Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Лизинг и его использование дорожными организациями

Согласно оценкам специалистов, сегодня в целом по строительной отрасли 40 - 50% всех основных фондов строительного комплекса по степени изношенности не отвечает конъюнктуре спроса и тре­буют их замены. Вместе с тем стоимость высокопроизводитель­ных современных машин и оборудования постоянно возрастает, что затрудняет обновление основных фондов.

В современных условиях для обновления и развития техни­ческой базы дорожного хозяйства необходимы новые экономические инструменты, позволяющие привлекать значительные инвестиционные потоки в капитальное строительство. Одним из них является лизинг.

Анализ зарубежного опыта показывает, что лизинговые опера­ции стали неотъемлемой частью экономики большинства развитых стран.

С экономической точки зрения лизинг представляет собой комплекс имущественных отношений, складывающихся в связи с переда­чей имущества во временное пользование. Согласно Федеральному закону от 20.10.98 № 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)”, лизинговая деятельность рассматривается как разновидность арендных отношений, когда по лизинговому дого­вору арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собст­венность указанное арендатором (лизингополучателем) имущест­во у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и использование для предпринимательских целей. Предметом лизингового договора могут быть любые вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования, применяемые для предпринима­тельской деятельности (в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, строительные машины и обо­рудование, транспортные средства, инструмент), за исключением земельных участков и других природных объектов.

Лизинговая сделка, как правило, имеет трехсторонний харак­тер взаимоотношений с участием трех субъектов.

Первый - это лизингодатель, предоставляющий на условиях лизингового соглашения во владение и пользование имущество, специально приобретенное в собственность. В его лице могут выступать:

- специализированная лизинговая компания, которая в дополнение к финансовому обеспечению сделки берет на себя обязательство оказать ряд услуг нефинансового характера;

- фи­нансовая лизинговая компания, создаваемая специально для осу­ществления лизинговых операций, основной и фактически единственной функцией которой является финансирование приобретения имущества;

- учреждение банка,

- любой хозяйствующий субъект, для которого лизинг непрофилирующая, но и не запрещенная сфера предпринимательской деятельности.

Вторым субъектом лизинговой сделки является пользователь имущества(лизингополучатель). Им может быть любое юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В качестве третьего субъекта лизинговых отношений - про­давца лизингового имущества - может выступать завод - изготовитель машин и оборудования, другое юридическое или физи­ческое лицо, которое продает имущество, являющееся объектом лизингового договора.

Строительные организации, в основном, потенциальные лизин­гополучатели. Однако в ряде случаев они могут выступать и в качестве продавца лизингового имущества, например, при реали­зации строительных машин и оборудования уже бывших в упот­реблении, а также в роли лизингодателя, если лизинговая дея­тельность осуществляется подразделениями механизации.

Классификация видов лизинговой деятельности весьма обширна. По сроку действия договора и степени окупаемости имущест­ва различают финансовый и оперативный лизинг.

Финансовый лизинг (лизинг имущества с полной окупаемос­тью или полной выплатой) представляет собой форму долгос­рочного кредитования покупки активной части основных производственных фондов. Контракт по финансовому ли­зингу заключается на срок, приближающийся по продолжи­тельности к сроку службы машин, оборудования, в течение ко­торого происходит полная или большая часть амортизации сто­имости взятого в аренду имущества. Поэтому размер платы за временное пользование имуществом (лизинговые платежи) в течение срока действия договора лизинга, как правило, вклю­чает полную (или близкую к ней) стоимость основных фондов на момент заключения сделки. По окончании срока действия финансового лизингового контракта лизингополучатель (стро­ительная организация) может вернуть объект лизинга, продлить или заключить новый контракт о лизинге, имея при этом пре­имущественное право по сравнению с другими организациями на заключение договора.

Лизингополучатель может также после завершения срока дей­ствия договора приобрести в собственность арендуемое имуще­ство по его остаточной стоимости.

Данный вид лизинга исключает досрочное расторжение кон­тракта в течение основного срока аренды, необходимого для воз­мещения расходов лизингодателя (затраты на приобретение, вы­плата процентов, страховые издержки и т. д.).

