КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 6. Лизинг и его использование дорожными организациями
Согласно оценкам специалистов, сегодня в целом по строительной отрасли 40 - 50% всех основных фондов строительного комплекса по степени изношенности не отвечает конъюнктуре спроса и требуют их замены. Вместе с тем стоимость высокопроизводительных современных машин и оборудования постоянно возрастает, что затрудняет обновление основных фондов. В современных условиях для обновления и развития технической базы дорожного хозяйства необходимы новые экономические инструменты, позволяющие привлекать значительные инвестиционные потоки в капитальное строительство. Одним из них является лизинг. Анализ зарубежного опыта показывает, что лизинговые операции стали неотъемлемой частью экономики большинства развитых стран. С экономической точки зрения лизинг представляет собой комплекс имущественных отношений, складывающихся в связи с передачей имущества во временное пользование. Согласно Федеральному закону от 20.10.98 № 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)”, лизинговая деятельность рассматривается как разновидность арендных отношений, когда по лизинговому договору арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и использование для предпринимательских целей. Предметом лизингового договора могут быть любые вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования, применяемые для предпринимательской деятельности (в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, строительные машины и оборудование, транспортные средства, инструмент), за исключением земельных участков и других природных объектов. Лизинговая сделка, как правило, имеет трехсторонний характер взаимоотношений с участием трех субъектов. Первый - это лизингодатель, предоставляющий на условиях лизингового соглашения во владение и пользование имущество, специально приобретенное в собственность. В его лице могут выступать: - специализированная лизинговая компания, которая в дополнение к финансовому обеспечению сделки берет на себя обязательство оказать ряд услуг нефинансового характера; - финансовая лизинговая компания, создаваемая специально для осуществления лизинговых операций, основной и фактически единственной функцией которой является финансирование приобретения имущества; - учреждение банка, - любой хозяйствующий субъект, для которого лизинг непрофилирующая, но и не запрещенная сфера предпринимательской деятельности. Вторым субъектом лизинговой сделки является пользователь имущества(лизингополучатель). Им может быть любое юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В качестве третьего субъекта лизинговых отношений - продавца лизингового имущества - может выступать завод - изготовитель машин и оборудования, другое юридическое или физическое лицо, которое продает имущество, являющееся объектом лизингового договора. Строительные организации, в основном, потенциальные лизингополучатели. Однако в ряде случаев они могут выступать и в качестве продавца лизингового имущества, например, при реализации строительных машин и оборудования уже бывших в употреблении, а также в роли лизингодателя, если лизинговая деятельность осуществляется подразделениями механизации. Классификация видов лизинговой деятельности весьма обширна. По сроку действия договора и степени окупаемости имущества различают финансовый и оперативный лизинг. Финансовый лизинг (лизинг имущества с полной окупаемостью или полной выплатой) представляет собой форму долгосрочного кредитования покупки активной части основных производственных фондов. Контракт по финансовому лизингу заключается на срок, приближающийся по продолжительности к сроку службы машин, оборудования, в течение которого происходит полная или большая часть амортизации стоимости взятого в аренду имущества. Поэтому размер платы за временное пользование имуществом (лизинговые платежи) в течение срока действия договора лизинга, как правило, включает полную (или близкую к ней) стоимость основных фондов на момент заключения сделки. По окончании срока действия финансового лизингового контракта лизингополучатель (строительная организация) может вернуть объект лизинга, продлить или заключить новый контракт о лизинге, имея при этом преимущественное право по сравнению с другими организациями на заключение договора. Лизингополучатель может также после завершения срока действия договора приобрести в собственность арендуемое имущество по его остаточной стоимости. Данный вид лизинга исключает досрочное расторжение контракта в течение основного срока аренды, необходимого для возмещения расходов лизингодателя (затраты на приобретение, выплата процентов, страховые издержки и т. д.). Оперативный лизинг отличается от финансового лизинга тем, что договор об аренде может быть расторгнут в любой момент в рамках срока его действия, составляющего, как правило, 3 - 5 лет. Данный вид лизинга не предусматривает необходимости полной амортизации основных производственных фондов за время одноразового контракта аренды. По окончании срока действия лизингового контракта арендуемое имущество возвращается арендодателю (лизингодателю), который может либо сдать его по новому контракту тому же или другому арендатору, либо продать. При оперативном лизинге риск и издержки по недобросовестному использованию взятых в аренду строительных машин, оборудования