Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные задачи и принципы применения игровых форм и методов обучения юриспруденции

Классификация игр

Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических, познавательных, обучающих, развивающих функциях игры.

Все игры познавательные. «Дидактические игры» - этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка, наиболее важными из которых являются три группы игр:

1) группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности обучаемых – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

Как правило, они требуют от студента умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями студент учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

2) группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские.
Эти игры отражают профессиональную деятельность, которой займутся студенты по окончании ВУЗа. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

3) группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим студентам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Преподаватель, используя в своей работе все виды игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют студентов на овладевание знаниями и умениями.
Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у студента живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого студента, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны обучаемых, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому студенту.

Результативность игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными заданиями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления студента. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.
Составление программ таких игр – забота каждого преподавателя. «Игровые коллизии вызывают у студента стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».

Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознание уникальности своего интеллекта, самого себя.

Переориентация сознания студента юриста с обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие.

Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии и саморазвитии.

Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на общее развитие студентов, выявление и «взращивание» открытых талантов, формирование предпринимательской деловитости.

Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Задачи:

Образовательные:

1) способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала по юридическим дисциплинам;

2) способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических и правовых источников.

Развивающие:

1) развивать у учащихся творческое мышление применительно к решению правовых ситуаций;

2) способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на лекции в решении правовых задач, составлении юридических документов.

Воспитательные:

1) воспитывать нравственные взгляды и убеждения, развивать профессиональное юридическое правосознание;

2) вырабатывать собственную правовую культуру;

3) способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Познание невозможно без активности мысли, поэтому наиболее значительны для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые дают эмоциональные переживания, не оставляя места холодной рассудочности. Любая учебная деятельность студента мотивирована.

Виды мотивации:

1) познавательные;

2) широкие мотивы (овладевание знаниями);

3) учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний).

Социальные:

1) широкие мотивы (долг, ответственность понимания социальной значимости учения);

2) позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);

3) мотивы социального сотрудничества (ориентации на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации:

Мотивы общения:

Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Обучаемые в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.

Моральные мотивы:

В игре каждый студент может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

Познавательные мотивы:

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели

(нужно знать больше других).

В игре команды или отдельные студенты изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения.

Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого предмета.

Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность.

Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для обучаемых. Удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние и усиливает желание изучать предмет.

В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность студента, толкает не поиск ответа.

В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.

Основные принципы организации игры:

1) отсутствие принуждения любой формы при вовлечении обучаемых в игру;

2) принципы развития игровой динамики;

3) принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств обучаемых).

4) принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт обучаемых;

5) принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие положения понятия игры | Понятие и условия действительности сделки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.