Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответы. Виды ответов

Отношение к обсуждаемой теме.

В процессе обсуждения спорных проблем в науке, по­литике, судопроизводстве или деловых беседах практически важно различать два типа вопросов по их отношению к су­ществу обсуждаемой темы. Один тип — это вопросы по су­ществу темы, другой — не по существу темы.

(1) Вопрос по существу темы это запрос мысли, базис которого прямо или косвенно связан с обсуждаемой темой и ответ на который уточняет либо дополняет исходя­щую информацию. Такие вопросы допустимы и правомерны в любом информационном общении. При этом оценка вопроса как релевантного, или ло существу дела, это не фор­мально-структурная, а информационно-содержательная зада­ча, решение которой определяется знанием существенных характеристик обсуждаемой проблемы.

(2) Вопрос не по существу темы это вопрос, ба­зис которого не имеет ни прямого, ни косвенного отношения к обсуждаемой теме. Обычно такие вопросы лишь весьма отда­ленно либо чисто внешне кажутся связанными с поставленной на обсуждение проблемой. Принятие и обсуждение таких во­просов часто уводит дискуссию в сторону от решения основной идеи. Нередко их используют с целью затянуть дискуссию.

Вопросы «не по существу», как правило, не принимают­ся к обсуждению в рационально организованной дискуссии и стороны вправе не отвечать на них, мотивированно оценив их как не имеющих отношения к делу.

Познавательная функция вопроса реализуется в форме вновь полученного суждения — ответа на поставленный вопрос. При этом ло содержанию и структуре ответ дол­жен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом случае он расценивается как релевантный, т. е. как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение — уточнить неясную или неопре­деленную либо доставить новую информацию.

Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно не связанные с вопросом суждения, то их рас­ценивают как ответы не по существу вопроса и обычно исключают из рассмотрения. Появление таких ответов в дис­куссии или в процессе допроса — либо результат заблужде­ния, когда отвечающий не уловил смысла вопроса, но пытает­ся отвечать на него, либо сознательное стремление уйти от невыгодного ответа.

Среди ответов различают: (1) истинные и ложные;

(2) прямые и косвенные, (3) краткие и развернутые, (4) полные и неполные; (5) точные (определенные) и не­точные (неопределенные).

1. Истинные и ложные ответы. По семантическому статусу, т. е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными либо ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно, отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно, отражает положение дел в действительности.

2. Ответы прямые и косвенные. Это два вида отве­тов, различающихся областью их поиска.

Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не

прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на что-вопрос «В каком году закончилась русско-японская война?» будет суждение:

«Русско-японская война закончилась в 1904 году». Прямым ответом на ли-еопрос «Является ли кит рыбой?» будет суждение: «Нет, кит не является рыбой».

Косвенным называется ответ, который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. Так, для вопроса «В каком году закончилась русско-японская война?» косвенным будет следующий ответ «Русско-японская война закончилась за один год до первой русской буржуазно-демократической революции». На вопрос «Является ли кит рыбой?» косвенным будет ответ: «Кит отно­сится к млекопитающим животным».

При конструировании косвенного ответа на первый во­прос отвечающий располагал не только информацией о вре­мени окончания русско-японской войны, но и о времени со­вершения первой русской революции, а также информацией о том, что она произошла через год после окончания рус­ско-японской войны. Во втором случае отвечающий распола­гал дополнительной информацией о том, что кит — это мле­копитающее животное и что млекопитающие и рыбы образуют два непересекающихся класса.

3. Краткие и развернутые ответы. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.

Краткие — это односложные утвердительные или отрицательные ответы:»да» или янет».

Развернутые — это ответы, в каждом из кото­рых повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос «Был Дж. Кеннеди католиком?» могут быть получены утвердительные ответы: краткий — «Да»; развернутый — «Да, Дж. Кеннеди был католиком». Отрицательные ответы будут такими: краткий — «Нет»; развернутый — «Нет, Дж. Кеннеди не был католиком».

Краткие ответы, как правило, дают на простые вопросы, при сложных вопросах целесообразно пользоваться развер­нутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом слу­чае нередко оказываются двусмысленными.

4. Полные и неполные ответы. По объему представлен­ной в ответе информации ответы могут быть полными или неполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.

Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например,

на сложный ли-еопрос — «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» полным будет следующий ответ «Иванов и Сидоров — соучастники пре­ступления, а Петров — исполнитель». На сложный что-вопрос «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?» полным будет следую­щий ответ: «Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году в связи с трагической гибелью А. С. Пушкина»

Неполный ответ включает информацию отно­сительно отдельных элементов или составных частей вопроса. Так, на приведенный выше вопрос — «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступ­ления?» — неполным будет ответ: «Нет, неверно, Иванов яв­ляется исполнителем».

На вопрос — «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?» — неполным будет ответ:

«Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонто­вым в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина».

Неполный ответ на первый вопрос не содержит инфор­мации о форме участия Иванова и Сидорова в совершении преступления, а второй ответ не указывает время написания стихотворения

5. Точные (определенные) и неточные (неопределен­ные) ответы. Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе до­проса действует правило: каков вопрос, таков и ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и опреде­ленный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.

Под точностью и определенностью имеется в виду логическая, т. е. понятийно-структурная характеристика во­проса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в разумном использовании сложных вопросов.

Неточность ответов выражается в двусмысленном употреблении понятий и вопросительных слов.

Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих, или «провокационных», вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибега­ли древнегреческие софисты. Один из них — софизм!

Софизм — логическая уловка; софист — в данном случае человек, прибегающий к логической уловке.

«рогатый», когда предлагают ответить на вопрос:

«Продолжаешь ли ты носить рога?» Скрытое в этом вопросе утверждение приводит к тому, что независимо от характера ответа — «да» или «нет» — отвечающий в обоих случаях не­явно признает, что у него есть или были раньше рога.

Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий. Примером может служить известный софизм «куча». Софист задает вопрос: «Если из кучи песка удалить одну из песчинок, останется ли куча?» На вопрос отвечают: «Да». Софист про­должает: «А если удалить еще одну песчинку, останется ли куча?». Снова ответ: «Да». Отвечающий будет, по-видимому, говорить «да» до тех пор, пока от кучи ничего не останется.

Эта уловка строится на неопределенности понятия «куча». Софист предлагает удалять из кучи по одной песчин­ке, но понятие «куча» не определяется через их количество, а через такие качественные характеристики, как форма и отно­сительная величина объекта.

Точность ответа на что-вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов: кто? что? где? когда? как? и т п., которые сами по себе, без учета ситуации и кон­текста, не отличаются достаточной точностью.

В вопросе «Кто открыл Америку?» под словом кто имеется в виду личность, но не ясно, по какому признаку она должна быть выделена: по национальной принадлежности, по профессии, по возрасту, по имени и т. д. Требуются уточнения и для слов: когда эпоха, век, год, месяц, число; аде конти­нент, страна, область, город, географические координаты и т. д.

Особые трудности возникают при ответах на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный вопрос — «Был ли Аристотель греком и автором «Одиссеи»?» краткий отрица­тельный ответ «нет» будет неопределенным. Он подразуме­вает по меньшей мере три возможных ответа:

(1) «Аристотель был греком, но не был автором «Одиссеи»;

(2) «Аристотель не был греком, но был автором «Одиссеи»,

(3) «Аристотель не был греком и не был автором «Одиссеи».

Неопределенность в ответе возникает в случае кратко­го утверждения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос «Курение вредно или аморально?» отвечают «Да», не ясно, что имеют в виду:

(1) «Курение вредно и аморально»,

(2) «Курение вредно, но не аморально»;

(3) «Курение не вредно, но аморально».

Неопределенность кратких ответов снимается в первом случае развернутым отрицательным, а во втором — разверну­тым утвердительным ответом.

Знание логического механизма постановки вопросов и конструирования ответов на них служит рациональной осно­вой успешного проведения допросов, освидетельствований, опознания и других судебно-следственных действий, продук­тивных вопросов в социологии и эффективных полемических выступлений в политике.

Объединенную типологию вопросов и ответов см. на рис. 45 и 46.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура вопросов | Типология вопросов и ответов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.