КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы исторического исследования
История выполняет несколько социально значимых функций. Познавательная функция состоит в конкретном изучении исторического пути России и её народов, в теоретическом обобщении исторических фактов и событий, произошедших в России. В научном языке слово «история» часто употребляется как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах его развития. Практически- рекомендательная функция состоит в том, что история вообще, и история России в частности, выявляя закономерности развития общества, помогает выработать научно- обоснованный курс внешней и внутренней политики, жизни страны, международных отношений, направлять деятельность исторических личностей и политических партий. Воспитательная функция – играет важнейшую роль в формировании научного мировоззрения, в познании законов развития человеческого общества. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы развития. История опирается на факты: объективные события прошлого, а факты мы получаем из различных источников. Различают: - материальные источники (вещественные), или памятники деятельности человека (орудия труда, предметы быта, оружие и т.д.; - письменные источники: летописи, законодательные акты, воспоминания); - фольклорные источники; - лингвистические источники; - изобразительные источники (графические, художественные); - фонетические источники (кино-, фото-, аудио-, видеоматериалы). Никакой источник, сам по себе, не может дать оценку прошлого. Он только воспроизводит или помогает реконструировать исторический фак, истину. Лишь историк, на основе изучения различных по происхождению источников, устанавливает правдивость информации, т.е. воссоздаёт реальную картину прошлого, интерпретирует, поясняет её. А так как у каждого исследователя существует своя научная концепция, своё видение истории, то факты получают разную оценку и истолкование. Так вырабатываются теоретические концепции или подходы к изучению истории.
Исторический метод – это способ изучения исторических закономерностей через конкретные их проявления: через исторические факты, способы извлечения из фактов новых знаний. Методы исследования исторической науки делятся на следующие группы. 1.3.1. Общенаучные методы исторического исследования: - логический – установление причинно- следственных связей между явлениями, что позволяет расставить события в логическом порядке и выводить один факт из другого; - классификация – группировка фактов по определ1нным признакам и критериям; - историзм – рассмотрение явлений не изолированно, а с учётом предыдущих и последующих событий; - анализ и синтез – разложение изучаемого процесса на составляющие части и соединение новых составных частей в новое целое. 1.3.2. Социально- исторические методы исследования: - хронологический – изложение событий в той последовательности, в которой они происходили; при изучении истории России используют следующие хронологические методы: - собственно хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются в строгом хронологическом порядке; - хронологически- проблемный, предусматривает изучение истории по периодам, а внутри них – по проблемам; - проблемно- хронологический, изучающий какую- либо одну сторону жизни и деятельности государства в её последовательном, хронологическом развитии; - значительно реже, но применяется синхронический метод, позволяющий установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и тоже время в разных местах России или её регионах. - сравнительно- исторический – выделение исторических событий в одной или нескольких странах и сравнение их по разным параметрам; - историческое моделирование – создание теоретической модели для объяснения важнейших процессов в определённом обществе.
Историки пользуются результатами практически всех гуманитарных наук (дисциплин): географии, экономики, религиоведения. Особо выделяются вспомогательные исторические дисциплины, которые занимаются изучением материальных источников: палеография (изучает материал и орудия письма, изменения в графике, систему принятых сокращений в письме), геральдика (гербы и их символика), сфрагистика (печати, надписи на них, материал, эпоха изготовления, характер использования), нумизматика (исследование монет), хронология и метрология (изучает календари, систему расчётов и мер), источниковедение (изучает исторические документы для установления времени и места их создания, авторство, цели написания, достоверности), историграфия (от греческого «История» - разведывание, исследование прошлого; и «Графо» - пишу. Этим термином часто называют историческую литературу, имея в виду не только содержание, но и авторство).
1.4. Общая задача дисциплины «История единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО)»: изучение истоков зарождения, развития и совершенствования национальной системы гражданской защиты. Главная задача обучения: формирование у обучаемых высоких морально-боевых, профессиональных и патриотических качеств, необходимых будущим специалистам в области техносферной безопасности (безопасности жизнедеятельности); ознакомление студентов с историческими предпосылками возникновения чрезвычайных ситуаций в войнах за свободу и национальные интересы России; обоснование исторической важности создания Государственной спасательной службы в нашей стране; создание научно-информационной основы для организации и проведения выпускниками специально- исторической работы в соответствии с приказом Министра МЧС № 734 от 21.12.1998 г. (см. Приложение).
