Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия и порядок передачи земельных участков юридическим лицам в постоянное пользование и в аренду

Занятие

Земли государственной и коммунальной собственности являются не только объектами приватизации и предоставления в частную собственность, но и объектами использования для более разнообразных целей и видов хозяйственной деятельности. Их непосредственное использование самими владельцами в лице государства и территориальных обществ незначительное. Поэтому они как владельцы земли образуют свои предприятия, учреждения и организации, которые в качестве юридических лиц используют конкретные земельные участки. Безусловно, владельцы земли заинтересованы не только в эффективном использовании земельных ресурсов, но и в стабильности прав землепользователей. Этим объясняется правовая природа постоянного землепользования юридических лиц государственной и коммунальной собственности.

Предоставление земель государственной и коммунальной собственности в постоянное пользование юридических лиц усложнено тем, что сами владельцы в силу своей специфической правосубъектности в земельных отношениях, не в состоянии непосредственно осуществлять передачу земельных участков, наделяя для этого соответствующими полномочиями свои органы. Поэтому в ст. 122 Земельного кодекса, в первую очередь, предусмотрено разграничение полномочий органов местного самоуправления и органов государственной исполнительной власти относительно предоставления земельных участков юридическим лицам в постоянное пользование. При этом земельный закон соединяет территориальный фактор расположения земельного участка и условия ее принадлежности на праве коммунальной или государственной собственности.

Отмеченный подход нашел свое отображение в п. 12 Переходных положений Земельного кодекса, в соответствии с которым к разграничению земель государственной и коммунальной собственности полномочия относительно распоряжения землями в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые и городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти. Действующий земельный закон наделяет каждый уровень органов исполнительной власти и местного самоуправления определенным кругом полномочий в области предоставления земельных участков, их исключения и изменения целевого назначения, не допуская смешивания их функций.

Ч. 1 ст. ст. 122 Земельного кодекса, сельские, поселковые и городские советы предоставляют земельные участки в постоянное пользование юридическим лицам из земель коммунальной собственности соответствующих территориальных обществ для всех потребностей. Такие земельные участки предоставляются ими из земель, расположенных в пределах территорий населенных пунктов, а также из земель, которые находятся за пределами отмеченных населенных пунктов, на которых размещены их объекты коммунальной собственности. Если такое предоставление связано с необходимостью предыдущего исключения или изменения целевого назначения особенно ценных земель, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих территориальных обществ, этот вопрос подлежит согласованию с Верховной Радой Украины по предоставлению Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, Киевского или Севастопольского городских советов.

Однако районные и областные советы также уполномочены предоставлять земельные участки в постоянное пользование юридическим лицам, причем для всех потребностей. Согласно ч. 2 ст. 122 земельного закона, такие земельные участки предоставляются из соответствующих земель общей собственности территориальных обществ в пределах района или области. Однако, как уже отмечалось, выходя из конституционных положений земельной правосубъектности последних и субъективного состава участников, их общая земельная собственность является добросовестной. Это не означает, что районные и областные территориальные общества не владеют правом коммунальной земельной собственности, от имени которых соответствующие советы предоставляют земельные участки в постоянное пользование юридическим лицам. Ими являются земельные участки, на которых расположены их объекты коммунальной собственности, что возникли в силу разграничения таких объектов между территориальными обществами разных уровней.

Формально территориальные общества районов являются владельцами земель, расположенных за пределами населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности. Областные территориальные общества, кроме земель занятых их объекты коммунальной собственности, владеют правом собственности на земельные ресурсы, которые переданы им государством в результате частичного осуществления разграничения земель государственной и коммунальной собственности. Необходимость в предоставлении земельных участков коммунальной собственности в постоянное пользование юридических лиц возникает в связи с их использованием под неподвижными объектами, для осуществления промышленного и дорожного строительства и эксплуатации таких объектов, сводки энергетических объектов и проведения коммуникаций и тому подобное.

В соответствии с ч. 3 ст. 122 Земельного кодекса, районные государственные администрации на их территории предоставляют земельные участки из земель государственной собственности в постоянное пользование юридическим лицам в пределах сел, поселков и городов районного значения для всех потребностей и за пределами населенных пунктов для сельскохозяйственного использования, для ведения лесного и водного хозяйства, кроме случаев, когда распорядительные полномочия в отношении таких земель в соответствии со ст. 149 и ст. 150 Земельного кодекса принадлежат Кабинету Министров Украины, а также для строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориального общества района, например, строительства школ, заведений культуры, больниц, предприятий торговли и тому подобное.

Областные государственные администрации, согласно с ч. 4 ст. 122 Земельного кодекса, предоставляют земельные участки на их территории из земель государственной собственности в постоянное пользование юридическим лицам в пределах городов областного значения и за пределами населенных пунктов для всех потребностей, кроме случаев их предоставления для сельскохозяйственного использования, ведение лесного и водного хозяйства, строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальных обществ районов области, а также разе, когда рапорядительские полномочия относительно отмеченных земель предоставлены Кабинету Министров Украины. Однако, в связи с окончательной неразграниченностью земель государственной и коммунальной собственности, в пределах городов областного значения, полномочие относительно предоставления земельных участков в постоянное пользование юридических лиц, осуществляют городские советы.

Полномочия относительно предоставления земельных участков в пользование Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями предусмотрены в ч. 5 ст. 122 Земельного закона. Они предоставляют земельные участки из земель государственной собственности в постоянное пользование юридическим лицам в пределах их территорий для всех потребностей, кроме случаев, когда распорядительские полномочия в отношении земель государственной собственности отнесены к ведению Кабинета Министров Украины.

Совет министров Автономной Республики Крым предоставляет земельные участки из земель государственной собственности в постоянное пользование юридических лиц в пределах городов республиканского (Автономной Республики Крым) значения и за их границами для всех потребностей. Исключение из этого, за ч. 6 ст. 122 Земельного закона, составляют случаи их предоставления для сельскохозяйственного использования, ведение лесного и водного хозяйства и строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальных обществ отдельных районов Автономной Республики Крым, а также в случае, когда распорядительские полномочия в отношении соответствующих земель государственной собственности осуществляются Кабинетом Министров Украины.

Земельный кодекс определяет полномочие Кабинета Министров Украины относительно предоставления земельных участков государственной собственности в постоянное пользование юридических лиц, исходя из особенной экономической, экологической и другой ценности земель. В соответствии со ст. ст.149 и 150 Земельным кодексом, на которые отсылает ч. 7 ст. 122 земельного закона, такими землями является пашня, площади многолетних насаждений для несельскохозяйственных потребностей, участки леса первой группы площадью свыше 10 гектаров, а также земельные участки природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, кроме случаев, когда полномочиями относительно их предоставления и исключения наделенные районные, областные, городские советы городов Киева и Севастополя, соответствующие государственные администрации и Совет министров Автономной Республики Крым.

Предоставление земельных участков государственной и коммунальной собственности в постоянное пользование юридических лиц осуществляется в порядке, определенном законом. В ст. 123 Земельного кодекса предусмотренные общие условия предоставления земельных участков юридическим лицам в постоянное пользование для любых целей в порядке отвода, что является традиционным в земельном законодательстве. Вместе с этим, требования отмеченной нормы тесно связаны с другими нормами земельного закона, которые предусматривают определенные особенности относительно реализации отводного порядка предоставления земельных участков в пользование юридических лиц, в частности проведение необходимых согласований, изменения основного целевого назначения земельного участка и тому подобное.

Как уже подчеркивалось, правовым основанием предоставления земельных участков юридическим лицам в постоянное пользование есть решение соответствующих органов исполнительной власти или местного самоуправления. Это прямо предусмотрено в ч. 1 ст. 123 Земельного кодекса, и в сущности, исключает возможности договорной регуляции отношений постоянного землепользования. Все права и обязанности относительно осуществления постоянного пользования земельным участком возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с требованиями норм земельного закона.

Из этого выплывает важная особенность постоянного землепользования, которая заключается в необходимости разработки проекта отвода земельного участка, независимо от определенности или неопределенности ее границ, сохранения основного целевого назначения и других фактических обстоятельств. Специализированная землеустроительная организация, которая получила поручение на разработку проекта отвода земельного участка, заключается с заказчиком договор, в котором определяются порядок, стоимость, сроки и другие условия разработки проекта отвода земли. Наиболее существенные условия договора относительно разработке проекта отвода земельного участка в данное время регламентируются общим приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам, Министерства Финансов Украины и Министерства экономики Украины от 15 июня 2001 года «Об утверждении размеров оплаты земельно-кадастровых работ и услуг».

В ч. 3 ст. 123 Земельного кодекса определенная форма волеизъявления юридического лица, которое заинтересовано в получении земельного участка в постоянное пользование из земель государственной или коммунальной собственности. Для получения земельного участка из земель государственной собственности, такое волеизъявление должно оформляться в виде ходатайства к соответствующей районной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а из земель коммунальной собственности - в сельский, поселковый или городской совет.

Рядом с самим ходатайством об отведении земельного участка в постоянное пользование, заинтересованное юридическое лицо обязано прибавить к нему соответствующие документы, что обосновывают размер, целевое назначение и место расположения участка. В случаях, когда предоставление земельного участка вызвано необходимостью эксплуатации существующих зданий и сооружений, которые принадлежат заявителю, документами, что обосновывают ее размер, целевое назначение и место расположения могут быть технический паспорт здания или сооружения, проектная документация на объект, план детального планирования микрорайона или квартала, выкепировка из генерального плана населенного пункта, технические обоснования и другие документы. Если предоставление земельного участка необходимо для осуществления нового строительства, документами, которые обосновывают ее размер, целевое назначение и место расположения могут быть материалы согласования места размещения объекта строительства, проектная документация на него и другие документы, которые подтверждают соответствие предполагаемого строительства планировочным решением.

Ходатайство об отведении земельного участка в постоянное пользование соответствующая государственная администрация или сельский, поселковый и городской совет рассматривает в месячный срок и за результатами его рассмотрения принимает обоснованное решение о предоставлении согласия на разработку проекта отвода земельного участка, или об отказе в предоставлении такого согласия. Согласие органа исполнительной власти или местного самоуправления на разработку проекта отвода земельного участка является правовым основанием для выдачи поручения землеустроительной организации на его разработку и заключение соответствующего договора между землеустроительной организацией и заказчиком.

Земельный закон в ч. 6 ст. 123 предусматривает порядок согласования и утверждения проектов отводов земельных участков юридическим лицам. Согласование разработанного землеустроительной организацией проекта отвода заключает в себе получение позитивных выводов самого землепользователя, а также органа по земельным ресурсам, природоохранного и санитарно-эпидемиологического органа, органа архитектуры и охраны культурного наследия.

Согласован отмеченными органами проект отвода земли для объектов, которые подлежат экспертизе, направляется на государственную землеустроительную экспертизу, что проверяет соответствие проектной документации требованиям земельного законодательства и нормативно-техническим требованиям. Порядок проведения государственной землеустроительной экспертизы установлен Положением об осуществлении государственной землеустроительной экспертизы, утвержденным приказом Госкомзема Украины от 11 марта 1997 года. После получения позитивного экспертного вывода, проект отвода подается в соответствующую государственную администрацию или сельский, поселковый или городской совет, которые в пределах своих полномочий рассматривают его в месячный срок и принимают решение о предоставлении земельного участка.

С целью максимального учета прав и интересов территориальных обществ сел, поселков, городов, районов и областей, а также интересов районных органов государственной исполнительной власти за местом расположения земельных участков, законодатель предусматривает обязательное предоставление ими своих выводов о возможности осуществления их отвода, если он отнесен к компетенции областных государственных администраций, Советы министров Автономной Республики или Крым Кабинета Министров Украины.

Принимая к сведению особенную ценность отдельных категорий земель, предоставление которых отнесено к компетенции Кабинета Министров Украины, закон предусматривает специальный порядок предыдущего рассмотрения землеотводной документации, что предшествует принятию им решение о предоставлении земельного участка в постоянное пользование. Этот порядок включает предоставление Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями своих выводов относительно проекта отвода земельного участка центральному органу исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, который рассматривает его и в месячный срок подает к Кабинету Министров Украины для принятия решения об отводе земельного участка.

Ч. 9 ст. 123 Земельного кодекса, отказ органов местного самоуправления или органов исполнительной власти в предоставлении земельного участка в пользование или оставление ходатайства без рассмотрения может быть обжаловано в судебном порядке. При этом под оставлением ходатайства без рассмотрения в таких случаях имеется в виду и не рассмотрение ходатайства на протяжении установленного для этого месячного срока. Рядом с решением об отказе в предоставлении земельного участка, могут иметь место негативные выводы органов согласования проекта отвода, что стали причиной для принятия негативного решения, или незаконные действия или бездеятельность должностных лиц, которые также могут быть обжалованы в судебном порядке.

Существенно другой порядок предусмотрен для предоставления земельных участков в арендное пользование. Это объясняется тем, что использование земли на условиях аренды является видом временного землепользования. Но, невзирая на то, что ст. 124 Земельного кодекса, консолидирует условия и порядок предоставления в арендное пользование как земель государственной и коммунальной собственности, так и земельных участков, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц, условия и порядок предоставления отмеченных земель в аренду отличаются. Такие расхождения в порядке аренды государственных и коммунальных земель, от аренды земельных участков частной собственности граждан и юридических лиц, определяются субъектной принадлежностью земельных участков на праве собственности, целевым назначением их использования и тому подобное.

Правовым основанием заключения договора аренды и приобретения права напрокат земельным участком, что находится в государственной или коммунальной собственности, есть решение владельца (арендодателя) в лице соответствующих органов исполнительной власти или местного самоуправления. Физическое или юридическое лицо, которое желает арендовать земельный участок из земель государственной или коммунальной собственности, подает в соответствующий орган исполнительной власти или местного самоуправления заявление или ходатайство. В случае согласия арендодателя передать земельный участок в аренду, стороны заключают договор, в котором закрепляются все условия аренды земли.

Предусматривая порядок предоставления земельных участков в аренду, что находятся в собственности граждан и юридических лиц, земельный закон не ограничивает волеизъявления сторон относительно заключения договора аренды земли условиями, которые бы выходили за пределы норм Закона «Об аренде земли». Вместе с этим, ч. 2 ст. 124 Земельного кодекса устанавливает форму правовой регуляции отношений арендного землепользования, которой является договор аренды земли. Это означает, что ни каким другим договором отношения арендного землепользования регулироваться не могут. В договоре аренды земли, что заключается между арендодателем и арендатором с соблюдением требований Закона «Об аренде земли», определяются все существенные условия, которые связаны с передачей, использованием и возвращением земельного участка, а также другие условия, которые отвечают интересам сторон договора и не противоречат закону.

В соответствии с ч. 3 ст. 124 Земельного кодекса, передача земельных участков в аренду гражданам и юридическим лицам с изменением их целевого назначения и из земель запаса под застройку, осуществляется по проектам отвода земли. Из этого выплывает, что в таких случаях порядок предоставления земельных участков в аренду, ни чем не отличается от выше выложенного порядка передачи их в собственность или предоставление в постоянное пользование, что осуществляются в отводном порядке. При этом приведенная норма в одинаковой мере распространяется на порядок предоставления в аренду земельных участков как из земель государственной и коммунальной собственности, так и земель частной собственности.

Отмеченная земельно-правовая норма предусматривает необходимость разработки проекта отвода земельных участков, которые передаются в аренду в двух случаях: изменения целевого назначения земельного участка и предоставления в аренду земельного участка из земель запаса для осуществления строительства. Но, законодательные требования относительно разработке в отмеченных случаях проекта отвода, означают распространение на порядок передачи земельных участков в аренду всех требований относительно разработке соответствующей технической документации, проверки соответствия застройки планировочным решениям и другим стандартам и документам, осуществления необходимых согласований о возможностях использования арендованного земельного участка в измененном целевом назначении и тому подобное.

Передача земельного участка в аренду без изменения ее целевого назначения и не для целей застройки, осуществляется без разработки и утверждения проекта отвода земли. Для этого достаточными являются решения владельца земельного участка или уполномоченного им лица и заключения договора аренды земли, потому что во всех других случаях межи земельного участка и правовой режим ее использования является определенными. Практически это означает: если земельный участок отводился раньше, то она имеет вынесенные границы в натуру, которые не изменялись, а по отводам последних лет - и кадастровый номер.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Условия и порядок приобретения и передачи земельных участков гражданам | Возникновение и удостоверение прав на земельный участок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.