Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этиология неврозов

Это заболевание по своей природе полиэтиологично. Чисто схематически можно предста­вить несколько основных главных причин (факторов) их развития.

1) К биологическим причинам относят генетическую предрасполо­женность, особенности конституции, пола (больше страдают женщины) и возраста (у детей и стариков чаще).

2) ха­рактер и психофизиологические свойства личности могут при неблагоприятных усло­виях служить основой для возникновения неврозов. Так для заболевших неврастени­ей до заболевания характерны: повышенная ответственность и добросовестность в соче­тании с большой ранимостью к критике со стороны окружающих. В анамнезе больных истерией часто отмечается чувство завышенной само­оценки, эгоистичность, эгоцентричность, высокая степень внушаемости и самовнуша­емости. Для лиц, больных неврозом навяз­чивых состояний, характерна неуверен­ность в своих силах и отсутствие в характе­ре таких черт как активность и целенаправ­ленность в сочетании с большой мнительно­стью и впечатлительностью.

3) Определенное значение для заболевания неврозами играет психическая травма, пе­ренесенная в детстве (потери близких лю­дей, разлад в семье, школьные психологиче­ские травмы).

4) Имеет значение всевозможные ятрогении, в которых, как правило, сочетаются два фактора - неправильное поведение врача, высказывающего в присутствии па­циента излишние откровенные, а иногда и неправильно понимаемые последним сведе­ния о симптоматике заболевания или диа­гнозе, а также особенности личности боль­ного (мнительность, повышенная внушае­мость, ипохондричность и др.). Ятрогения редко бывает основной причи­ной невроза, чаще выступая как провоцирующий фактор.

5) социально-психологические факто­ры. З.Фрейд и его последователи совершенно справедливо указывали на то, что именно в детском возра­сте, в особенностях семейного и, в том числе сексуального воспитания, могут формиро­ваться определенные предпосылки, которые в дальнейшем под влиянием реальных жизнен­ных обстоятельств становятся причинами возникновения неврозов.

6) В развитии неврозов значительную роль играет переутомление, то есть перенапря­жение возбудительного и тормозного про­цессов.

Типовые изменения нервных процессов при неврозах.

Для всех видов неврозов характерны некоторые типовые изменения процессов, протекающих в клетках ЦНС. Выделено шесть состояний ответных реакций ЦНС на раздражители, которые Павлов назвал фазовыми.

1) Уравнительная фаза. В этом случае и сильный, и слабый раздражители вызывают одинаковую ответную реакцию. Она развивается в связи с тем, что нервные клетки, воспринимающие более сильные раздражения, быстрее истощаются и затормаживаются, чем клетки, воспринимающие более слабые раздражения.

2) Наркотическая фаза. В физиологичес­ких условиях она характерна для засыпания и пробуждения, а при хирургических опера­циях - для входа в наркоз и выхода из него. При этом сначала выключаются реакции на слабые, затем на средние, а потом - и на сильные раздражители. Восстановление ре­акции идет в обратной последовательности.

3) Фаза средних раздражителей. В этой фазе нервная система отвечает реакцией только на раздражители средней силы. На слабые раздражители реакция отсутствует, так как резко повышен порог возбудимости, а на сильные - потому, что клетки централь­ной нервной системы настолько истощены, что сильный раздражитель вызывает разви­тие запредельного торможения.

4) Парадоксальная фаза. При этом сильный раздражитель вызывает слабую реакцию, а слабый - сильную. Это связано с тем, что нервные клетки находятся на грани полного истощения. Слабый раздражитель способен вызвать реакцию, реализующуюся по прин­ципу «все или ничего», а при сильном раз­дражении развивается состояние глубокого торможения.

5) Ультрапарадоксальная фаза. Положительный раздражитель в эту фазу вызывает тормоз­ную реакцию, а тормозной – положитель­ную. В эту фазу резко истощены оба процес­са – и возбуждение и торможение. При воз­действии положительного раздражителя пе­ренапрягается возбудительный процесс и развивается разлитое торможение, при воздействии отрицательного раздражителя пе­ренапрягается тормозной процесс и «растор­маживается» возбудительный

6) Тормозная фаза. Она характеризуется полным истощением клеток коры головного мозга и отсутствием реакции на любой раз­дражитель.

К важным признакам неврозов относится нарушение условно-рефлекторной дея­тельности.

Соматические проявления неврозов. Со стороны пищевари­тельной системы это может выражаться в на­рушениях аппетита, секреторной и моторной функций желудка, дискенезии желчевыводящих путей. Со стороны сердечно-сосуди­стой системы - стенокардия, гипертони­ческая болезнь, атеросклероз.

Зачастую неврозы сопровождаются нару­шением трофики тканей и обменных про­цессов. Эти изменения могут выражаться в виде дистрофических повреждений кожи, об­лысения, экземы, атрофии или гипертрофии слизистых оболочек, трофических язв и т. д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Патофизиологические принципы обезболивания | Клинические формы неврозов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.