Изучать подвиги прошлого не имеет смысла без твердой веры в будущее. В этом, отнюдь не новом изречении, заключена истина, во многом обусловливающая необходимость изучения истории в учебных заведениях, готовящих специалистов в области гражданской защиты. История государства Российского - это вместе с тем и история его защиты, в том числе и вооруженной защиты. Общеизвестно, что значение истории в учебном процессе определяется, прежде всего, её огромными познавательными возможностями. Для специалиста гражданской защиты знание специальной истории составляет существенную сторону его общей и профессиональной подготовленности, неотъемлемую часть общекультурного развития. Необходимость изучения специальной истории вытекает из той роли, которую исторический опыт играет в развитии всех областей современного военного дела. Специальные исторические знания занимают особое место в формировании личностных, прежде всего, морально-боевых качеств будущих специалистов гражданской защиты. Они активно помогают студентам утвердиться в убеждении, что избранный ими путь самоотверженного служения своему народу - путь верный и необходимый Отечеству. Изучение опыта оборонительного (защитного, в том числе и военного) строительства России, организации и осуществления её защиты может и должен стать неисчерпаемым источником исторического оптимизма будущих специалистов. История свидетельствует, что в лучшие для духовного взлета Отечества времена и в наиболее мрачные для него годы самые благородные силы нации собирались в армии и других силовых структурах. Понимание этого позволяет формировать у будущих специалистов тот мужественный идеализм в служении Отечеству, который традиционно был присущ лучшим представителям корпуса защитников нашей Родины на всех этапах её истории. Именно это качество, базирующееся на знании специальной и военной истории, позволит успешно противостоять любым попыткам дезориентации, дезинформации, шантажа и шельмования в целях деформации сознания и измены долгу специалиста- защитника Родины, как это нередко происходило сравнительно недавно вокруг нашей армии и флота. В повседневной творческой деятельности специалиста гражданской защиты всё более важное значение приобретает его умение правильно ориентироваться в основных направлениях развития системы гражданской защиты и умело использовать все возможности новейших средств и способов защиты для успешного выполнения поставленных задач. Практика свидетельствует, что сложные и ответственные задачи по обучению и воспитанию подчиненных, по поддержанию высокой боевой готовности и боеспособности органов управления, сил и средств гражданской защиты требуют от специалистов правильного понимания законов общественного развития, знания сущности и содержания современных проблем гражданской защиты, умения глубоко разбираться в диалектике её форм, средств и способов. Сложность и специфичность функциональных обязанностей, выполняемых специалистами гражданской защиты, как и особая ответственность, возлагаемая на них при высших степенях готовности и режимах функционирования предъявляют повышенные требования и к их морально-боевым и профессиональным качествам. Формирование этих качеств может быть успешным только при наличии у обучаемых прочной мировоззренческой основы, в создании которой специальная историческая подготовка представляет особенно благоприятные возможности. В частности, активным способом влияния на формирование научного мировоззрения обучаемых является раскрытие перед ними содержания основных методологических проблем истории гражданской защиты. К таким проблемам прежде всего следует отнести определение объекта и предмета, структуры, функций и границ истории ГЗ, анализ общих свойств её предмета, её соотношение с другими общественными и специальными науками, характеристику принципов взаимных связей отдельных частей и сторон исторической науки, рассмотрение их субординации и координации, раскрытие содержания, закономерностей и общих положений истории ГЗ, а также их роли по отношению к её особенным и частным положениям. Раскрытие проблем истории гражданской защиты в сочетании со структурой военно-исторической науки способствует формированию научного мировоззрения студентов. В частности, закрепляемое разграничение двух областей исторических знаний и выяснение при этом их взаимосвязи и соотношения способствуют глубокому раскрытию характера, содержания не только гражданской защиты, но и вооруженной борьбы, войны в целом, помогают правильно понять их законы и отдельные специфические стороны, уяснить принципы, категории и понятийный аппарат. Таким образом, создаётся возможность для раскрытия и углубленного понимания соответствия законов материалистической диалектики реальным причинно- следственным связям природы и общества. Этим самым уже при первом знакомстве с предметом исторической подготовки происходит закрепление и развитие тех основополагающих принципов мировоззрения защитника Родины, содержание которых излагалось в процессе изучения общественных дисциплин еще на предыдущих ступенях обучения (в школе и ВУЗе). Создаётся возможность изучить все конкретные формы, в которых могут