе, создавших необходимую базу для общей динамики производственных и рыночных процессов и вызвавших трансформацию требований потребителей. В этих условиях на передний план развития бизнеса выдвинулась необходимость совмещения учета индивидуальных потребительских предпочтений с эффективным производством и системой планирования производственной и коммерческой деятельности. Для реализации этих требований стали внедряться новые системы управления ресурсами предприятий, включающие в себя управление закупками, производством, сбытом, складскими запасами, трудовыми и финансовыми ресурсами, конструкторскими разработками и т.д. Особенно это стало актуально для крупномасштабного бизнеса, охватывающего весь цикл разработки, создания и реализации продукции.

В связи с этими динамическими процессами в начале 1950-х гг. на Западе стали появляться частные концепции в области управления предприятиями, которые были востребованы рынком, что послужило одной из причин появления в 1957 г. ассоциации APICS (American Production and Inventory Control SocietyАмериканское общество управления производством и запасами), которая впервые предложила концепции для построения КИС управления предприятием. Развитие и совершенствование концепций КИС происходило в следующей последовательности:

- MPS — объемно-календарное планирование;

- SIC — статистическое управление запасами;

- MRP — планирование материальных ресурсов;

- CRP — планирование потребности в производственных мощностях;

- MRP Closed-loop — планирование материальных ресурсов в замкнутом цикле;

- MRP II — планирование производственных ресурсов;

- ERP — планирование ресурсов предприятия;

- ERP II — управление ресурсами и взаимоотношениями предприятия.

MPS {Master Planning Scheduling) — объемно-календарное планирование явилось первой концепцией управления бизнесом и заключалось в формировании плана продаж (объема продаж с разбивкой по календарным периодам), по которому формировался план пополнения запасов (за счет производства или закупки материальных ресурсов) и оценивались финансовые результаты.

К основным целям MPS относились:

- планирование сроков производства готовой продукции и своевременного выполнения заказов;

- ликвидация перегрузок производственного оборудования;

- обеспечение эффективного использования производственных мощностей и оптимизация производственных затрат.

Концепция MPS достаточно долго являлась основой построения КИС, несмотря на то что не позволяла решать все необходимые про­изводственному предприятию задачи:

- прогнозировать необходимый объем продукции и срок ее поставки (концепция не предусматривала планирование на длительный срок, не учитывала длительность и сезонность производства, потребности в складских площадях и т.д.);

- формировать «страховой запас» производимой продукции, который мог гарантировать ритмичный производственный процесс, быть использован для обеспечения потребностей замены вышедшей из строя и предъявленной к гарантийному ремонту техники в торговле и т.д.;

- выражать объем заказа в произвольных единицах, например контейнер, ящик, коробка и т.д.

Пытаясь решить возникающие проблемы, APICS разработала еще одну концепцию — SIC и предложила ее использовать в корпоративных информационных системах.

SIC (Statistical Inventory Control) — статистическое управление запасами ориентировано на изучение определения уровня складских запасов.

Концепция SIC привела к появлению двух новых понятий:

- «Точка заказа» («reorder point»), которая определяет уровень плановых складских запасов, ниже которого необходимо сделать (спланировать) заказ поставщику;

- «Уровень пополнения», который определяет количество товара, выше которого запас конкретного товара на складе повышать не рекомендуется.

Появление концепции SIC только частично устранило существующие проблемы и при этом добавила новые, к которым можно было отнести, например, то, что SIC не учитывала усложнение производства и возникновение сложных изделий, количество комплектующих в которых измерялось тысячами, а сборка производилась на нескольких сборочных конвейерах и т.д.

Для решения возникших проблем ассоциация APICS разработала следующую концепцию — MRP, предложив ее использование в КИС.

MRP (Materials Requirements Planning) — планирование материальных ресурсов ориентировано на планирование поставки всех необходимых материальных ресурсов, чтобы исключить простои производства и минимизировать запасы на складе. Уменьшение запасов, кроме очевидной разгрузки складов и уменьшения затрат на хранение, также позволяет минимизировать замороженные средства, вложенные в закупку материалов, не сразу идущих на конвейер.

