Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие об эмоциях и чувствах




Тема 1.4. Эмоции и психические состояния личности

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятий об эмоциях и чувствах.

2. Характеристика основных форм переживаний человека.

3. Классификация эмоций и чувств

4. Понятие и значение психологических защит в адаптации человека. Виды психологических защит.

5. Психические состояния. Регуляция и саморегуляция психических состояний.

Литература:

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских – Мн.: Новое знание, 2004.

2. Маклаков, А.Г. Общая психология. А. Г. Маклаков. – Питер, 2001

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Кн.1: Общие основы психологии.-688с.

Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него те или иные переживания. Они сопровождают каждый миг нашей жизни, определяя мироощуще­ние и делая нас предвзятыми и пристрастными. Поэтому неслучайно, что эмоцио­нальная сфера является особым объектом внимания исследователей-психологов.

Говоря о переживаниях человека, употребляют разные термины - «чувства», «эмо­ции», «страсти», «аффекты» и др. На их характеристику и соотношение в психологии сло­жились различные теории. Кратко рассмотрим идеи наиболее известных теорий эмоций.

1. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Эмоции, согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные ме­ханизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.

2. Психоорганические теории Джемса – Ланге и Кеннона – Барда. По теории Джемса — Ланге, определённые физические состояния характерны для разных эмо­ций — страха, восторга, гнева, волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения, в соответствии с этим подходом, выступают первопричинами эмоций. Альтернатив­ную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предло­жил У. Кеннон. Он установил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникно­вении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнооб­разию недостаточны для того, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Положения Кеннона были развиты П. Бар­дом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно

3. Активационная теория Линдсея — Хебба. Согласно этой теории, эмоциональ­ное состояние определяется влиянием ретикулярной формации нижней части ство­ла головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления рав­новесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Эмоции ре­гулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания.

4. Когнитивные теории Л. Фестингера, С Шехтера. В этих теориях возникновение эмоций связывается с когнициями (т. е исходными взглядами, знаниями, установками) человека. Согласно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, положительное эмо­циональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтвержда­ются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь. Отрицательные эмоции воз­никают, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности име­ется несоответствие или диссонанс. С Шехтер в своей теории утверждает, что на возникшее эмоциональное состояние, помимо воспринимаемых стимулов и порождае­мых ими телесных изменений, оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных него интересов и потребностей.

5. Информационная теория П.В. Симонова. По мнению психофизиолога П.В. Симо­нова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать, и для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информация), и тем, что на самом деле известно. На этой основе создана своеобразная формула эмоций Э = П(Н - С), где Э – эмоция; П — потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком «-»); Н – информация, необходимая для удовлетворения по­требности; С — информация, которую можно использовать, то, что известно.

Таковы некоторые взгляды на природу эмоций и чувств. Таким образом, необходимо помнить о существовании разных, часто противоречивых, позиций на природу переживаний человека. Но для придания ясности изучаемому вопросу рассмотрим то, как характеризуются эмоции, чувства и другие формы переживаний человека в отечественной психологической науке.

Под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент в связи с конкретной ситуацией. Поэтому и утверждается, что эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью данной ситуации в связи с воз­можностью (или невозможностью) удовлетворения своих актуальных потребностей. Исходя из этого, эмоции можно определить следующим образом.

Эмоции — элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

Отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства связаны с высшими потребностями человека (познавательными, нравственными, эстетическими) и пото­му обладают большей устойчивостью и постоянством. Эмоции же возникают в ответ на конкретную ситуацию.

Между чувствами и эмоциями проявляется глубокая связь. Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как эмоция ра­дости за него, удовольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угро­жает, досады, если его поведение не соответствует нашим ожиданиям, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, и т. д. Но в струк­туру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное с высшими потребностями человека. Исходя из этого, чувства можно определить следующим образом.

Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующаяся относительной устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Эмоции и чувства играют важную роль во всей жизнедеятельности человека. В качестве их основных функций выделяются:

Ø отражательная (в эмоциональных переживаниях отражается жизненная зна­чимость действующих на человека явлений и ситуаций. Все, способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей, как правило, вызывает поло­жительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препят­ствует, — отрицательные);

Ø сигнальная (содействие ориентировке человека в окружающей действитель­ности, в оценке объектов и явлений с точки зрения их желательности или неже­лательности, полезности или вредности);

Ø приспособительная (близкая к предыдущей функции, но в большей степени указывающая на важность переживаний в новых, изменяющихся условиях для наиболее оптимальной адаптации к ним);

Ø регулятивная (через управление эмоциями и чувствами человек влияет на свое поведение, деятельность, отношения);

Ø воздействия (зачастую, выражая те или иные эмоции, человек тем самым стре­мится оказать влияние на поведение, отношение, установки других людей);

Ø защитная (наши переживания зачастую «подсказывают» нам о внешних или внутренних угрозах, о целесообразности уделить особое внимание конкретной ситуации. Данная функция также выражается в своего рода «разрядке» нако­пившейся энергии, в защите от перегрузок и др.).

Иногда выделяют и другие функции переживаний, но в представленном перечне, на наш взгляд, отражены наиболее важные

Исследования показывают, что возникновение и проявление эмоций и чувств связа­но со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы

Важнейшую роль в эмоциональных проявлениях человека выполняет кора боль­ших полушарий головного мозга. И П. Павлов показал, что она регулирует протека­ние и выражение эмоций и чувств, контролирует процессы, происходящие в организ­ме. Кора оказывает влияние на подкорковые центры. В свою очередь подкорка ока­зывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. В ней находятся центры, управляющие вегетативной нервной сис­темой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятель­ностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельно­сти скелетных мышц (мимика, пантомимика), желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.

Последние электрофизиологические исследования показали, что в проявлении эмоциональных состояний участвует ретикулярная формация, которая активизирует деятельность других механизмов мозга, таламус (зрительные бугры), гипоталамус (подбугорная область), лимбическую систему, находящуюся между древними подкор­ковыми образованиями и новой корой больших полушарий.

Экспериментально у млекопитающих в гипоталамусе были обнаружены участки, условно названные центрами наслаждения и центрами страдания. Расположены они весьма близко друг от друга. Этим можно объяснить парность подавляющего боль­шинства эмоций (любовь — ненависть, радость — горе и т. д.).

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Пе­реживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предме­тов, но могут быть вызваны словами. Лишь при деятельности второй сигнальной сис­темы возможно формирование сложных чувств человека.

Возникающие в ходе эмоциональных и чувственных переживаний физиологиче­ские процессы (вегетативные, биохимические, электроэнцелографические и др.) на­ряду с другими показателями (мимическими, речевыми и др.) выступают важнейши­ми индикаторами психоэмоционального состояния человека. Это учитывается как при проведении психофизиологических исследований, так и в некоторых других сферах (космической, судебной и др.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.