проявляться основные законы материалистической диалектики, выступающие универсальной всеобщей связью как в войне, так и в любой чрезвычайной ситуации, а также в условиях обеспечения техносферной безопасности. Представляется возможность категории материалистической диалектики, являющиеся понятиями предельной степени общности, наполнить конкретным содержанием – знанием о развитии явлений и процессов гражданской защиты и техносферной безопасности. Следовательно, при достаточно высокой познавательной активности студентов и необходимой глубине изучения дисциплины возможно достаточно глубокое формирование единой категориальной системы научного мышления специалиста гражданской защиты. Это позволит развивать творческие способности, научиться правильному объективному подходу к анализу внутренней структуры системы защиты, как в условиях военного времени, так и при чрезвычайных ситуациях, к выявлению специфики применения различных средств и способов защиты и обеспечения безопасности в конкретных исторических условиях, к поискам способов предотвращения и ликвидации последствий ЧС. Опыт показывает, что использование возможностей истории для формирования научного мировоззрения будущих специалистов, начавшись с первой лекции, может быть успешно продолжено в ходе изучения дисциплины. На первом, начальном этапе, это проявляется в упорядочении, систематизации имеющихся отдельных понятий и представлений, носящих мировоззренческий характер. Постепенно, в ходе учебных занятий и самостоятельной работы, может и должно произойти количественное накопление сведений, образующих основу профессионального мышления специалиста. В конечном счете формируются именно те интеллектуальные умения и навыки, которые свидетельствуют о зрелости и прочности мировоззренческих позиций специалиста. Исключительно важную роль историческая подготовка играет в формировании политического (государственного) мышления специалиста. Прошлое, запечатленное на страницах истории, по существу является важным элементом нашего мировоззрения, позволяющего определить правильную позицию по самым жгучим проблемам современности. Передовые умы человечества во все времена отмечали, что знание истории не отягощает память, а делает человека более мудрым, способным, опираясь на опыт минувшего, решать проблемы сегодняшнего дня, приподнимать завесу над грядущим. Особенно плодотворной в этом отношении является специальная, в том числе и военная история. Её знание дает каждому возможность задуматься в частности над такими фактами: была Первая мировая война, была Вторая. Удастся ли предотвратить третью – самую немыслимую? Ведь если не поставить надежные барьеры на пути её подготовки и развязывания, то вероятной альтернативой может быть отсутствие будущего для миллиардов людей на земле. Одним из важных факторов предотвращения возможности развязывания новой мировой войны является, как известно, упрочение оборонного могущества государства и повышение готовности Вооруженных Сил к предотвращению, а при необходимости и пресечению агрессии. Опыт истории учит, если в мире возникают трудности, кризисные или предкризисные явления, ухудшение экономического положения, ослабление боеспособности вооруженных сил – сторонники агрессии становятся более жесткими и наглыми. И сегодня, в условиях напряженной внешнеполитической борьбы за поддержание военно-стратегического паритета на постепенно понижающемся уровне, политика предотвращения войны немыслима без поддержания высокой боевой готовности Вооруженных Сил России, их способности к пресечению любых посягательств извне на безопасность государства. При этом, система гражданской защиты (гражданской обороны) страны, как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения, а также принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах. Таким образом, понимание законов исторического развития, умение на основе анализа хода и исхода прошлых войн и чрезвычайных ситуаций делать правильные выводы на будущее приведёт студента к осознанному восприятию важности для сохранения мира той деятельности, которая ожидает его после окончания учёбы. Именно знание истории позволяет студенту до конца оценить значение и взаимосвязь таких понятий, как мир, бдительность и боевая готовность. Основываясь на историческом опыте, они увереннее ориентируются и в современной обстановке, понимая, что если где-то полыхает война, тлеют очаги военных конфликтов, попираются законные права народов, то это грозит не только региональному, но и всеобщему миру чрезвычайными ситуациями глобальных масштабов. Именно история многократно свидетельствует: в случае обострения международной обстановки грани между политической борьбой и военным столкновением могут становиться очень тонкими, хрупкими, неустойчивыми, и в этом случае лишь чрезвычайная бдительность и высочайшая боеготовность смогут уберечь мир от катастрофы. Повышая методологическую вооруженность будущих специалистов специальные исторические знания вместе с тем активно помогают формированию у них высоких морально-боевых и политических качеств, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. Раскрывая героическое прошлое нашего народа, особенно его боевые и трудовые традиции, историческая наука способствует повышению морального духа воинов, специалистов гражданской защиты, воспитанию у них патриотизма, она активно участвует в формировании морально-политического фактора – важнейшей составной части обеспечения безопасности страны. В современных условиях особенно важно подчеркнуть роль исторических знаний в патриотическом воспитании граждан. Для того, чтобы неназойливо и действенно влиять на формирование гражданской государственной сознательности, особенно у молодежи, чтобы правильно и эффективно направлять её воспитание следует помнить, что наиболее уверенно гражданское становление человека происходит тогда, когда оно начинается с истории, с памяти о героическом прошлом Родины. И необходимо постоянно изучать, уметь правдиво и честно представлять славную историю Отечества, истоки мужества и героизма защитников Родины, не обходя трудностей и драматических страниц их деятельности в области гражданской защиты. При этом не забывать, с позиций научной объективности видеть и понимать сколь дорогой ценой приходилось расплачиваться за волюнтаристские ошибки, догматизм в мышлении, за инерцию в практических действиях. Совершенно ясно, что в этом нелегком деле нельзя рассчитывать на успех, если у самого специалиста гражданской защиты будет отсутствовать четкая нравственная позиция, которая единственно может служить надежным компасом, обеспечивающим выбор методов и аргументов для анализа, объяснения и правильной политической оценки событий и фактов отечественной истории. Естественно считать, что формирование такой позиции должно происходить в ходе обучения в ВУЗе. И специальная историческая подготовка студентов в существенной мере призвана обеспечить этот процесс. Таким образом, изучение опыта истории нашей страны позволяет специалистам- профессионалам уверенно находить свое место как в процессе реализации новых концепций гражданской защиты, так и воплощая в жизнь положения современной доктрины защиты и обороны государства. Из сказанного следует, что роль и функции специальной исторической подготовки студентов БГАРФ весьма широки и многообразны. Конкретно, в своей основе они сводятся к следующему: - изучать и осмысливать ту часть общеисторического процесса, которая связана с войнами и чрезвычайными ситуациями военного и мирного времени; - усвоить общественный опыт, имеющий теоретическое и практическое значение для решения защитных, оборонных задач нашего государства, для развития современного военного искусства, теории и практики гражданской защиты; - воспитывать новые поколения дипломированных специалистов- профессионалов, а через них и всех сотрудников нашей службы на героических, патриотических традициях защиты Родины; - активно помогать руководству МЧС России, всех спасательных служб в борьбе против всякого рода антинаучных домыслов, версий и лжетеорий в области истории, против её использования в качестве средства идеологической борьбы; - обеспечивать специалистам- профессионалам возможность правильно понимать современную политику в области оборонного строительства и делать из нее правильные выводы для своей практической работы в системе гражданской защиты.
1.5. Целевая установка и организационно- методические указания по изучению учебной дисциплины «История единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО)». В результате изучения дисциплины обучаемые должны Иметь представление: - об опыте предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время; - о практике использования формирований ГО зарубежных стран и организации международного сотрудничества по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС различного характера; - о содержании миротворческих операций и порядке оказания гуманитарной помощи при участии в них сил и средств МЧС России. Знать: - историю МПВО, ГО, РСЧС на всех этапах их зарождения и развития в годы Великой Отечественной войны, в локальных войнах, вооруженных конфликтах, а также при ликвидации крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий; - содержание основных этапов создания и функционирования ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - причины возникновения и развития ЧС при военном решении проблем геополитики на примерах отечественной военной истории в интересах возможной миротворческой деятельности МЧС России. Уметь: - применять принципы историзма в творческом подходе к решению проблем своей практической профессиональной деятельности по окончании академии; - использовать опыт отечественной военной истории для утверждения в сознании подчиненного личного состава идей патриотизма, самоотверженного выполнения профессионального долга спасателя, чувства гордости за принадлежность к важному компоненту национальной безопасности Отечества - Войскам ГО России. Дисциплина «История единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО)» изучается в комплексе оперативно-тактических дисциплин, профилирующих подготовку студентов- бакалавриата академии.
Второй учебный вопрос:
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 17157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |