Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторая остановка: Иисус берет свой крест




Первая остановка католического крестного пути: Иисус приговорен к смерти.

Поднимаясь вверх по улице, выходим к школе Эль-Омария. Здесь первая остановка на Скорбном пути Христа. Собственно, отсюда и начинается Виа Долороза. От первой остановки Христа каждую пятницу в 3 часа дня отцы-францисканцы устраивают шествие. Здесь был расположен римский преторий. В его северо-восточном углу находилась башня Антония, где, по библейскому преданию, римский прокуратор Понтий Пилат осудил Христа. Теперь на территории бывшего римского претория стоит церковь Обряжения в багряницу, принадлежащие Греческой Православной Церкви, а рядом женский католический монастырь Сестер Сиона. Нижняя ступень мраморного крыльца, ведущего в монастырские ворота, сохранилась со времен римлян. Своды монастырских помещений органично включают в себя остатки скульптурных украшений и колонн первых веков нашей эры. Стены монастырской церкви украшены мозаичными картинами современной работы. Темой этих картин является библейская легенда о суде над Иисусом. В глубине церкви в нише над алтарем стоит беломраморная статуя Христа в терновом венце и со связанными руками. Внизу надпись: "Экце хомо" (вот человек). От монастыря через улицу Виа Долороза перекинута арка с крытой галереей Предание гласит, что отсюда Пилат показал толпе осужденного Христа, воскликнув при этом: "Вот человек". В память этого события арка носит название " Экце хомо ". Однако согласно данным новейших археологические изысканий установлено, что это триумфальные ворота, воздвигнутые императором Адрианом в ознаменование победы над Бар-Кохбой. Часть этих трехарочных ворот мы видим за алтарем церкви монастыря Сестер Сиона. На монастырском дворе находятся две часовни византийского периода. Слева — часовня Осуждения, воздвигнута непосредственно над предполагаемым местом осуждения Христа. Плиты, устилающие пол, и четыре колонны сохранились со времен римского владычества. Внутренние стены часовни покрыты росписью на темы осуждения Христа и его встречи с Девой Марией на Крестном пути.

Справа — часовня "Бичевания" (2 остановка) отмечает место, где Христос был подвергнут бичеванию. Часовня примечательна искусно выполненным витражем, расположенным за алтарем. В подвале монастыря находится " Лифастон " ("Литостратос", что с греческого переводится как "мощеное место"). Это был внешний двор претории. Здесь Христос был публично допрошен. По преданию, присутствующие при этом солдаты преторианской гвардии грубо издевались над Христом, называя его лжепророком. На плитах пола еще сохранились насечки для предотвращения оскальзывания лошадей и грубо вычерченные римской солдатней круги для игры в кости. Будучи на Лифастроне, стоит обратить внимание на люки в мостовой. Это люки огромных водных резервуаров, которые и сейчас полны водой, как и в библейские времена. К монастырю Сестер Сиона примыкает здание греческой православной часовни. Над ее входом высечена надпись; "Заточение Христа" (часовня Темницы Христовой) Она построена на месте тюрьмы римской претории в которой, по преданию, содержались Христос и разбойник Варавва "сотоварищи". В ней показывают углубление в скале с каменной скамьей. Утверждают, что это и есть темница Христа. Показывают и темницу Вараввы, представляющую собой пещеру с каменными лавками и вделанными в стену кольцами, к которым приковывались заключенные. Эта пещера расположена ниже темницы Христа.

Третья остановка: Спаситель падает в первый раз. Дальше улица Виа Долороза круто сворачивает влево у здания Армянского патриархата. Здесь находится третья станция. На этом месте Христос упал в первый раз. Это событие отмечено маленькой католической часовней, построенной на деньги польских солдат. Над входом в часовню — рельеф известного польского скульптора Тадеуша Залинского. Рельеф изображает Христа, изнемогающего под тяжестью креста.