Функционально концепция MRP является реализацией двух известных принципов JIT (Just in timeвовремя заказать) и Кап Ban (вовремя произвести). JIT — это система управления материалами в производстве, при которой компоненты с предыдущей операции (или от внешнего поставщика) доставляются именно в тот момент, когда они требуются, но не раньше. Партии компонентов настолько малы, насколько это возможно (это зависит от времени выполнения и стабильности цикла доставки). Наибольший успех система JIT имеет на предприятиях среднего масштаба с серийным типом производства, где стандартные изделия производятся с высокой скоростью с непрерывным потоком материалов и комплектующих. В данной ситуации процедуры планирования и контроля в достаточной степени стандартизованы и просты. На крупных, высокотехнологичных предприятиях, где процедура планирования и контроля производственных процессов является сложной, JIT практически не используется.

Концепция MRP легла в основу создания специализированных программных продуктов, регулирующих поставки материальных ресурсов, контролирующих запасы на складе и технологию производства.

Исходными данными для программных средств класса MRP являются:

- Описание состояния материалов (Inventory status fileISF) — максимально полная информация обо всех типах сырья, материалах, комплектующих и т.д., необходимых для производства конечного продукта.

- Программа производства (Master production scheduleMPS) — оптимизированный график распределения времени для производства необходимой партии готовой продукции за планируемый период или диапазон периодов.

- Перечень составляющих конечного продукта (Bills of Material fileBOM) — список материалов и их количество, требуемое для производства конечного продукта.

Технологически программы класса MRP поддерживают определенную последовательность выполнения трех этапов.

1-й этап. Для каждого отрезка времени в течение всего периода планирования, на основе инвентарных списков, плана (программы) производства и текущих запасов на складе, рассчитывается полная потребность в материалах, т.е. потребность в каждом материале в каждый конкретный момент времени. При этом учитывается время выполнения каждого заказа, которое определяется поставщиком конкретного материального ресурса.

2-й этап. Рассчитывается чистая потребность в материалах, т.е. определяется, какое количество материалов необходимо заказать (или произвести) в каждый конкретный момент времени, чтобы удовлетворить текущие потребности производственного процесса.

3-й этап. Чистая потребность в материалах конвертируется в со­ответствующий план заказов на необходимые материальные ресурсы, который становится руководящим документом отдела закупок. В случае необходимости в действующие планы вносятся корректировки.

Кроме плана заказов, MRP -система также формирует специальные отчеты, к которым относятся отчет об узких местах планирования, предназначенный для информирования о возможных сбоях в поставках; исполнительный отчет с перечнем критических ситуаций, которые приводят к невозможности составления плана поставок; отчет о прогнозах, рассчитанный на основе анализа отчета о продажах и текущего хода производственного процесса и используемый для долгосрочного планирования потребностей в материалах (рис. 5.15).

Рис. 5.15. Обобщенная схема технологии реализации MRP

По мере совершенствования средств обработки данных, присущие MRP ограничения перестали удовлетворять менеджеров, так как здесь не учитывались возможности производственных мощностей предприятия. Поэтому следующим шагом APICS стала реализация новой концепции — CRP.

CRP (Capacity Requirements Planning) — планирование потребности в производственных мощностях позволяет проверять пробную программу производства, созданную в соответствии с прогнозом спроса на продукцию, на возможность ее реализации имеющимися в наличии производственными мощностями.

В CRP -процессе можно условно выделить два этапа:

- Предварительное планирование производственных мощностейRCCP (Rough-Cut Capacity Planning), которое достаточно быстро проверяет несколько ключевых ресурсов для выяснения, достаточно ли мощностей для выполнения основного плана производства.

- Окончательное планирование производственных мощностейFCRP (Finite Capacity Resource Planning), которое позволяет показать дефицит производственных мощностей в определенные периоды времени, даже если RCCP может указывать на наличие достаточного объема мощностей для выполнения плана производства в целом.

