Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия пошлины и сбора




Читайте также:
  1. I. Международная торговая практика широко использует такие понятия как мировые деньги, мировые рынки, мировые цены
  2. Абсолютные величины. Основные понятия статистики.
  3. Анкетирование как метод сбора социальной информации
  4. Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам
  5. Аудитор определяет подходы к построению аудиторской выборки, методы сбора и оценки аудиторских доказательств.
  6. Б.М. Теплов выделил следую­щие три основных признака понятия «способность».
  7. Базовые ключевые понятия и положения психологии профобразования
  8. Базовые понятия
  9. Базовые понятия и определения, их формирование в процессе развития складского и тарного хозяйства
  10. Базовые понятия и принципы организации
  11. Базовые понятия и структура ЭИС
  12. Базовые понятия и термины

Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего нало­гам.

1.При уплате пошлины или сбора всегда присутству­ют специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и по­шлины являются индивидуальными платежами.

2. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способ­ности получателя оплатить их, покрытие государственных расходов не мо­жет осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. «Принцип правового государства отвергает коммерциализацию го­сударственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказани­ем услуг государством в ответ на платежеспособный спрос».

3. Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учрежде­ния, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот прин­цип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение спра­ведливо, например, в отношении введения различных регистрацийи т.п.

4. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины и сбо­ры, хотя и взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, не мо­гут рассматриваться как платежи по обязательствам, договорные плате­жи. Это денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.

5. Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той которую оказывает госу­дарственный орган,действуя в общих интересах, реализуя свои государ­ственно-властные функции.

Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную за­щиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.

6. Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, нежелите, которые при­меняются при налогообложении. Учет платежеспособности лица в этом случае не может быть определяющим, ибо приведет не к установлению равенства, а к его нарушению. Действительно, лица, получающие одну и ту же услугу, платили бы разные суммы пошлины. Поэтому размер по­шлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме. Денежная сумма может быть неэквивалентна расходу, понесен­ному в связи с оказанием услуги. Однако это не означает абсолютной свободы при определении размера платежа.



Размер пошлины или сбора:

во-первых, должен быть обоснован. При определении их сумм нельзя исходить лишь из финансовых сообра­жений — размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради кото­рых установлены платежи. В тех случаях, когда платеж с разумной точки зрения несопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или с расхо­дом, понесенным государственным органом, пошлинный принцип следу­ет считать нарушенным.

во-вторых, размер пошлины или сбора, не должен ограничивать возможность граждан использовать основные конституционные права, возможность получать от государственных органов те или иные услуги, поскольку эти права предоставляются гражданам вне всякой зависимо­сти от внесения каких-либо платежей.

Поэтому, например, способствуя реализации права граждан на об­разование, государство обязано финансировать расходы на общеобразовательные школы за счет налогов, а не пошлин и сборов, иначе возник бы «барьер доступности» образования.

Исходя из этого принципа в конституциях ряда стран содержатся запреты требовать возмещения за оказание подобного рода услуг.

Виды пошлин различны.

- Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотре­ние ходатайства о получении или прекращении гражданства);

- пошли­ны, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты);

- пошлины, взимаемые как компен­сация за определенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на авто­дороги)2.

Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сфе­рах государственной деятельности:

- судебные,

- таможенные,

- нотариальные и др.

В российском законодательстве существуют три вида пошлин:

1. Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу пла­тельщика—принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту).

2. Регистрационные (патентные) пошлины взимаются при обращении лица с за­явкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.

3. Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-им­портных операций.

В СССР разграничение понятий пошлины и сбора проводилось в зависимости оттого, куда поступали уплачиваемые средства.

Если они поступали в бюджет независимо от того, кому они непосредственно упла­чивались (так называемые фискальные таксы), то такие платежи назы­вали пошлиной.

Если платеж поступал в пользу организации, которой и уплачивался (так называемые чиновничьи таксы), такой платеж называли сбором.

В российском законодательстве 1991—1998 годов

- сбором в основном, называли платежи за обладание специальным правом (сбор за пра­во торговли, сбор за использование местной символики и т.п.).

- к пошли­нам относили средства, уплачиваемые за совершение в пользу налого­плательщиков юридически значимых действий (оказание администра­тивных услуг: выдача паспорта, регистрация актов гражданского состояния, принятие дела к судебному рассмотрению и т.п.). Кроме того, пошлины взимались за пользование государственным имуществом либо за предоставление лицу каких-либо услуг, не относящихся к адми­нистративным (например, за пользование улицей для проведения ки­носъемок, если это требует специальных мероприятий государственных органов—ограничение движения и т.п.)..

В Налоговом кодексе Российской федерации понятие «сбор» име­ет собирательное значение. Оно охватывает как собственно сборы (пла­тежи за обладание специальным правом), так и пошлины.

Это объясня­ется тем, что в таком же значении понятие «сборы» употреблено в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с органи­заций и физических лиц, уплата которого является одним из усло­вий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными упол­номоченными органами и должностными лицами юридически зна­чимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензии)» (п. 2 ст. 8).





Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.162.239.233
Генерация страницы за: 0.003 сек.