Четвертая остановка: Иисус встречает свою Мать. Проходим еще немного по Виа Долороза и видим в стене дверь армянской часовни Мучений Богоматери. Часовня отмечает место, где Христос, по преданиям, встретил свою мать. Над входом видим картину, изображающую их встречу. Здесь четвертая станция.

Пятая остановка: Симон Киринейский помогает Иисусу нести свой крест. На углу Эль-Вад и Виа Долороза (почти напротив 4 станции) стоит францисканская часовня в память о пятой остановке Христа на Крестном пути (пятая станция). По преданию, здесь Симон Киринеянин взвалил себе на плечи и понес дальше крест, под тяжестью которого изнемогал Христос. В стене около входа в часовню (справа) видим глубокую впадину — якобы, отпечаток руки Христа, опершегося в изнеможении о стену.

Шестая остановка: Вероника утирает платком лик Христа. Идем по Виа Долороза в направлении храма Гроба Господня. Пересекаем ул. Эль-Бейрам, которая уходит влево от Виа Долороза, и оказываемся у 6 станции, где стоит часовня св. Вероники. (Дверь в стене по левой стороне улицы с надписью на латыни: "6 станция"). Согласно библейскому преданию, блудница по имени Вероника утерла пот и кровь с чела Христа. В связи с этим церковь причислила ее к лику святых.

Седьмая остановка: Иисус падает во второй раз. Движемся по Виа Долороза до ее пересечения с улицей Сукхан эз Зайн и выходим к 7 станции. Здесь на углу вход во францисканскую часовню. У входа слева находится остаток колонны, отмечающей место, где Христос упал во второй раз.

Восьмая остановка: Спаситель проповедует женщинам Иерусалима. Вскоре по левой стороне улицы Виа Долороза над входом в греческий ортодоксальный монастырь, увидим изображение креста. Это отметка 8 станции, где Христос, как гласят предания, проповедовал иерусалимским женщинам.

Девятая остановка: Иисус падает в третий раз. Возвращаемся на улицу Сук-хан зэ-Зайн и идем по ней направо. Многие из расположенных вдоль этой улицы домов и лавок носят на себе печать далеких римских времен. Это сохранившиеся остатки декоративных украшений, каменные монолиты в стенах и т.п. По этой улице выходим к довольно широкой лестнице (с правой стороны). Поднимаемся по ней и сворачиваем направо. Дорога приводит к воротам коптского монастыря и патриархии. У входа в монастырь в неглубокой нише — покосившаяся колонна. Она отмечает 9 станцию — место, где Христос упал в третий раз.

Остальные пять станций находятся в Храме Гроба Господня, куда можно пройти через эфиопскую церковь, церковь, находящуюся во дворе, соседствующем с коптским монастырем.

В конце крестного пути находится самое важное место паломнической программы - Храм Воскресения (Гроба Господня). К Храму гроба Господня можно попасть и войдя в Северо-западную часть Старого города через Яффские ворота, занятую Христианским кварталом. Заселение его началось в IV веке, когда над развалинами римского языческого храма византийский император Константин воздвиг Храм Гроба Господня.

Путь к Храму Гроба Господня лежит вниз в направлении к базару, по ул. а'Ноцрим (Христианская улица), первый поворот налево от улицы Давид a'Meлex. Идем по правой стороне улицы а'Ноцрим до улицы св. Елены (рехов сант а'Лена) и спускаемся к скромной калитке, ведущей во двор, где стоит Храм Гроба Господня.

Это -главная святыня христианского мира. Данное сооружение стоит в том месте, где имели место события, связанные с распятием, погребением и воскресением Иисуса Христа. Сейчас Храм не напоминает первоначальную постройку, которая была разрушена в VII веке, во время нашествия персов. Только в 1130-1149 годах, когда Иерусалим стал столицей христианского государства крестоносцев, храм был вновь отстроен. В 1927 г. он сильно пострадал при землетрясении, но был быстро восстановлен.

Храм Гроба Господня включает около сорока различных зданий и три основные сооружения: храм на Голгофе, часовню Гроба Господня и храм Воскресения.

Взору паломников и экскурсантов, сразу после того, как они вошли в храм, предстанет «камень миропомазания», представляющий собой продолговатую низкую плиту. Согласно преданиям, на этот камень, облицованный сейчас мрамором, Иосифом и Никодимом было положено тело Христа, снятое с креста, для умащения смирной и алоэ перед погребением.

За камнем находится стена Воскресенского собора – своеобразного внутреннего храма в составе Храма Гроба Господня.

Войдя внутрь храма и спустившись по лестнице, мы попадаем в темный, зал. Своды его поддерживаются многочисленными колоннами и строительными лесами, поставленными после землетрясения 1927 года. Слева от лестницы, — небольшая часовня, где находятся каменные надгробия над могилами христианских королей Иерусалима: Годфруа и Бодуэна I.

Наверх на Голгофу, – вторую святыню храма, прямо из него, сразу у входа, справа от камня помазания, ведут две крутые лестницы. Здесь по преданию, стоял крест, на котором был распят Христос. Это место разделено массивной колоннадой и сквозной аркой на две части. Одна принадлежит греко-ортодоксальной, другая — капелла римско-католической церкви. В глубине левого греческого притвора высится Распятие над открытым престолом.

Десятая остановка: с Христа снимают одежды. В этом месте, согласно Библии, Христос был оголен.

Одиннадцатая остановка: пригвождение к кресту. В католическом притворе, украшенном мозаичными картинами на библейские темы, находится алтарь "Пригвождения ко кресту".

Иисус Христос умирает на кресте. Под православным престолом в полу помещен серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим место, куда был вставлен крест. Тут же двумя черными кругами обозначены места крестов, на которых одновременно с Христом были распяты два разбойника. В одной из колонн, разделяющих два притвора, есть скульптурное изображение святой Девы Марии, украшенное драгоценными камнями.

Тело Спасителя снимают с креста. В правом притворе обозначена небольшим католическим алтарем 13 станция. На этом месте, как рассказывают предания, лежало тело Христа после того, как его сняли с креста.

Тело Господа Нашего Иисуса Христа кладут во гроб. Слева от камня помазания расположена ротонда центрального здания храма. В её центре имеется небольшая купольная часовня Гроба Господня из розового мрамора, поставленная в 1810 г. над пещерой Гроба Господня (Кувуклией) – самое священное место в храме. Это последняя 14 станция. Именно в этом месте Иисус был погребен перед тем, как воскреснуть. Часовня имеет два придела: придел Ангела (здесь мы видим Фигуру сидящего на гробовом камне ангела. Часть камня заделана в мраморную чашу) и собственно гробница, куда ведет низкий проход, поэтому, проходя по нему, невольно склоняешься в низком поклоне. Гробница, освещаемая только лампадами, имеет два метра а длину и полтора метра в ширину. В ней и находится вделанное в стену мраморное надгробие. Ложа Гроба Господня («лавица святая») служит престолом для совершения литургии.

Позади часовни находится притвор греческой церкви, где привлекает внимание большая каменная ваза, символизирующая "центр земли", находящийся в святом Иерусалиме, и трон патриарха. Против часовни расположен притвор русской православной церкви. Здесь на богато отделанном золотом алтаре видим четыре большие иконы московских мастеров с необычайно тонкой работы серебряными складами.

Из галереи, идущей вдоль стены храма, справа от лестницы ведущей на Голгофу, спустившись вниз на 30 ступеней, попадаем в греческую церковь св.Елены. В правом углу этой церкви имеется лестница, которая приводит в пещеру Обретения Креста. Мраморная плита в ней обозначает место, где, по преданию, нашли крест, на котором был распят Христос.

Под Голгофой, справа от камня Помазания, находится вход в часовню праотца Адама, который, по преданию, после своего грехопадения жил в Иерусалиме. Согласно преданиям, Адам предсказал, что если распятие Христа свершится, то каменное основание Голгофы расколется. В глубине часовни имеется стеклянное окно. Сквозь него показывают расщелину, образовавшуюся во время землетрясения при распятии Христа.