Исходные данные для CRP генерируются в MPS, MRP и SIC. Также принимаются во внимание производственные заказы, переданные управлению цехом, но еще не завершенные. В процессе функционирования CRP каждому изготавливаемому изделию назначается соответствующий технологический маршрут с описанием ресурсов, требуемых на каждой его операции. CRP информирует обо всех расхождениях между планируемой загрузкой и имеющимися мощностями, позволяя предпринять необходимые регулирующие воздействия. Функционально CRP не выполняет оптимизацию загрузки, а осуществляет расчетные функции по заранее определенной производственной программе. Тем не менее уровень сложности такой задачи существенно выше, чем у MRP, так как станки могут переналаживаться и использоваться для реализации различных операций. Кроме того, на различных станках операции может выполнять один рабочий, соответственно, кроме «машинного времени» имеет значение и «рабочее время». При этом необходимо учитывать графики сменности, перерывы и т.д.

Недостатки систем MRP/CRP, которые выражались в том, что указанные системы не охватывали весь производственный процесс — от изучения спроса до реализации готовой продукции, привели к тому, что в конце 1970-х гг. Оливер Уайт и Джордж Плосл предложили идею замкнутого цикла в MRP-системах.

MRP Closed-loop {Materials Requirements Planning Closed-loop) — пла­нирование материальных ресурсов в замкнутом цикле заключается в том, что создаваемые в процессе функционирования предприятия материалы анализируются и учитываются на всех этапах планирования, изменяя при необходимости программу производства, а следовательно, и план заказов. То есть дополнительные функции, встроенные в систему MRP, осуществляют обратную связь по состоянию выполнения плана, что позволяет убедиться в том, что план является реализуемым. Однако при этом никакие действия со стороны системы не предпринимаются. Принятие решения о корректировке плана остается за человеком. MRP Closed-loop позволила обеспечить отслеживание текущего состояния производственной системы, обеспечила гибкость планирования по отношению к внешним факторам, таким как уровень спроса, состояние дел у поставщиков и т.д.

Появившиеся концепции MRP/CRP, MRP Closed-loop решили достаточно большое количество проблем на производственных предприятиях. Стало активно создаваться ПО, реализующее их принципы. Однако в процессе дальнейшего анализа существующей ситуации в мировом бизнесе выяснилось, что значительную составляющую себестоимости продукции занимают затраты, напрямую не связанные с процессом и объемом производства, которые не учитываются в MRP '-программах. Кроме того, программные продукты MRP/CRP имеют ряд серьезных недостатков, к которым можно отнести:

- слабую обратную связь с состоянием производственного процесса, возможностями поставщика по поставкам ресурса, требованиями клиентов к готовому продукту;

- отсутствие информации о состоянии трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для изготовления продукции;

- целостность программных средств класса MRP не позволяет интегрировать дополнительные модули в готовый программный продукт.

Именно поэтому APICS пришла к выводу о целесообразности интегрирования существующих концепций управления предприятием, на основе чего была разработана концепция MRP II.

MRP II (Manufacturing Resource Planning) — планирование произ­водственных ресурсов — выполняет оперативное планирование продукции в натуральных единицах, финансовое планирование в стоимостных единицах и обладает возможностью моделирования процессов.

Концепция MRP II позволила развить технологию стратегического и тактического планирования, определив полный контур задач управления промышленным предприятием на оперативном уровне. В основу концепции были положены принципы предыдущих концепций, а принципы MRP в замкнутом цикле были распространены за пределы управления материалами; MRP II охватывает планирование всех ресурсов, включая оборудование, персонал, материальные запасы и денежные средства.

Программные комплексы, разработанные на основе концепции MRP II, получили широкое распространение по ряду причин, к которым прежде всего можно отнести модульность построения, что позволяет наращивать программные средства дополнительными функциональными блоками, интегрируя их в единую информационную среду. Кроме того, организация таких программ ориентирована на концентрацию, хранение и обработку больших массивов данных и предоставление доступа к ним специалистов в целях эффективного управления предприятием.

Программные средства, разработанные на основе концепции MRP II, охватывают все основные подразделения производственного предприятия — службу маркетинга, отдел снабжения, финансовый и конструкторский отделы, производство и т.д. Они позволяют:

- планировать и управлять деятельностью предприятия, начиная от организации закупки и заканчивая отгрузкой товара потребителю;

- получать оперативную информацию о текущих результатах деятельности как всего предприятия, так и по отдельным заказам, видам ресурсов, выполнению планов;

- оптимизировать материальные и финансовые потоки, объемы материальных ресурсов на складах, значительно сократить непроизводственные затраты;

- систематизировать управление информацией путем ее локализации — информация заносится в систему только один раз в месте возникновения, хранится в том же месте и используется всеми заинтересованными подразделениями предприятия;

- согласовывать работу различных подразделений, устраняя дезинтеграцию и снижая при этом административные издержки.

В современных системах MRP II предлагается специальный инструментарий финансового планирования (FRPFinance Requirement Planning) и составления бюджетных смет, прогнозирования и управления движением денежных потоков. Также в MRP II интегрируется модуль управления качеством (Quality Management), выполняющий мониторинг состояния параметров качества продукции, которые рассматриваются по элементам производственного процесса в режиме реального времени.

Совместное планирование материальных потоков и производственных мощностей, реализованное в MRP II, позволяет поднять всю систему планирования на новый уровень, так как удается весьма точно определить финансовые результаты сформированного производственного плана, что невозможно при «частичном» планировании. Становится возможным сравнить плановые поступления от продаж с необходимыми для организации производства прямыми затратами и т.д. (рис. 5.16).

В целом программные комплексы класса MRP II повышают эффективность управления и принятия корректных стратегических и тактических решений на основе разработки иерархической системы взаимосвязанных планов: объемно-календарного плана производства, плана продаж, выпуска готовой продукции, потребности материалов, потребности в производственных мощностях и т.д. Планирование осуществляется итерационно, т.е. формирование плана некоторого уровня может повлиять на пересмотр планов более высокого уровня вплоть до наивысшего. Таким образом, выполняется координация спроса и предложения ресурсов на всех уровнях планирования.

Рис. 5.16. Схема функционирования ПО MRP II

С развитием бизнеса стали изменяться подходы к корпоративному планированию. Крупные производственные корпорации стали открывать свои производственные и непроизводственные подразделения по всему миру, что значительно усложнило организационную структуру компаний и холдингов. Это в свою очередь повлекло за собой увеличение управленческих издержек и затрат на поддержание сложных логистических структур поставок продукции. В этих условиях возникла необходимость разработки концепции, которая позволила бы оптимизировать решение возникших задач. В середине 1990-х гг. для описания систем управления исследовательской компанией Gartner Group был введен в обращение термин ERP, который стал мировым стандартом управления, поддерживаемым ассоциацией APICS.

ERP {Enterprise Requirements Planning) — планирование ресурсов предприятия позволяет наиболее эффективно планировать всю ком­мерческую деятельность предприятия, включая управление производством, финансами, обработку заказов, планирование материальных и иных ресурсов.

Концепция ERP положена в основу организации ПО, которое представляет собой финансово-ориентированные программные продукты, охватывающие ключевые аспекты управленческой деятельности и все структурные подразделения предприятия, включая удаленные филиалы и офисы. Программы класса ERP ориентированы на предоставление руководству информации для определения и планирования ресурсов предприятия, необходимых для получения, изготовления, отгрузки и учета заказов потребителей, а также на формирование инфраструктуры обмена данными с клиентами и контрагентами.

Основным назначением ПО класса ERP является автоматизация процессов планирования, учета и управления по основным направлениям деятельности предприятия, и поэтому такие программные средства, как и программы класса MRP II, можно рассматривать как интегрированную совокупность основных модулей — управление финансами, материальными потоками, производством, проектами, персоналом и т.д. Модули могут функционировать как самостоятельно, так и быть интегрированы в программные комплексы MRP II и ERP. Указанные модули отражают основные направления деятельности предприятия и могут быть дополнены функциональными блоками для автоматизации специализированных видов деятельности предприятия в определенной предметной области, например, продажи и дистрибьюции (операций по оптовой закупке и последующей реализации товаров на региональном рынке), финансового контроллинга, управления качеством и т.д. (рис. 5.17).

Рис. 5.17. Обобщенная схема функционирования ПО ERP

Отличия между программными комплексами, построенными на концепциях MRP II и ERP, заключаются в их функциональном назначении. Программное обеспечение класса MRP II создано для использования только на промышленных предприятиях, а программные комплексы класса ERP не ограничены сферой промышленного производства и могут использоваться в организациях различной сферы деятельности, на различных типах предприятий. Они могут поддерживать планирование ресурсов по различным направлениям деятельности компании (не только производства продукции), а также планировать и управлять ресурсами сложного многопрофильного предприятия.

Кроме того, программные комплексы класса ERP отличаются от типичных программных продуктов MRP II техническими характеристиками, к которым можно отнести графический интерфейс пользователя, реляционную БД, использование языков четвертого поколения, функционирование в архитектуре «клиент-сервер», возможности работы с сетью территориально удаленных филиалов и зависимых компаний и т.д.

В целом концепции MRP II и ERP во многом удовлетворяли и удовлетворяют управленческие структуры предприятий. Однако в них не учтен важнейший фактор функционирования предприятий — качество обслуживания конечных потребителей продукции, которое позволяет удовлетворять индивидуальные покупательские нужды и ожидания, отвечать на эти нужды товарами и услугами, представляющими ценность для каждого потребителя. В связи с этим в 1990-х гг. компанией Symix Systems, Inc. была разработана и представлена концепция CSRP (Customer Synchronized Resource Planning — планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем), которая была реализована в ПО семейства SyteLine. В 1999 г. компания Gartner Group также заявила о завершении эпохи ERP- систем. На смену ей была предложена концепция ERP II.

ERP II (Enterprise Resource & Relationship Processing) — управление ресурсами и взаимоотношениями (внешними связями) предприятия. Ос­новой этой концепции стала интеграция потребителя с ключевыми бизнес-процессами предприятия, что позволяет руководству компанией учитывать не только основные производственные процессы и материальные ресурсы, но и ресурсы всего жизненного цикла товара, включая маркетинговую деятельность, послепродажное обслуживание и т.д.

ERP II является развитием концепции и технологии ERP в направлении более тесного взаимодействия предприятия с его клиентами и контрагентами, т.е. основное внимание руководства перемещается с планирования производства на планирование заказов потребителей, которые оказывают влияние на ключевые бизнес-процессы предприятия, меняют его стратегию и последовательность действий по реализации этой стратегии. При этом ИТ компании не только используется для внутренних целей, но и служит Для развития отношений сотрудничества с другими организациями и потребителями.

В этих условиях управление предприятием часто рассматривают как совокупность двух контуров управления — традиционного внутреннего, управляющего внутренними бизнес-процессами предприятия, называемого back-office, и внешнего — управляющего взаимодействиями с контрагентами и покупателями продукции —front-office. В целом они образуют КИС предприятия, открытую для всех участников, действующих в поле общих интересов бизнеса.

Программное обеспечение, разработанное на основе концепции ERP II, часто также рассматривается с точки зрения интеграции бэк-офисных приложений, реализующих внутренние бизнес-процессы предприятия, и фронт-офисных, ориентированных на обеспечение взаимодействия с клиентами и контрагентами.

В обобщенном виде программные комплексы класса ERP II можно рассматривать как усовершенствованную ERP-систему, с которой интегрированы продукты класса CRM (управление отношениями с клиентами) и SCM (управление цепочками поставок), поставляемые и как самостоятельные решения, и в составе программных комплексов класса ERP II. Кроме CRM и SCM средства ERP II поддерживают систему электронной коммерции (e-commerce) посредством Internet - ориентированной архитектуры, с помощью которой сотрудники компании могут получать всю необходимую информацию и оперативно взаимодействовать друг с другом, а также с партнерами и клиентами (рис. 5.18).

Рис. 5.18. Обобщенная схема программного обеспечения ERP II

CRM (Customer Relationships Management — управление отношениями с клиентами) позволяет эффективно управлять контактами с клиентами, рекламными кампаниями, сбытом, проводить маркетинговые исследования и т.д. Это достигается за счет создания персональных профилей клиентов, классификации клиентов по различным категориям, определения целевых групп для рекламных кампаний, планирования и контроля взаимодействия с клиентами (телефонные звонки, визиты, рассылка рекламных и маркетинговых материалов и т.д.), упрощенного доступа к данным о существующих и потенциальных клиентах, поставщиках. CRM координируют деятельность различных отделов, обеспечивая их общей платформой для взаимодействия с потребителями. При этом заинтересованному сотруднику предприятия доступна полная информация обо всех взаимоотношениях с клиентом. На ее основе специалист принимает решение, которое также сохраняется и предоставляется при всех по­следующих взаимодействиях. Для реализации функций CRM в кор­поративной информационной системе должно быть обеспечено:

- централизованное хранение и коллективное использование данных за счет организации хранилища информации предприятия и необходимых инструментальных средств для работы с объемными базами данных;

- развитая сетевая технология, охватывающая всех специалистов предприятия;

- синхронизация управления множественными каналами взаимодействия;

- оперативное пополнение информации в хранилищах информации и т.д.

Технологически CRM представляет собой набор функциональных блоков, связанных единой бизнес-логикой и интегрированных в корпоративную информационную среду компании на основе единой БД. К ним относятся:

- EMA (Enterprise Marketing Automation) — автоматизация маркетинговых акций;

- SFA (Sales Force Automation) — автоматизация работы торговых агентов;

- CSS (Customer Service & Support) — управление сервисным обслу­живанием клиентов.

В настоящее время выделяют три основных класса программных средств CRM (см. табл. 5.3).

Таблица 5.3 Виды программных разработок CRM

Вид CRM Характеристика программного средства CRM
Оперативный Предоставляют оперативный доступ к информации по конкретному клиенту в процессе взаимодействия с ним в рамках бизнес-процессов — продажи, обслуживания и т.д.
Аналитический Синхронизируют разрозненные массивы данных и обеспечивают поиск статистических закономерностей в этих данных для выработки наи­более эффективной стратегии маркетинга, продаж, обслуживания клиентов и т.д.
Коллаборационный Предоставляют клиенту возможность влияния на процесс дизайна, производства, доставки и обслуживания продукта

SCM (Supply Chain Managementуправление цепочками поставок (логистикой)) позволяет автоматизировать и управлять всеми этапами снабжения предприятия, а также контролировать все товародвижение на предприятии. SCM, охватывая весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара, позволяет определить оптимальный объем выпуска продукции, а также поддерживает процесс принятия тактических решений о производственных мощностях и расширении производства, основываясь на данных о спросе на продукцию и предложениях от поставщиков. Кроме тактических решений SCM ориентирована также и на осуществление стратегического планирования структуры цепочки поставок — разработку планов сети поставок, моделирование различных ситуаций, оценку уровня выполнения операций, сравнение плановых и текущих показателей и т.д.

В настоящее время, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

В составе SCM -системы можно условно выделить подсистемы:

- SCP (Supply Chain Planning) — планирование цепочек поставок;

- SCE (Supply Chain Execution) — исполнение цепочек поставок в режиме реального времени.

Internet-ориентированная архитектура ERP II позволила многим компаниям развивать торговые площадки в Internet в следующих секторах:

- В2В (Business to Business — «бизнес—бизнес»), который ориентирован на поддержку бизнес-отношений между поставщиками и потребителями и решения задач сбыта и материально-технического снабжения;

- В2С (Business to Customer — «бизнес— потребитель») — ориентирован на прямые продажи потребителям.

ERP II позволяет организовать межкорпоративную интеграцию на уровне взаимосвязей между поставщиками и потребителями продукции посредством B2B -системы электронной коммерции, включая электронные системы сбыта (e-distribution), снабжения (е-procurement) и торговые площадки (e-marketplace). Поскольку электронная торговая площадка как система электронной коммерции В2В позволяет осуществить прямое взаимодействие между субъектами рынка — поставщиками и потребителями, то она может стать элементом интеграции между ERP II-средствами субъектов рынка. В этом случае отдельные корпоративные системы управления ресурсами стано­вятся частью большого электронного рынка.

Использование систем класса ERP II в секторе B2B позволяет оптимизировать процессы как закупок, так и продаж. Информация о заказах, полученных через Internet, интегрируется с данными склада, отделов доставки, продаж, сервисных центров, что позволяет создать единый профиль клиента, эффективно обрабатывать заказы и быстро отвечать на них, создавать и хранить данные обо всех его обращениях, анализировать их и прогнозировать новые обращения. Клиент, в свою очередь, отправив заказ через Internet -представительство, получает возможность контролировать процесс обработки заказа, получая уведомление о его принятии и начале работы, данные о подготовке заказа, получение заявки складом, сведения об отгрузке, а также пакет необходимых документов.

Аналогично используется система при закупках. Менеджер по закупкам через Internet получает доступ к каталогу товаров поставщика, выбирает необходимые товары и отправляет заказ. Возможны варианты, когда программный комплекс ERP II автоматически формирует заказ на покупку, учитывая оптимальные объемы закупок, текущие потребности, необходимые сроки поставки и в стандартном формате пересылает поставщику. Система у поставщика обрабатывает полученный заказ, вычисляет срок поставки и посылает уведомление о ходе выполнения заказа.

В секторе В2С решения ERP II позволяет создать клиентскую базу, хранить и анализировать данные по предпочтениям потребителей. Предприятия также получают возможность прогнозировать сроки последующих заказов постоянных покупателей и предоставлять более персонализированный сервис, что служит выработке приверженности покупателей к сотрудничеству и установлению длительных отношений с клиентами.

Программные комплексы ERP II дают возможность более тесного взаимодействия предприятий с клиентами и контрагентами посредством каналов связи, предоставляемых Internet -технологиями. При этом управленческая информация, ранее хранимая и применяемая только внутри предприятия, теперь становится доступной (с определенными ограничениями) для корпоративных информационных систем клиентов и партнеров.

Электронная коммерция различается по набору предлагаемых функций:

- Корпоративный сайт компании (Internet-портал) предназначен для общения с партнерами и контрагентами, содержит информацию о компании, персонале, руководстве, продукции, описание услуг.

- Internet-магазин предназначен для сбыта продукции и может быть встроен в корпоративный сайт. Он позволяет размещать заказы, проводить электронные платежи, обеспечивать доставку.

- Служба закупок (снабжения) выполняет поиск поставщиков, получает коммерческие предложения, осуществляет электронные платежи, контролирует выполнение заказов.

- Информационные сайты размещения информации об отрасли, входящих в нее компаниях, параметрах состояния рынка, отраслевых стандартах.

Брокерские сайты выполняют роль посредников между покупателями и продавцами.

Электронные торговые площадки (ЭТП) предназначены для непосредственного осуществления торгово-закупочной деятельности Они, как правило, выполняются в виде отдельных сайтов, и на них создаются рабочие места для предоставления пользователям целого ряда услуг.

Профессиональные В2В-медиа продукты — это газеты, журналы, отраслевые каталоги, информационные бюллетени и др., ориентированные исключительно на специалистов, работающих в определенной сфере или отрасли. В2В -издания могут быть посвящены вопросам менеджмента, логистики, продажам, финансам, различным секторам экономики и т.д. Как правило, данные издания потребляются исключительно с целью получения информации, необходимой для профессиональной деятельности.

В настоящее время на предприятиях, имеющих развитые КИС, широко используются программные продукты класса ERP и ERP II как отечественных, так и зарубежных производителей. Все программные продукты характеризуются модульным принципом построения, интерактивным режимом взаимодействия с пользователем, дружественным интуитивно-понятным интерфейсом, поддержкой функций электронной коммерции, Internet -ориентированной архитектурой, позволяющей взаимодействовать всем участникам бизнес-процессов, клиентам и контрагентам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.