Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИиКТ в учебных предметах




ЛЕКЦИЯ 9

1. Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования

2. Использование ИиКТ в учебных процессах по предмету «Физика»

3. Использование ИиКТ в учебных процессах по предмету «Русский язык»

Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования

Использование преимуществ информационных и коммуникационных технологий при организации личностно ориентированного обучения школьников.

Использование средств информационных и коммуникационных технологий в системе общего среднего образования приводит к повышению эффективности обучения за счет изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов.

Во многих случаях использование современных средств ИКТ и ОЭИ дает возможность дифференциации процесса обучения школьников за счет использования средств и технологий выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим школьникам и возврату к недостаточно изученному материалу отстающим ученикам.

Учитывая возможные факторы индивидуализации и дифференциации обучения, средства ИКТ, обоснованно примененные в системе общего среднего образования, могут способствовать организации личностно-ориентированного обучения. Одно из центральных мест в теории личностно-ориентированного обучения занимает понятие "личность". Согласно определению, личностью является индивидуум, достигший высокого уровня духовного развития и высокого уровня интеллекта, обладающий развитым мышлением; это творчески действующий человек, способный использовать логику своего мышления для созидания знания, способный, отвечая за последствия, управлять собой и внешними обстоятельствами. Конкретная личность рассматривается как совокупность стабильных, длительно существующих характеристик.

Личностно ориентированное образование рассматривает обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать знания, способных к переквалификации и адаптации в новых социальных условиях.

Основной целью личностно-ориентированного образования является создание условий, обеспечивающих:

· мотивацию к образованию и развитию личности школьника, ее интеллектуального и духовного начала;

· гуманное отношение к обучаемому.

Дидактическими принципами личностно-ориентированного обучения в условиях использования средств ИКТ в системе общего среднего образования являются следующие принципы:

· принцип самоценности индивидуума;

· принцип определенности школьника как активного субъекта познания;

· принцип социализации обучаемого;

· принцип опоры на субъективный опыт школьника;

· принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого;

· принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого;

· принцип развития коммуникативных способностей личности.

Принцип самоценности индивидуума основан на гуманном отношении к обучаемому, на признании самоценности индивидуума в качестве носителя субъективного опыта, на развитии и сохранении его самобытности, индивидуальной свободы, на раскрытии его творческих способностей, общественно полезных, уникальных личностных и интеллектуальных способностей.

Принцип определенности обучаемого как активного субъекта познания означает, что в процессе обучения педагогическое воздействие и выбор конкретного средства ИКТ определяется собственной активностью каждого школьника, самостоятельным выбором целей, темпа и траектории обучения. Принцип социализации обучаемого направлен на осуществление развития социальных способностей личности.

Принцип опоры на субъективный опыт обучаемого предполагает учет субъективного опыта школьника, что позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать обучение за счет выбора необходимых для конкретного индивидуума педагогических воздействий и средств ИКТ.

Принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого означает, что основным приоритетом личностно-ориентированного образования является создание условий для самостоятельной учебной деятельности школьника, способствующих его самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению.

Принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого направлен на всесторонний учет способностей, желаний, мотивов, интересов и предпочтений обучаемых. Реализация средств ИКТ для общего среднего образования должна быть основана на максимальном учете следующих индивидуальных психофизиологических особенностей школьника, его индивидуальных личностных свойств:

· темперамент и волевые качества,

· особенности мышления,

· особенности восприятия, памяти, внимания,

· мотивация,

· самооценка,

· уровни притязаний.

Принцип развития коммуникативных способностей личности предполагает формирование умений ценить и уважать окружающих, относиться гуманно к другим людям, умений общаться, отстаивать свою позицию, принимая во внимание мнение партнеров.

Практическая реализация принципов личностно-ориентированного обучения в системе общего среднего образования, осуществляемого в условиях использования средств ИКТ, основана на следующих требованиях:

· требование гуманного отношения к школьнику, признания его смоценности;

· требование индивидуализации и дифференциации обучения;

· требование создания условий, обеспечивающих возникновения собственной активности обучаемых;

· требование обеспечения условий способствующих самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению обучаемого;

· требование учета субъективного опыта каждого школьника;

· требование организации коммуникативной и социальной деятельности обучаемого;

· требование обеспечения объективности контроля и измерения результатов обучения;

· требование целесообразности использования возможностей средств ИКТ в школьном обучении;

· требование комплексного использования возможностей средств ИКТ при проведении разных уроков, в ходе выполнения разнообразной учебной деятельности.

Использование ИиКТ в учебных процессах по предмету «Физика»

Значительная часть распространяемых в отечественной системе образования программных продуктов по физике относится к классу программно-методических средств обучения (ПМС). ПМС базируется на более сложной системе взаимодействий: «учитель-компьютер», «учитель-ученик», «ученик-компьютер».

Многие объекты виртуальной среды могут использоваться как наглядные средства при изложении учителем различных вопросов учебной программы по физике.

Значительная часть виртуальных объектов электронных изданий по физике может быть задействована при организации лабораторных занятий. Компьютерные анимации, интерактивные модели, конструкторы, тренажеры, видеозаписи физических экспериментов могут эффективно применяться с целью предварительной отработки у учащихся ряда экспериментальных действий и операций, формирования у них общих подходов к планированию и проведению отдельных этапов экспериментального исследования, а также контроля уровня сформированности у школьников умений и навыков в выполнении физического эксперимента.

Не менее обширна система виртуальных объектов, позволяющих отрабатывать у школьников умения и навыки в решении физических задач, соответствующие мультимедийные тренажеры и манипулятивные тесты по решению физических задач способствуют быстрому совершенствованию учебных умений школьников.

Динамические манипулятивные модели виртуальной среды (модели объектов и процессов природы, технических объектов и технологических процессов), собственно моделирующих предметные среды позволяют организовывать исследовательскую и творческую проектную деятельность учащихся по предмету.

Формы и жанры электронных учебных изданий по физике В области естественнонаучного образования представляется рациональным различать следующие разновидности форм и жанров программно – педагогического обеспечения процесса обучения.

1. Электронные копии бумажных учебных изданий (учебников и учебных пособий, хрестоматий, дидактических материалов и.т.п.), учебных аудио-видеоматериалов.

2. Программно-педагогические средства (ППС), разработанные на основе мультимедийного инструментария виртуальной среды. К настоящему времени сформировалась некоторая система жанров ППС:

· Электронные энциклопедии;

· Энциклопедические словари и справочники;

· Электронные каталоги и электронные коллекции (рисунков, фотоиллюстраций, моделей, видеоматериалов, таблиц, схем, опорных конспектов, тематических презентаций, аппретов и т.п.)

· Электронные библиотеки (т.е. каталоги и соответствующие им коллекции);

· Интерактивное учебное видео;

· Электронные учебники и задачники;

· Интерактивные обучающие среды (ILE-Interactive Learning Environment), предусматривающие использование комплекса средств педагогического воздействия (среды-сценарии, моделирующие среды);

· Электроныые учебные занятия (лекции, уроки, лабораторные работы, экскурсии и т.п.);

· Электронные репетиторы и тренажеры;

· Электронные музеи;

· Электронные дидактические игры;

· Электронные экспертные системы учебных достижений (например, электронные тесты);

· Электронные экспертные обучающие системы, моделирующие деятельность экспертов по решению задач различной сложности из определенной предметной области и обеспечивающие ответ на конкретный запрос пользователя;

Перечень электронных учебных изданий по физике достаточно широк и насчитывает несколько десятков наименований.

Наиболее популярные ЭУИ по физике приведены ниже:

· Физикон. Открытая физика: в 2-ч./Под.ред. С.М,Козелла М.:ООО”Физикон”,2002 (http://www.physicon.ru/)

· 1C Образование 3.0. Образовательный комплекс: Библиотека электронных наглядных пособий ”Физика (7-11классы)” (CD)/ Н.К.Ханнанов, Д.В.Баяндин М.:Лаборатория физики и астрономии ИОСО РАО; Дрофа, 2004 (http://www.1c.ru/)

· Боревский Л.Я. Курс физики XXI века. Полная теория в иллюстрациях+210 моделей. МедиаХауз, 2003 (http://www.media-house.ru/)

· Физикус: обучение с приключением(от 9 до 16 лет) МедиаХауз, 2003 (http://www.mediahouse.ru/)

· Видеозадачи по физике: в 4-ч./А.И. Фишман, А.И. Скворцов Р.В. Даминов; Казанский государственный университет NMG (http://www.nmg.ru/)

· Физика. Обучающая программа для 9-11 классов СПб.: ТПО ”Северный очаг”, 2003 (http://www.umsolver.com/)

· Виртуальная физика “STRATUM2000” /Д.В. Баяндин, О.И. Мухин; РЦИ Перм.гос тех.ун-тет., Пермь 2002 (http://www.stratum.ac.ru/)

· Репетитор по физике КиМ. М.:Кирилл и Мефодий, 2002 (http://km.ru/)

· Активная физика (Pi-Logic Research Group) (http://cacedu.unibel.by/)

· Дракоша: Занимательная физика. Медиа-Сервис, 2000 (http://www.media2000.ru/)

Использование ИиКТ в учебных процессах по предмету «Русский язык»

Обучение русскому языку в школе призвано решать три равные по значимости задачи:

· обучение грамотной письменной речи в соответствии с правилами орфографии и пунктуации,

· развитие речи (формирование умения развернуть письменный или устный монолог в соответствии с требованиями коммуникативной ситуации и проинтерпретировать речевое сообщение собеседника),

· формирование системы лингвистических знаний (знакомство с терминологией и системой понятий).

Единство трех задач обучения родному языку приводит к тому, что урок русского языка по определению включает разнообразные виды учебных действий, необходимые для развития грамотной устной и письменной речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.