Разными частям храма (приделами, капеллами, альковами) владеют разные христианские конфессии и церкви: православные, католики, копты, сирийцы, эфиопы, армяне. В Храме Гроба Господня есть армянская капелла, посвященная святым Константану и Елене, армянская часовня Разделения Риз, на месте которой римские воины по жребию тянули одежды распятого Христа, гробница Иосифа Аримафейского, принадлежащая Эфиопской церкви, придел Поругания и Тернового венца, часовни Пригвождения к кресту и Распятия, пещера Адама и другие. Часть построек храма принадлежит францисканскому монастырю. Храм Гроба Господня посещают христиане всех конфессий. Здесь ежедневно проводятся богослужения католиков, православных, монофиситов и коптов. Православный паломник старается помолиться на ночной Литургии у Гроба Христа.

Участок земли, занятый храмом, со времен Саладина принадлежит двум мусульманским семьям. У них же хранятся и ключи от храма. Ежедневно кто-нибудь из членов этих семей открывает двери по просьбе представителя христианских вероисповеданий для отправления церковных служб.

Выходим из храма Гроба Господня через центральные ворота во двор и проходим через калитку (слева в углу двора) к большой нарядной, с внушительной колокольней церкви Спасителя (Редимер). С юго-востока к храму примыкает Русское Александровское подворье (подворье Св. Александра Невского). Минуя поворот на улицу Муристан, идем вдоль фасада церкви до конца и оказываемся у входа на территорию подворья, примыкающего к храму Гроба Господня. Здесь находится последний заметный предел Крестного пути — " Судные ворота ", камни которых сохранились до наших дней. (Через эти ворота выводили за пределы города осужденных на казнь). На территории подворья находится церковь Александра Невского, воздвигнутая над порогом "Судных ворот". Кусок каменной плиты, закрытый стеклом, считается порогом городских ворот. Через этот порог, согласно библейской легенде, переступил Христос на пути к месту казни. Над ним возвышается распятие, водруженное на природную скалу. Стены церкви покоятся на огромных известняковых блоках, уложенных прямо на скальное основание. Кладка этих блоков относится к периоду царя Ирода. В церкви обращает на себя внимание арка византийского происхождения, две колонны с капителями римского периода (в углу за распятием) и стенная роспись, изображающая страдания Христа. На колонне перед "Порогом" — картина Репина, подаренная им монастырю. В подворье есть маленький музей, где экспонируются реликвии, оставшиеся со времен массового паломничества русских людей в Святую землю. Здесь же размещена Русская миссия в Палестине.

Продолжаем прогулку по Христианскому кварталу Старого города. Возвращаемся назад к улице Муристан. На углу арка с надписью " Шук Афтимос ". Это вход на один из рынков Старого города. Во II веке н.э. здесь находился римский Форум. Проходим под аркой и видим пышно декорированный фонтан. Слева от него остатки " Муристана ", что по-персидски означает больницу. Во времена крестоносцев в этом месте размещалась штаб-квартира ордена Госпитальеров. В настоящее время здесь стоит одна из самых примечательных церквей Старого города — церковь Искупления. Она построена в 1898 году на фундаменте церкви времен крестоносцев. С северной стороны церкви можно видеть сохранившиеся с тех времен ворота. Церковь имеет уютный внутренний двор, окруженный галереями. В церкви есть орган и периодически устраиваются концерты. От фонтана просматривается оцинкованный купол невысокой церкви, затерявшейся среди окружающих построек. Вход в нее с улицы а'Ноцрим, куда выходим по проходу справа от церкви и сворачиваем налево. Перед нами вход с надписью по-гречески и иконой с изображением Иоанна Крестителя. За калиткой во двор выходит фасад церкви Иоанна Крестителя, постройка которой датируется VIII веком н.э. Это одна из древнейших церквей Иерусалима. Западная ее часть стоит на остатках византийской церкви V века. После посещения церкви Иоанна Крестителя продолжаем двигаться влево по улице а'Ноцрим, пока не выйдем на улицу Давид а'Мелех, по которой идем вправо в направлении Яффских ворот. Вскоре улица вырывается из базарного чрева. В этом месте справа вход в отель Петра. Во дворе отеля находится бассейн Хизкии (брихат Хизкия), который давал воду для орошения садов, окружавших дворец Ирода.

