Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Налог на добавленную стоимость




Налог на добавленную стоимость (НДС) введен Законом РФ в 1991 г.1 До этого такого налога в стране не было. В тот же день Верховный Совет Российской Федерации принял Закон « Об акцизах». Одновременно с января 1992 г. были отменены налог с оборота, установленный в результате проведения налого­вой реформы 1930 г. и представлявший крупнейший стабильный источник бюджетных доходов, и налог на продажи введённый Указом президента и действовавший в течение 1991 г.

В 2001 году вступила в силу ч.2. НК, в которой НДС посвящена гл. 21.

Налог на добавленную стоимостьимеет широкое распростране­ние в развитых капиталистических странах, являясь разновиднос­тью налога с оборота.

Наименование его объясняется тем, что налог уплачивается с той части стоимости, которая добавляется (прирастает) на каждой стадии производства товара (работ, услуг).

Дело в том, что в выруч­ке предприятия за реализованную им продукцию содержится сумма НДС, уплаченная поставщиком, продукцию которого ис­пользовало данное предприятие для производства новой продук­ции. Поэтому из общей суммы налога, рассчитанной за реализа­цию вновь созданной продукций, вычитается та сумма, которая уплачена поставщиком, а данное предприятие вносит в бюджет лишь оставшуюся часть, т.е. налог с добавленной стоимости.

К числу плательщиков налога относятся:

1. организации;

2. индивидуальные предприниматели;

3. лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза

 

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

 

Полностью освобождается от обязанностей по уплате НДС:

1. организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта (за исключением операций по ввозу товаров на территорию Российской Федерации).

2. организации, являющиеся иностранными организаторамиОлимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи или иностранными маркетинговыми партнерами МОК и их филиалы, представительства, в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

3. организации, являющиеся официальными вещательными компаниями МОК, в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации (в том числе по осуществлению официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы связи).

 

Другие организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налогане превысила в совокупности два миллиона рублей.

Это освобождениене распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Освобождение предоставляется на 12 календарных месяцев, а потом его необходимо подтвердить заново не позднее 20-го числа последующего месяца.

В течение периода, в котором используется право на освобождение, налогоплательщик может утратить право на него (сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) превысила два миллиона рублей либо налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров) начиная с 1-го числа месяца, в котором несоответствие имело место и до окончания периода освобождения.

В этом случае сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Объектами налогообложения и налогооблагаемой базой являются:

1. реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (в том числе на безвозмездной основе).

Налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

2. передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд (в том числе через амортизационные отчисления), расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций.

Налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации.

4. ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Налоговая база определяется как сумма: таможенной стоимости этих товаров, таможенной пошлины, акцизов (по подакцизным товарам).

 

В кодексе закреплён:

- перечень операций не признаваемых объектом налогообложения (п.2.ст.146): выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания; передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям; передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам)и.т.д.,

- операции, не подлежащие налогообложению (ст.149): оказание медицинских услуг, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по уходу за больными, услуги по перевозке пассажиров пассажирским транспортом, ритуальные услуги и.т.д.

- ввоз товаровна территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (ст. 150): товаров (за исключением подакцизных), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации; валюты Российской Федерации и иностранной валюты и.т.д.

Кодексом определяются особенности:

1. налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации.

2. налогообложения при реорганизации организаций

3. особенности определения налоговой базы:

 

- при передаче имущественных прав;

- налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров;

- при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи;

- при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса;

- с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Нововведением является отражение особенностей определения налоговой базы налоговыми агентамипри реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете в РФ.

Налоговая база определяется налоговыми агентами то есть организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в налоговых органахРФ, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Кроме того, налоговыми агентами могут быть:

- арендаторы федерального, регионального, муниципального имуществапредоставленного на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и казёнными учреждениями в аренду (налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога);

- покупатели государственного (муниципального) имущества (налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога);

- органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию конфискованного имущества (налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей) с учетом акцизов (для подакцизных товаров);

- покупатели имущества и (или) имущественных прав должников, признанных банкротами (налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога);

- др. (см. ст. 161 НК)

Момент определения налоговой базы

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки.