Оперативный лизинг отличается от финансового лизинга тем, что договор об аренде может быть расторгнут в любой момент в рамках срока его действия, составляющего, как правило, 3 - 5 лет. Данный вид лизинга не предусматривает необходимости полной амортизации основных производственных фондов за время одноразового контракта аренды. По окончании срока действия лизингового контракта арендуемое имущество возвращается арен­додателю (лизингодателю), который может либо сдать его по новому контракту тому же или другому арендатору, либо продать. При оперативном лизинге риск и издержки по недобросо­вестному использованию взятых в аренду строительных машин, оборудования и т. д. лежат на лизингодателе, который осущест­вляет техническое обслуживание и ремонт сдаваемого по лизингу имущества. При оперативном лизинге с лизингополучателя взимается более высокая процентная ставка, чем при финансо­вом лизинге, так как в этом случае лизингодатель не имеет полной окупаемости стоимости сдаваемого имущества за время действия контракта и не застрахован от коммерческих рисков. На практике, если арендуемое имущество требуется на небольшой срок и для взятого в аренду оборудования необходимо спе­циальное обслуживание, а также, когда арендуются новое обо­рудование, машины и другие активные основные фонды, стро­ительным организациям выгодно (несмотря на высокую процентную ставку) пользоваться услугами оперативного лизинга. Однако при всей внешней непротиворечивости понятия лизингового договора оперативный лизинг может использоваться как вид лизинговой деятельности только в том случае, если сделка име­ет трехсторонний характер (имущество будет приобретаться по заказу лизингополучателя).

По объему обслуживания выделяют:

- чистый лизинг, при кото­ром все расходы, связанные с обслуживанием имущества, вклю­чая текущий и капитальный ремонт, несет лизингополучатель и они не включаются в общую сумму лизинговых платежей;

- «мок­рый» лизинг, когда техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции выполняет лизингодатель, за свой счет;

- лизинг с полным обслуживанием, при кото­ром лизингодатель оказывает лизингополучателю ряд дополни­тельных услуг.

В хозяйственной практике используются также и другие разновидности лизинга, в том числе:

- револьверный лизинг (лизинг с последовательной заменой иму­щества). Применяется, когда лизингополучателю по технологии производства работ последовательно требуется различное обору­дование. В этом случае в соответствии с условиями лизингового договора он приобретает право по истечении определенного сро­ка обменять имущество, взятое в лизинг, на другое;

- возвратный лизинг, который можно рассматривать как разно­видность финансового лизинга. В этом случае предприятие - соб­ственник имущества продает его лизинговой компании, а затем берет это имущество у последней во временное пользование. Не­смотря на то что фактически сделка носит двусторонний характер, формально в ней участвуют все три субъекта, необходимые для заключений лизингового договора: лизингодатель, лизинго­получатель и продавец. При этом предприятие-собственник (про­давец) и лизингополучатель являются одним и тем же юридичес­ким лицом;

- раздельный лизинг, или лизинг с частичным финансированием лизингодателя. В этом случае лизингодатель получает долгосроч­ный заем у одного или нескольких кредитных учреждений на сумму до 80% стоимости имущества, предоставляемого во вре­менное пользование. Особенностью такого кредита является то, что лизингодатель передает часть своих прав по лизинговому до­говору кредиторам и не несет перед ними ответственности за полный и своевременный возврат ссуды, погашаемой при этом из сумм лизинговых платежей, вносимых лизингополучателем непосредственно заимодавцам.

При практическом осуществлении лизинговых операций в за­висимости от намерений сторон в лизинговом договоре могут в той или иной степени присутствовать различные черты перечис­ленных видов и разновидностей лизинга.

Общий размер лизинговых платежей, выплачиваемых лизин­гополучателем лизинговой компании (лизингодателю) в течение временного пользования имуществом, складывается из:

- суммы амортизационных отчислений, начисленных лизин­годателем за время действия договора лизинга;

- суммы, компенсирующей лизингодателю расходы, связан­ные с использованием кредитных ресурсов для приобретения иму­щества;

- комиссионного вознаграждения лизингодателя;

- платы за дополнительные услуги лизингодателя, предус­мотренные в лизинговом договоре.

Размер лизинговых платежей (выплат) за весь срок действия договора может быть определен по формуле

 

(1)

 

где - весь срок действия договора;

- сумма лизинговых платежей за год действия лизингового договора.

Расчет суммы лизинговых платежей за каждый год действия договора производится по следующей формуле:

 

(2)

 

где - величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в

расчетном году;

- плата за кре­дитные ресурсы, использованные лизингодателем на

приобрете­ние имущества (объекта лизингового договора) в расчетном году;

- комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление

имущества во временное пользование в расчетном году;

- плата лизингополучателя за дополнительные услуги, оказываемые

лизингодателем, согласно договору, в текущем году;

- налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по

услугам лизингодателя (кроме малых предприятий) в расчетном году;

- номер рас­четного года.

Порядок, условия и сроки внесения платы за временное поль­зование имуществом определяются участниками лизинговой сделки в договоре.

Необходимым условием для интенсивного развития лизинга |является наличие у субъектов рыночных отношений заинтересов­анности использовать именно лизинговый механизм при осу­ществлении своей деятельности.

Лизингополучателю (дорожной организации) участие в ли­зинговых операциях предоставляет возможность использования в своей деятельности нового прогрессивного оборудования, включая дорогостоящую новейшую технику, создает условия для обновле­ния основных фондов, увеличения производственных мощностей, а также для более гибкого и оперативного решения производст­венных задач по сравнению с приобретением строительных машин и оборудования в собственность. Это особенно важно для малых предприятий, в большинстве случаев не способных приобрести современное эффективное оборудование и строитель­ные машины в нелизинговых условиях. Кроме того, появляется возможность использовать необходимое оборудование и другую дорожную технику без единовременной мобилизации для этой цели собственных средств или привлечения кредитных ресурсов. Последнее обусловлено тем, что (в отличие от купли-продажи) при лизинге затраты, связанные с использованием имущества, рав­номерно распределяются на весь срок действия договора, и поток лизинговых платежей формируется из себестоимости реализован­ной продукции (работ, услуг), а это дает возможность при незна­чительных начальных капитальных вложениях использовать пол­ностью потребительную стоимость строительной техники.

В отличие от банковского кредитования, обязательным усло­вием которого, как правило, является одновременное с получе­нием займа погашение заемщиком 15—20% стоимости займа за счет собственных средств, при использовании лизингового дого­вора проблема приобретения и финансирования для организации решается одновременно, так как имеет место 100%-ное финансирование лизинговой операции со стороны ли­зингодателя.

Немаловажным преимуществом лизинга для лизингополучате­ля является порядок осуществления лизинговых платежей. Поскольку сроки и размер выплат определяются по взаимной договоренности лизингодателя и лизингопо­лучателя, то в договоре может быть определена отсрочка первого платежа на период установки, наладки и пуска машин и оборудо­вания в эксплуатацию или на период завершения выполнения некоторого этапа работ. Это позволит относить затраты, связан­ные с временным использованием строительной техники, на се­бестоимость строительно-монтажных работ, выполненных с ис­пользованием взятой по лизингу техники.

В зависимости от финансового состояния лизингополучателя может быть установлен постепенно увеличивающийся размер ли­зинговых платежей или, наоборот, снижение размера выплат к концу срока действия лизингового контракта. Кроме того, воз­можность осуществления лизинговых платежей не только в де­нежной форме, но и частично или полностью в форме товаров или встречных услуг, имеет особое значение для отдельных стро­ительных организаций, находящихся в данное время в тяжелом финансовом положении.

Одним из основных стимулов осуществления лизинговой дея­тельности для лизингодателя является то, что лизинг позволяет существенно повысить эффективность инвестиций, так как дорожным организациям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходованием которых не всегда воз­можен, а непосредственно основные фонды, необходимые орга­низациям для осуществления производственно-хозяйственной де­ятельности. При этом значительно снижается риск невозврата вложенных средств, поскольку строительная техника, являющая­ся объектом лизинговой сделки, остается собственностью лизин­годателя в течение всего срока действия договора до момента ее выкупа лизингополучателем.

Заводу-изготовителю (продавцу) строительной техники и обо­рудования участие в лизинговых отношениях обеспечивает до­полнительные каналы сбыта продукции. В этом случае расшире­ние сферы деятельности продавца происходит путем увеличения круга потенциальных потребителей за счет органи­заций, не имеющих возможности приобрести дорожно-строительную тех­нику в собственность по финансовым причинам или не нуждаю­щихся в постоянном владении отдельными ее видами. Кроме того, вследствие увеличения рынка сбыта у производителя лизингово­го имущества появляется возможность увеличения темпов обнов­ления своей продукции.

Помимо перечисленных преимуществ лизинга, оказывающих стимулирующее воздействие на хозяйствующие субъекты, российским законодательством установлен ряд норм, способствующих повышению эффективности исполь­зования лизингового механизма. Так, наряду с лизинговыми пла­тежами, субъекты лизинговой деятельности могут относить на себестоимость продукции (работ и услуг) затраты, связанные с выплатой процентов по полученным заемным средствам, вклю­чая кредиты банков и других организаций, используемые для осуществления операций финансового лизинга. Это способствует увеличению чистой прибыли как лизингополучателя, так и ли­зингодателя.

К объектам финансового лизинга, относимым к активной час­ти основных фондов, в соответствии с условиями договора может применяться механизм ускоренной амортизации с коэффициен­том не выше 3. Таким образом, в случае временного пользования строительной техникой и оборудованием дорожная организа­ция имеет возможность в течение более короткого времени ком­пенсировать лизингодателю всю стоимость взятого по лизингу оборудования и приобрести его в собственность.

В настоящее время Правительство РФ уделяет большое внима­ние развитию лизинга в отдельных секторах экономики, в том числе и в дорожном хозяйстве.

Про­водится работа по созданию лизинговых компаний, специализи­рующихся на операциях со строительно-дорожными машинами, оборудованием, технологическими автотранспортными средства­ми, с привлечением для этих целей капитала коммерческих структур.

Одной из мер, направленных на развитие лизинговой деятель­ности, является освобождение от налога на добавленную стои­мость лизинговых платежей малых предприятий, что имеет боль­шое значение и для дорожных организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расходы на конечного пользователя | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.