На пути к Яффским воротам минуем поворот направо на улицу Греческой патриархии, где расположен Большой греческий ортодоксальный монастырь. На его территории находится несколько церквей и часовен. Важнейшая из них — церковь Константина и Елены (VI в.н.э.). Монастырь соединен с Греческим патриархатом, находящимся напротив. При монастыре функционирует небольшой музей. В нем можно осмотреть коллекцию предметов религиозного культа разных периодов. Кроме того, демонстрируется несколько каменных саркофагов времен правления Ирода. Недалеко от Греческой патриархии, на улице св. Франциска, находится еще один греческий монастырь святых Михаила и Гавриила, основанный в XIV веке. Сначала монастырь принадлежал сербской церкви. В 1623 г. приобретен греками. В середине XIX века здесь размещалась "Русская миссия в Палестине". Сейчас это жилое здание. Близко к этому зданию, у Новых ворот, высится колокольня церкви монастыря Спасителя (св. Савиор). Постройка середины XVI века. Этот монастырь — центр ордена францисканцев. При монастыре созданна органная школа. Недалеко от монастыря, у западной стены, окружающей Старый город, между Новыми и Яффскими воротами, находится здание Римско-католической патриархии, в котором размещена и духовная семинария.

Следуя апостолам, паломники поднимаются на Елеонскую гору, откуда Воскресший Христос вознесся на небо.

Особой любовью русских богомольцев пользуются места, связанные с жизнью Божией Матери. Паломники посещают место Рождества девы Марии. от ворот Гефсиманского сада лежит путь через пересохшее русло ручья Кедрон к Львиным воротам Старого города. Почти сразу привлекает внимание часовенка на четырех хрупких, изящных колонках (справа по ходу движения). За ней широкая арка входа в подземный храм Успения Божьей Матери. В нем помещается гробница, воздвигнутая императрицей Еленой (византийский период). По преданию, в гробнице пребывало до вознесения на небо тело Святой Девы. В храм ведет широкая мраморной лестница в 50 ступеней. В нем можно увидеть алтари всех христианских вероисповеданий. Здесь же, в каменном киоте, большая икона Божьей Матери, почитаемая чудотворной. Посреди храма в небольшой купольной часовне находится мраморная плита поверх скалы, в виде ложа.

Напротив гробницы Божьей Матери стоит небольшой храм, воздвигнутый над местом убиения первомученика Стефана. По преданию, на этом месте он был побит камнями за проповедь учения Христа.

Последуя стопам Богородицы,паломники посещают русский Горненский монастырь в Эйн-Кареме, куда пришла Божия Матерь после Благовещения, и где Она находилась в течение трех месяцев. В этом же селении, согласно преданию, родился святой Иоанн Предтеча.

В последние 2-3 года Святая Земля стала ареной сильно обострившегося арабо-израильского противостояния. В Иерусалиме и других местах регулярно происходят теракты и вооруженные столкновения. В церкви Рождества Христова в Вифлиеме весной 2002 г. укрывались палестинские боевики, при этом самому зданию был причинен ущерб. Эти события привели к резкому сокращению числа туристских поездок на Святую Землю. Напряженность сохраняется. Накануне 7 января 2003 г. обстановка в очередной раз обострилась после двух новых терактов в Израиле. Паломники из России, направлявшиеся в храм Рождества Христова в Вифлиеме были вынуждены ехать мимо кордонов израильских военных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.