- день оплаты товаров, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

- последнее число каждого налогового периода (при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления).

- день совершения передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) (при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд).

Налоговый период

 

Налоговый период (в том числе дляналоговых агентов) устанавливается как квартал. (с 2008 г.)

 

Ставка налога. Первоначально ставка НДС была установлена в размере 28% с облагаемого оборота, а при реализации товаров по регулируемым ценам — 21,88%; впоследствии по некоторым про­довольственным товарам (муке, крупе) ставка была понижена до 15%. С января 1993 г. ставки НДС пересмотрены в сторону по­нижения. Они различались в зависимости от видов товаров 10% и 20%.

В соответствии с налоговым кодексом предусмотрены следующие виды ставок:

0% -товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны; работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов природного газа по транспортировке нефти, нефтепродуктов за пределы территории Российской Федерации; услуг по международной перевозке товаров; услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределами Российской Федерации; товаров (работ, услуг) в области космической деятельности; товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами или для личного пользования их персонала и др.

В этом случае налогоплательщик должен документально подтвердить право на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов, направив в налоговый орган документы, предусмотренные ст. 165 НК.

 

10%

1). по продовольственным товарам указанным в Кодексе (мясо и мясопродукты (за исключением деликатесных), молоко, яйца, масло, соль, сахар, зерно, крупы, овощи).

2). това­рам для детей по перечню, указанному в Кодексе (одежда, кровати; коляски, игрушки; тетради).

3) периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

4) некоторых медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.

18% (до 2003 г. – 20%)по остальным товарам (работам, услугам).

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога.

При реализации товаров (работ, услуг),передаче имущественных прав, при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, налогоплательщик (налоговый агент) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. При этомвыставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней.

Сумма налога указывается в расчетных документах на реализуемые това­ры (работы, услуги), первичных учетных документах и в счетах-фактурахотдельной строкой.

При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также при освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.

При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Налоговые вычеты

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные НК налоговые вычеты.

Например, вычетам подлежат:

- суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления.

- суммы налога, уплаченные покупателями - налоговыми агентами.

- суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоявшему на налоговом учете в Российской Федерации, при приобретенииим товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.

- суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).

- суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

- некоторые другие

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога увеличенная на суммы восстановленного налога.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога подлежит возмещению налогоплательщику,за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

 

Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

По общему правилу уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долямине позднее 20-го числа каждого из трёх месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

В случаях реализации работ (услуг) на территории РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.

 

Кроме того, лица

- не являющимися плательщиками НДС,

- освобожденные от уплаты НДС,

- реализующие товары (работы, услуги), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога: уплачивают налог по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

При ввозе товаровна территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Порядок возмещения налога

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Сначала проводится камеральная проверка налоговой декларации по НДС по результатам которой принимается решение о возмещениив течении 7 дней.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении или отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения

Одновременно с этим решением принимается решение о возмещении (отказе в возмещении) полностью (частично) суммы налога, заявленной к возмещению

Если принято решение о возмещении, сумма при наличии задолженностей направляетсяна исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Если нет – возвращается.

Налоговые органы принимают решение о зачете и возврате самостоятельно (возврат через казначейство), и в течение пяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.

При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

 

Заявительный порядок возмещения налога

(действует с первого квартала 2010 г.)

Он представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой на её основе камеральной налоговой проверки.

Право на его применение имеют:

- организации у которых совокупная сумма налогов налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, составляет не менее 10 миллиардов рублей

- налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога если решение о возмещении будет отменено полностью или частично

Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Не позднее дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии, банк уведомляет налоговый орган по месту учета налогоплательщика о факте выдачи банковской гарантии.

Заявление о применении заявительного порядка возмещения налога налогоплательщики подают в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации, в нём они указывают реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.