и т. д. лежат на лизингодателе, который осуществляет техническое обслуживание и ремонт сдаваемого по лизингу имущества. При оперативном лизинге с лизингополучателя взимается более высокая процентная ставка, чем при финансовом лизинге, так как в этом случае лизингодатель не имеет полной окупаемости стоимости сдаваемого имущества за время действия контракта и не застрахован от коммерческих рисков. На практике, если арендуемое имущество требуется на небольшой срок и для взятого в аренду оборудования необходимо специальное обслуживание, а также, когда арендуются новое оборудование, машины и другие активные основные фонды, строительным организациям выгодно (несмотря на высокую процентную ставку) пользоваться услугами оперативного лизинга. Однако при всей внешней непротиворечивости понятия лизингового договора оперативный лизинг может использоваться как вид лизинговой деятельности только в том случае, если сделка имеет трехсторонний характер (имущество будет приобретаться по заказу лизингополучателя). По объему обслуживания выделяют: - чистый лизинг, при котором все расходы, связанные с обслуживанием имущества, включая текущий и капитальный ремонт, несет лизингополучатель и они не включаются в общую сумму лизинговых платежей; - «мокрый» лизинг, когда техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции выполняет лизингодатель, за свой счет; - лизинг с полным обслуживанием, при котором лизингодатель оказывает лизингополучателю ряд дополнительных услуг. В хозяйственной практике используются также и другие разновидности лизинга, в том числе: - револьверный лизинг (лизинг с последовательной заменой имущества). Применяется, когда лизингополучателю по технологии производства работ последовательно требуется различное оборудование. В этом случае в соответствии с условиями лизингового договора он приобретает право по истечении определенного срока обменять имущество, взятое в лизинг, на другое; - возвратный лизинг, который можно рассматривать как разновидность финансового лизинга. В этом случае предприятие - собственник имущества продает его лизинговой компании, а затем берет это имущество у последней во временное пользование. Несмотря на то что фактически сделка носит двусторонний характер, формально в ней участвуют все три субъекта, необходимые для заключений лизингового договора: лизингодатель, лизингополучатель и продавец. При этом предприятие-собственник (продавец) и лизингополучатель являются одним и тем же юридическим лицом; - раздельный лизинг, или лизинг с частичным финансированием лизингодателя. В этом случае лизингодатель получает долгосрочный заем у одного или нескольких кредитных учреждений на сумму до 80% стоимости имущества, предоставляемого во временное пользование. Особенностью такого кредита является то, что лизингодатель передает часть своих прав по лизинговому договору кредиторам и не несет перед ними ответственности за полный и своевременный возврат ссуды, погашаемой при этом из сумм лизинговых платежей, вносимых лизингополучателем непосредственно заимодавцам. При практическом осуществлении лизинговых операций в зависимости от намерений сторон в лизинговом договоре могут в той или иной степени присутствовать различные черты перечисленных видов и разновидностей лизинга. Общий размер лизинговых платежей, выплачиваемых лизингополучателем лизинговой компании (лизингодателю) в течение временного пользования имуществом, складывается из: - суммы амортизационных отчислений, начисленных лизингодателем за время действия договора лизинга; - суммы, компенсирующей лизингодателю расходы, связанные с использованием кредитных ресурсов для приобретения имущества; - комиссионного вознаграждения лизингодателя; - платы за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные в лизинговом договоре. Размер лизинговых платежей (выплат) за весь срок действия договора может быть определен по формуле
(1)
где - весь срок действия договора; - сумма лизинговых платежей за год действия лизингового договора. Расчет суммы лизинговых платежей за каждый год действия договора производится по следующей формуле:
(2)
где - величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в расчетном году; - плата за кредитные ресурсы, использованные лизингодателем на приобретение имущества (объекта лизингового договора) в расчетном году; - комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества во временное пользование в расчетном году; - плата лизингополучателя за дополнительные услуги, оказываемые лизингодателем, согласно договору, в текущем году; - налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингодателя (кроме малых предприятий) в расчетном году; - номер расчетного года. Порядок, условия и сроки внесения платы за временное пользование имуществом определяются участниками лизинговой сделки в договоре. Необходимым условием для интенсивного развития лизинга |является наличие у субъектов рыночных отношений заинтересованности использовать именно лизинговый механизм при осуществлении своей деятельности. Лизингополучателю (дорожной организации) участие в лизинговых операциях предоставляет возможность использования в своей деятельности нового прогрессивного оборудования, включая дорогостоящую новейшую технику, создает условия для обновления основных фондов, увеличения производственных мощностей, а также для более гибкого и оперативного решения