Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция xVI. Политические и экономические реформы 1985 - 1991 гг




1.Экономическое содержание "перестройки".

В первой половине 80-х годов застойные явления в экономике стали перерастать в предкризисные. В ноябре 1982 года на 76-м году жизни скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, занимавший этот пост с 1964 года (с 1964 по 1966 г. - Первый секретарь ЦК КПСС). Сменивший его Ю.В.Андропов, бывший председатель Комитета государственной безопасности (КГБ), сделал попытку укрепить управленческую и трудовую дисциплину, обновить кадры. За пятнадцать месяцев его руководства было сменено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов. Несколько оживилась экономика, повысилась дисциплина. Однако попытка усилить командные рычаги не смогла оказать должного воздействия. После смерти Ю.В.Андропова 6 февраля 1984 года Генеральным секретарем был избран 73-летний К.У.Черненко, который спустя год скончался, не внеся ничего заметного в политику государства. В марте 1985 года на пост руководителя партии был избран 54-летний секретарь ЦК по сельскому хозяйству М.С.Горбачев, с именем которого связан новый этап в жизни Советского государства, получивший название "перестройки" и положивший начало глубоким, коренным изменениям всего состояния советского и российского общества.

Период "перестройки" можно разделить на два этапа: 1) 1985-1988 гг. - попытка добиться "ускорения" социально экономического развития на основе сохранения административно-командной системы управления. 2) 1989-1991 гг.- реформа политической системы общества при отказе коммунистической партии от руководящей роли, введение элементов рыночной экономики.

К середине 1991 года ситуация ознаменовалась глубоким политическим кризисом, попыткой введения чрезвычайного положения в стране ("путч" августа 1991 г.), роспуском КПСС и вступлением государства в новый исторический период.

В начале 1985 года новое руководство партии выбрало курс на радикальную реформу экономики. В основу экономической политики была положена концепция " ускорения социально-экономического развития страны " выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.), Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 - 2,5 раза. Стратегия "ускорения" была основана на всемерной интенсификации производства на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда.

Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд "кампаний". Основными из них были: антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация человеческого фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, была объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вырубались виноградники. В итоге антиалкогольной кампании производство винно-водочных изделий значительно сократилось. Жители стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено 160 млн. декалитров.

Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно: - была подорвана экономическая база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др;- увеличились потери рабочего времени в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками;- участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей;- значительно сократились поступления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию.

Впервые после войны был включен денежный станок.

В результате подобного рода кампаний государственный финансово-кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные проявления стали возрастать. Общие показатели народнохозяйственной деятельности продолжали оставаться низкими. Это означало, что концепция "ускорения" фактически провалилась. Начались поиски иных путей реформирования. В июне 1987 года Пленумом ЦК КПСС были приняты "Основные положения коренной перестройки управления экономикой". Тем самым политическое руководство сделало упор на изменение системы управления народным хозяйством. Поскольку управление огромной 300-млн. страной с сотнями тысяч предприятий из одного центра представлялось затруднительным, был определен путь предоставления самостоятельности предприятиям.

Принятый закон "О государственном предприятии (объединении)" существенно расширил права предприятий, предоставил им полный хозрасчет, самоокупаемость и самоуправление. Директивный государственный план был заменен госзаказом. Был принят также закон "О кооперации", который стимулировал развитие кооперативных форм в сфере производства и обслуживания, предоставлял возможность возникшим кооперативам получения значительных субсидий из государственной казны.

В условиях господства государственной экономической системы без налаженного рыночного механизма такие меры могли привести лишь к негативным последствиям, что не замедлило сказаться. Новые кооперативы, не имевшие первоначального капитала из-за отсутствия соответствующих социальных слоев в советском обществе, получили огромные финансовые кредиты, которые не дали сиюминутной прибыли, а лишь способствовали оттоку денежных средств из бюджета и стимулировали инфляцию. Тем более, что налог на кооперативы был установлен в размере всего лишь 3 процентов.

Расширение прав предприятий сразу же привело к повышению заработной платы при минимальном росте выпуска продукции. В 1990 году эмиссия наличных денег по сравнению с 1989 годом возросла в 1,5 раза. В результате с 1988 года разбалансировка народного хозяйства стала приобретать кризисные черты, которые проявились в глубоком расстройстве финансовой системы, возрастающем дефиците бюджета, усиливающейся инфляции, процветании теневого рынка, нехватке потребительских товаров. С лета 1989 года острота экономических проблем усугубилась серией забастовок на шахтах основных угольных бассейнов и осенью в Воркуте. Ухудшение условий труда, продовольственного снабжения вызвало взрыв недовольства.

Принятый осенью 1988 года закон о порядке разрешения трудовых конфликтов не дал результатов. Складывающаяся обстановка требовала новых подходов. В 1989 - 1991 гг. в основу стратегии преобразования хозяйственного механизма закладывается идея его построения по рыночным принципам. В конце 1989 года правительство продолжило свою программу перехода к "планово-рыночной экономике", рассчитанную на 6 лет. На первом этапе (1990-1992 гг.) должен был осуществиться комплекс чрезвычайных мер. Предполагалось использовать как директивные методы управления, так и экономические рычаги, роль которых постепенно должна была возрастать. На втором этапе (1993-1995 гг.) ведущее место отводилось экономическим методам руководства.

Помимо правительственной, был ряд альтернативных программ, в том числе программа межрегиональной депутатской группы Верховного Совета, которая предлагала более радикальные меры, ускоренный переход к рыночной экономике. Для нормализации потребительского рынка и обеспечения социальной защищенности трудящихся предлагалось создать два сектора на рынке: 1. Ввести карточки и обеспечить всех необходимым минимумом продуктов и товаров по низким ценам. 2. Свободный рынок (коммерческие цены), который должен был постепенно расширяться.

Съезд народных депутатов СССР утвердил правительственную программу. Однако уже через несколько месяцев стало ясно, что она не действует. Положение на потребительском рынке усложнилось. В сложившейся обстановке правительство срочно приступило к подготовке целого пакета законопроектов с целью ускорить переход к регулируемой рыночной экономике.

На третьей сессии Верховного Совета СССР правительство выступило с новой программой осуществления экономических реформ (докладчик Н.И.Рыжков), в которой намечалось резкое повышение цен на продукты (на хлеб в три раза) и на промышленные товары с частичной компенсацией.

В июле 1990 года состоялась встреча Президента СССР М.С.Горбачева и Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина, на которой была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы. Была создана комиссия под руководством академика С.С.Шаталина и заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Г.Я.Явлинского.

Таким образом, разработкой программы перехода к рыночной экономике одновременно занимались две комиссии: правительственная и Шаталина - Явлинского. Комиссия Шаталина Явлинского подготовила общесоюзную "Программу 500 дней". В ее разработке принимали участие представители почти всех союзных республик. В чем ее суть? В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. Авторы программы расписали по периодам - какие меры должны быть осуществлены в течении каждого из них. Это давало возможность осуществлять постепенный контроль за выполнением программы. В ней были также обстоятельно проработаны такие вопросы как разгосударствление и приватизация экономики, вопросы структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, социальной защиты населения и т.д.

В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года. Затем эта программа была представлена на Верховный Совет СССР. Одновременно был заслушан доклад Председателя Совета Министров Н.И.Рыжкова о правительственной программе.

Обсуждение на сессии не привело к принятию ни той, ни другой программы. Было решено выработать единый компромиссный вариант, хотя эти программы были концептуально несовместимы. В октябре 1990 года Верховный Совет СССР утвердил новый вариант президентской Программы "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике". Многие специалисты оценили ее как скорее документ политический, чем экономический: она носила общий неконкретный характер, не указывала сроки осуществления тех или иных мер. В отличие от " Программы 500 дней " предусматривались более медленные темпы приватизации. В президентскую программу не вошли наиболее радикальные предложения шаталинской группы. Президентская программа по существу фактически блокировала выполнение "Программы 500 дней", что вызвало конфликт между Центром и Россией.

Однако в 1991 году разразился экономический кризис., который принял комплексный характер, затрагивая политическую и межнациональную сферу. В 1990 году, впервые за послевоенный период, валовый национальный продукт снизился на 2 процента по сравнению с предыдущим годом, национальный доход - на 4 процента. В 1991 году положение еще более усугубилось. Падение производства в 1991 году в процентах к 1990 году составило по продукции промышленности - 6,2, сельского хозяйства - 11. валовый национальный продукт снизился на 10 процентов. Добыча нефти упала до уровня середины 70-х годов, угля - до уровня начала 70-х годов. Инфляция переросла в гиперинфляцию и составила 145 процентов в 1991 году.

Таким образом, пятилетний эксперимент на базе планово-государственного хозяйства и командных методов руководства оказался неудачным. Более того, недостаточно глубокий анализ причин спада и застойных явлений, недооценка происшедших качественных изменений в международной политике и структурных сдвигов в экономическом механизме, расчет на волевые воздействия со стороны руководства и проведение непродуманных до конца экспериментов привели к глубокому экономическому, а также политическому и межнациональному кризису.

Неэффективность принимаемых мер приводила к выводу о необходимости коренной перестройки политического механизма, что проявилось в реформе политической системы советского общества.

 

 

2. Политические преобразования в период "перестройки".

Изменения в области экономической жизни, необходимость реформирования вместе с ухудшением положения народа вызвали к жизни волну критики. Сверхцентрализованному общественно политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация затронула идеологию, культуру и политику. Поиск альтернативных решений в процессе развития приводил к критике существующих партийно-государственных устоев и прошлой истории. Обстановка гласности позволяла узнавать о трагических страницах прошлого, о коррупции и взяточничестве в верхних эшелонах власти. Количество осужденных оказалось сопоставимо с периодом 30-х годов, то есть годами политических репрессий.

К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологической борьбы. В печати выдвигались непримиримые политические позиции от официально-консервативных до антисоветизма и национализма. Широкое распространение получил антикоммунизм. Идейные шатания охватили и политическое руководство. Менялось отношение людей к религии, к западным духовным ценностям.

В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве происходит раскол. М.С.Горбачев, А.Н.Яковлев и некоторые другие пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии, отмене конституционных гарантий этой роли. В июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С.Горбачева на XIX партийной конференции. Конференция провозгласила задачу построения правового демократического государства. Были определены основные направления политической реформы: - отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе; - формирование Советов на альтернативной демократической основе и утверждение их полновластия; - демократизация органов государственной власти; - расширение гласности и плюрализм в идеологической сфере; - перестройка национальных отношений на демократической основе.

Положения конференции не были единодушно восприняты в самой партии. В январе 1989 года на Пленуме ЦК была отправлена "в отставку" третья часть Центрального Комитета, не согласная с решениями конференции. Значительно увеличился выход из рядов партии. Если в 1989 году ряды КПСС покинуло 140 тыс. человек, то в 1990 году - 2,7 млн. человек. Из КПСС вышла большая часть состава компартий Литвы, Латвии и Эстонии, организовав самостоятельные партии социал-демократической ориентации. Компартии Грузии, Армении, Молдовы фактически прекратили свое существование. Последний XXVIII съезд КПСС (1990 г.) показал неспособность партии оказывать определяющее влияние на жизнь страны.

После XIX партконференции были приняты законы, сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы. В их числе закон "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР", который ликвидировал статью 6 о руководящей роли КПСС, а также закон "О выборах народных депутатов", утвердивший выборы депутатов Советов на альтернативной основе. Подлежали изменению высшие органы государственной власти. Верховным представительным органом власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал двухпалатный Верховный Совет, действующий постоянно. Вводился пост Председателя Верховного Совета СССР. Создавался Комитет конституционного надзора.

В марте 1989 года состоялись первые в истории Советской власти альтернативные выборы. На I и II съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III съезд (март 1990 г.) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С.Горбачев. Введение президентского правления явилось мерой к укреплению расшатывающейся политической системы.

Отмена 6-ой статьи Конституции СССР способствовала активизации деятельности новых политических партий. Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя "Демократический союз" в мае 1988 года. С апреля 1988 года возникают Народные фронты, первые национальные организации, носившие массовый характер: "Народный фронт Эстонии", "Народный фронт Латвии", "Саюдис" (Латвия). Позже аналогичные организации возникли во всех союзных и автономных республиках. 1989 год стал годом появления многих партий. Вновь образованные партии отражали все ведущие направления политической жизни. Ультралиберальное направление представлял "Демсоюз", выступающий за смену модели общественного развития. Первыми представителями либерального направления стали "Демократическая партия Советского Союза", "Демократическая партия", "Либерально-демократическая партия" и три конституционно-демократические партии. В мае 1990 года оформилась крупнейшая партия либерального лагеря - "Демократическая партия России", а в ноябре - "Республиканская партия Российской Федерации". В октябре 1990 года на базе движения избирателей "Демократическая Россия" (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 года), оформилась одноименная массовая общественно-политическая организация, объединившая партии, общественные организации и движения либеральной направленности.

Социал-демократическое направление было представлено двумя основными организациями: "Социал-демократической ассоциацией" и "Социал-демократической партией России". В июне 1990 года была основана "Социалистическая партия". Анархистское направление нашло отражение в деятельности "Конференции анархо-синдикалистов" и "Анархо-коммунистического революционного союза". Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.

Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу- КПСС. В 1990 - нач. 1991 г. в ней обозначились пять направлений: социал-демократическое, "Демократическое движение коммунистов", центристское, "Марксистская платформа в КПСС", традиционалистское. Каждое из них предлагало свой вариант реформ. На базе КПСС были созданы партии социалистическое направленности (Народная партия свободной России, Социалистическая партия трудящихся), прокоммунистической ориентации (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия).

С осени 1990 года началось формирование политических партий, выступающих с позиций праворадикального переустройства общества: Русская национал-демократическая партия и др. Особняком держались организации российского государственного традиционализма (монархисты) и революционно-социалистического традиционализма, группа "Единство" и др.

Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское христианско-демократическое движение, Исламское возрождение. При все многообразии партий и движений в центре политической борьбы оказалось два направления коммунистическое и либеральное. Либералы (демократы) выступали сторонниками коренных реформ, а коммунисты - сохранения старого строя.

Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося положения. Их возникновение показывало, что прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис. Явственно обозначились три тенденции общественно-политического развития: а) реформаторско-демократическая.. Представленная партиями демократической направленности эта тенденция отражала стремление к обществу западно-европейского образца с его демократическими институтами и свободами и рыночно-капиталистической экономикой. б) национально-патриотическая.. Эта тенденция проявлялась в многонациональной стране и выражалась в образовании националистических партий и движений, в том числе русских. Этому способствовали религиозные, региональные и культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями в условиях экономического и политического кризиса. в) традиционно-коммунистическая.. Сформированный десятилетиями социалистический образ жизни со многими элементами коммунистического распределения, сохранения остатков почти 20 миллионной Коммунистической партии и 1,5 миллионного партийного аппарата способствовали проявлению данной тенденции.

Таким образом, пятилетка "перестройки" привела к глубоким изменениям политической надстройки на основе многопартийности, плюрализма и вызвала с неизбежностью острую политическую борьбу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.