Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданское общество. Отстаивая интересы каждого человека, входящего в сословие и ограждая его достоинство, сословное общество тем самым готовит формирование общества гражданского

Отстаивая интересы каждого человека, входящего в сословие и ограждая его достоинство, сословное общество тем самым готовит формирование общества гражданского. Гражданское общество (с которым жестко связаны демократии античные, позднесредневековые, демократии XIX века) впервые наиболее четко ставит вопрос о служебном отношении государства к обществу. В этом его колоссальная заслуга. Оно наилучшим образом из всех систем защищает интересы граждан. В этом можно не сомневаться.

Ранние гражданские общества были все еще сословными. Например, гражданское общество Западной Европы складывается в городских коммунах, в городской среде, а это сословная и очень корпоративная среда (сословная — потому что сословие горожан, а корпоративная, потому что средневековый город жестко организован в цехи и гильдии).

Разумеется, гражданское общество может перестать быть сословным. Оно также может изначально формироваться не как сословное, но тогда с самого начала строителям гражданского общества необходимо уделять максимум внимания развитию корпораций, то есть структурированию общества.

Рассмотрим еще два примера гражданских обществ, формируемых уже развитым сословным обществом — Элладу и Рим.

Древние эллины — этнос, сложившийся, видимо, в IX веке до нашей эры. Их предками были ахейцы — победители Трои. Именно о них писал Гомер (у него слова «эллин» нет нигде). Начинают эллины свою историю с уже развитой аристократией (известно, что ранний эллинский мир, как и ахейский, был весьма аристократичен). Следовательно, у эллинов уже в тот момент существует элемент сословности.

Эллины формируют полисы (города-государства) и полисные отношения. Очень многие полисы имеют и свои собственные сословные структуры. Так, Плутарх рассказывает о великом афинском основателе царе Тесее, создателе трех сословий — аристократов (эвпатридов), землевладельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов).

Полис — единственная форма государственного устройства, в которой соглашается жить эллин, и его единственная среда обитания. Полису была полностью подчинена и хора (сельская область), являвшаяся системой его жизнеобеспечения. Мир для эллина замыкается в полисе. Таким образом, в полисе не может не сформироваться гражданское общество (вспомним, что на латыни «civitas» означает «город», а «civilis» — «гражданский»). Эллинская демократия — демократия чисто городская. (Такая же демократия через много веков сложится в западноевропейской городской коммуне.)

Идеал эллинского мира был весьма социален. Про кого говорили «прекрасные и доблестные»? Кто был образцом поведения для древнего грека? Такой человек должен был быть исправным полисным гражданином (то есть принимать активное участие в политической жизни), гоплитом (то есть тяжеловооруженным ополченцем фаланги), атлетом (это очень ценилось) и, наконец, театралом (нехождение в театр вызывало серьезные подозрения в неблагонадежности). Кстати, если устранить проблему языкового барьера, в Древнем Риме наш современник выжил бы вполне, а в Древней Греции с ее жесткостью социального уклада и две недели не продержался его бы подвергли остракизму за бесстыжее нехождение в театр! Так сословное общество порождает гражданское, например, в виде классической афинской демократии.

Весьма много в принципы гражданского общества вложено также римлянами. Римляне в начале своего государственного существования представляли собой патриархальное общество и, пожалуй, дольше любого известного исследователям этноса сохраняли значительные элементы патриархальности в укладе жизни. Важную роль в их религиозной жизни играло почитание домашних богов (ларов и пенатов) и душ предков. В атриуме (главном помещении римского дома) всегда находился алтарь домашних божеств, а жрецом являлся глава семьи (pater familias). Он же был судьей своих домочадцев, выполняя таким образом в доме функции римского магистрата. В силу всех этих факторов семья оказалась основным субъектом права, а римляне первым народом, у которого семейные ценности были выше общественных, а частная жизнь выше государственной. Образцовый римлянин, в отличие от грека, должен был вести себя, как «добрый отец семейства». Оттуда и замечательная чисто римская добродетель — дисциплина (то есть понимание своего долга, от латинского глагола discere — понимаю).

Нормы римского гражданского права (corpus jus civilis) были распространены в пределах империи, а с веками и по всему земному шару. Но самым существенным вкладом римской культуры в формирование гражданского общества следует признать распространение римского гражданства за пределы Рима, за пределы полисных границ.

И, наконец, на наших глазах стали появляться указания, что гражданское общество закончило свое историческое существование, что оно более не существует. Что же должно заменить собою гражданские общества, которым обязаны своим возникновением западные демократии? Оказывается, гражданское общество повсеместно заменяется массовым обществом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общества сословные и сословно-представительные | Лекция №1. Понятие системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.