производственных задач по сравнению с приобретением строительных машин и оборудования в собственность. Это особенно важно для малых предприятий, в большинстве случаев не способных приобрести современное эффективное оборудование и строительные машины в нелизинговых условиях. Кроме того, появляется возможность использовать необходимое оборудование и другую дорожную технику без единовременной мобилизации для этой цели собственных средств или привлечения кредитных ресурсов. Последнее обусловлено тем, что (в отличие от купли-продажи) при лизинге затраты, связанные с использованием имущества, равномерно распределяются на весь срок действия договора, и поток лизинговых платежей формируется из себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), а это дает возможность при незначительных начальных капитальных вложениях использовать полностью потребительную стоимость строительной техники. В отличие от банковского кредитования, обязательным условием которого, как правило, является одновременное с получением займа погашение заемщиком 15—20% стоимости займа за счет собственных средств, при использовании лизингового договора проблема приобретения и финансирования для организации решается одновременно, так как имеет место 100%-ное финансирование лизинговой операции со стороны лизингодателя. Немаловажным преимуществом лизинга для лизингополучателя является порядок осуществления лизинговых платежей. Поскольку сроки и размер выплат определяются по взаимной договоренности лизингодателя и лизингополучателя, то в договоре может быть определена отсрочка первого платежа на период установки, наладки и пуска машин и оборудования в эксплуатацию или на период завершения выполнения некоторого этапа работ. Это позволит относить затраты, связанные с временным использованием строительной техники, на себестоимость строительно-монтажных работ, выполненных с использованием взятой по лизингу техники. В зависимости от финансового состояния лизингополучателя может быть установлен постепенно увеличивающийся размер лизинговых платежей или, наоборот, снижение размера выплат к концу срока действия лизингового контракта. Кроме того, возможность осуществления лизинговых платежей не только в денежной форме, но и частично или полностью в форме товаров или встречных услуг, имеет особое значение для отдельных строительных организаций, находящихся в данное время в тяжелом финансовом положении. Одним из основных стимулов осуществления лизинговой деятельности для лизингодателя является то, что лизинг позволяет существенно повысить эффективность инвестиций, так как дорожным организациям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, а непосредственно основные фонды, необходимые организациям для осуществления производственно-хозяйственной деятельности. При этом значительно снижается риск невозврата вложенных средств, поскольку строительная техника, являющаяся объектом лизинговой сделки, остается собственностью лизингодателя в течение всего срока действия договора до момента ее выкупа лизингополучателем. Заводу-изготовителю (продавцу) строительной техники и оборудования участие в лизинговых отношениях обеспечивает дополнительные каналы сбыта продукции. В этом случае расширение сферы деятельности продавца происходит путем увеличения круга потенциальных потребителей за счет организаций, не имеющих возможности приобрести дорожно-строительную технику в собственность по финансовым причинам или не нуждающихся в постоянном владении отдельными ее видами. Кроме того, вследствие увеличения рынка сбыта у производителя лизингового имущества появляется возможность увеличения темпов обновления своей продукции. Помимо перечисленных преимуществ лизинга, оказывающих стимулирующее воздействие на хозяйствующие субъекты, российским законодательством установлен ряд норм, способствующих повышению эффективности использования лизингового механизма. Так, наряду с лизинговыми платежами, субъекты лизинговой деятельности могут относить на себестоимость продукции (работ и услуг) затраты, связанные с выплатой процентов по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемые для осуществления операций финансового лизинга. Это способствует увеличению чистой прибыли как лизингополучателя, так и лизингодателя. К объектам финансового лизинга, относимым к активной части основных фондов, в соответствии с условиями договора может применяться механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3. Таким образом, в случае временного пользования строительной техникой и оборудованием дорожная организация имеет возможность в течение более короткого времени компенсировать лизингодателю всю стоимость взятого по лизингу оборудования и приобрести его в собственность. В настоящее время Правительство РФ уделяет большое внимание развитию лизинга в отдельных секторах экономики, в том числе и в дорожном хозяйстве. Проводится работа по созданию лизинговых компаний, специализирующихся на операциях со строительно-дорожными машинами, оборудованием, технологическими автотранспортными средствами, с привлечением для этих целей капитала коммерческих структур. Одной из мер, направленных на развитие лизинговой деятельности, является освобождение от налога на добавленную стоимость лизинговых платежей малых предприятий, что имеет большое значение и для дорожных организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |