Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Малые предприятия и особенности их функционирования

Развитие малого бизнеса имеет множество важных преимуществ:

• увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

• рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

• селекция наиболее энергичных, способных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

• создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

• трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;

• ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

• мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие).

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны. Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. было определено понятие малого предприятия (МП). Под субъектом малого предпринимательства понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных организаций, религиозных организаций, благотворительных и иных органов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

Как видно из данной нормы, обязательным требованием к МП является ограниченная возможность участия других юридических лиц в уставном капитале МП. Другое непременное условие для отнесения предприятия к малым — установление предельной средней численности работающих: в промышленности, строительстве, на транспорте — 100; в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере —60; в оптовой торговле — 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Сложившаяся отраслевая структура МП практически не меняется: большая часть приходится на сферу торговли и общественного питания (около 44,5%), строительство и промышленность (примерно по 16% общего числа МП).

По данным Государственного комитета РФ по статистике, за 2002 г. МП произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на 240 млрд. руб., что составило около 6,1% выпуска продукции, товаров, услуг всех отраслей экономики России; МП создают около 125 внутреннего валового продукта страны.

Данные показатели говорят о низком уровне развития малого предпринимательства. Уровень развития малого предпринимательства отражает показатель числа малых предприятий на 1000 жителей. В странах ЕС он порядка 25-30 предприятий. В среднем по России на 1000 жителей на 1 января 2002 г. приходилось всего 6 малых предприятий. Только г. Москва и г. Санкт-Петербург по этому показателю приближаются к уровню стран ЕС — здесь на 1000 жителей около 20 малых предприятий3.

Поддержать развитие МП возможно с помощью последовательной государственной политики в области малого бизнеса, основные положения которой сформулированы в Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Основные направления следующие:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития;

• создание льготных условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

• установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

• поддержка внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными партнерами;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для МП.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Совместные предприятия | Для строительства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.