Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №12. Субъекты организаторской деятельности

 

12.1. Определение сферы целесообразности государственных, коммерческих и некоммерческих организаций.

12.2. Производственная, экономическая и финансовая деятельность субъектов.

 

12.1. Определение сферы целесообразности государственных, коммерческих и некоммерческих организаций.

 

Развитие производительных сил порождает разнообразие формы их общественной организации, каждая из которых способна к эффективному функционированию лишь в рамках определенной формы собственности.

На современном этапе в условиях рыночной экономики нужны и общенародная, и республиканская, и муниципальная, и кооперативная, и акционерная, и индивидуальная (личная, частная) собственность и их производные (смешанные) формы.

Система отношений собственности должна быть адекватной реальным условиям, гибкой и динамичной, она не может быть раз и навсегда задана как по разнообразию форм, так и по их структуре.

Невозможно и не нужно считать, каково будет конкретное отношение между разными формами собственности при переходе к рынку в той или мной конкретной стране. Это соотношение для каждой страны может быть только индивидуальным, К тому же оно будет постоянно меняться, пока данная страна развивается.

Приватизация и разгосударствление - не автономный процесс, а составная часть реконструкции социально-экономической и политической системы страны. Она должна проводиться в рамках общего процесса перехода к основам рыночной экономики.

Недопустимо государственную собственность ликвидировать грубо и безответственно, как в свое время ликвидировали частную собственность. Встает вопрос кому быть собственником- На этот вопрос есть только один разумный ответ: только тем, кто хочет и может эффективно управлять собственностью на средства производства.

Совсем не обязательно (да и невозможно), чтобы собственниками средств производства стали все.

Также совсем не обязательно, чтобы преобладающей формой стала коллективная собственность. В странах рыночной экономики такая форма собственности имеется, но ее удельный вес незначителен и, главное, она в силу некоторых своих внутренних свойств не обеспечивает высокой эффективности и динамизма.

 

Нужно сделать в рамках закона все возможное, чтобы государственная собственность переходила в руки только тех, кто способен ее использовать на уровне современных требований, осуществляя жесткий отбор среди всех претендентов. Должны быть найдены отдельные лица, группы, коллективы, которым бывшую государственную можно будет доверить с минимальным риском.

 

12.3. Производственная, экономическая и финансовая деятельность субъектов.

 

Субъектами организаторской деятельности являются менеджеры, т.е. руководители аппарата управления организации. Иначе говоря, это руководящий состав, начальники служб, отделов, производств. Цехов и участков. В соответствии с занимаемой должностью они призваны управлять производством, экономической и финансовой деятельностью организации.

Чтобы создать в коллективе высокий уровень творческой энергии и инициативы людей, руководители должны знать следующие основные пути активизации трудовой и общественно-политической деятельности коллектива и личности;

1) Формирование разумных материальных и духовных потребностей;

2) Формирование коллективизма, дисциплины и правопорядка;

3) Улучшение социально-психологического климата в коллективе.

Рассмотрим более подробно эти три основные пути формирования активного, развитого коллектива.

1. Формирование разумных материальных и духовных потребностей подразумевает:

1.а. Формирование потребности в труде и общественно-политической

деятельности с помощью:

• Вовлечения, расширения участия работников в управлении организацией;

• Личного примера, авторитета, деловых и морально-политических качеств руководителя;

• Информирования членов коллектива организации поставленных задачах и ходе их выполнения;

• Повышение общеобразовательного, профессионального и культурного уровня членов коллектива;

• Снижение монотонности работы и доли тяжелого ручного труда;

• Активизация новаторства и рационализаторства;

• Подбора и расстановки кадров, а также создания оптимальных социально-групповых структур, подразделений;

• Развития системы демократических институтов управления

производством и социальной жизнью коллектива. 1.b. Формирование потребностей преимущественно материальным путем:

• Соблюдение принципа распределения по труду с коллективной оценки значимости труда;

• Подчинения личных потребностей потребностям коллектива, общественным интересам;

 

• Борьбы с потребительской психологией;

• Повышения ответственности за материальный ущерб, наносимый коллективу, обществу;

Формирование потребностей духовных, используя:

• Создание условий для духовного, культурного и познавательного роста личности;

• Пропаганду эстетических и нравственных ценностей;

• Умение руководителя свободно и честно говорить с людьми;

• Формирование разумных материальных и духовных потребностей;

• Развитие материальной базы культурно-просветительской, социальной сферы организации (предприятия);

• Охрана трудовых прав членов коллектива.

 

2. Формирование коллективизма, дисциплины и правопорядка включает в себя:

 

• Подчинение деятельности коллектива общественным целям;

• Создание в коллективе атмосферы товарищеской критики и доброжелательности;

• Развитие традиций коллектива;

• Создание атмосферы, стимулирующей достоинства каждого члена коллектива и оценку при их проявлении;

• Принципиальное отношение к нарушителям дисциплины и правопорядка;

• Личный пример руководителя в соблюдении правопорядка и дисциплины.

 

3. Пути улучшения социально-психологического климата в коллективе намечаются в зависимости от уровня этого климата.

 

Успех руководителя в управлении организацией зависит от правильного подбора и расстановки кадров, от знания характера исполнителей и соответствия порученной им работы.

Успех дела решают люди, коллективность руководства. Даже на капиталистических фирмах, организациях придерживаются принципа коллективного руководства. И это реальная необходимость.

Утверждается, что в самой вершине организации находится высшая руководящая группа. Находящиеся на более низших уровнях отделы. подразделения и т.п., тоже управляются руководящими группами, комитетами, комиссиями, рабочими группами. Чем это вызвано?

Во-первых, сложностью современных организаций и еще тем, что объем профессиональных знаний и умений, которыми обладает единоличный руководитель, все менее и менее достаточен. Все больше и больше задач и функций требует совместных усилий большого числа работников с их разным опытом.

Во-вторых, количеством личностных качеств, которыми должен обладать современный руководитель. Мы наивно полагаем, что можем в личности руководителя найти букет личностных качеств, какими обладают лишь немногие индивиды. Мы ищем идеального руководителя, хотя все те личностные качества, которые ожидаем в нем найти, вообще вряд ли возможно обнаружить в отдельных людях. Но, возможно, все эти качества будут присущи лишь целой группе людей (коллективу).

Коллектив, группа могут обновляться, регенерироваться, включая членов новых и провожая других людей на пенсию. Коллектив способен накопить фонд коллективного опыта, знаний, мнений и только он способен находиться в десяти местах одновременно.

Вот почему руководитель организации, исходя из конкретных условий производства, технологии, уровня организации труда и целей (ближайших. перспективных, локальных или стратегических) должен подбирать себе единомышленников, или, точнее, личности с определенными характерами (пусть даже не нравятся их отдельные черты) для достижения поставленной цели. Достигнув ее, коллектив единомышленников должен обновляться на одну треть. Только в этом случае достигается эффективная работа аппарата управления.

 

Ключевые слова.

 

Форма собственности, рыночная экономика, система отношений, приватизация, разгосударствление, производственная, экономическая и финансовая деятельность, субъект организаторской деятельности, материальные и духовные потребности, коллективизм, социально-психологический климат, единомышленники, эффективность управления.

 

Контрольные вопросы.

 

1. Что порождает развитие производственных сил в стране?

2. В условиях рыночной экономики какие виды организации в зависимости от форм собственности могут организоваться и функционировать в Республике?

3. Понятие о приватизации и разгосударствлении имущества.

4. Кто является субъектами организаторской деятельности в организации?

5. В чем заключаются основные функции субъектов организации?

6. Путь активизации трудовой и общественно-политической деятельности коллектива и личности.

7. Пути улучшения социально-психологического климата в организации. В чем заключается суть и необходимость коллективного руководства в организации?

 


 

Литература.

 

1. Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992 /перевод с английского/.

 

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. М-: МГУ, 1995. 3- Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. д.э.н., 3. П.

 

3. Румянцевой и д.э.н. Саламатина. М.: ИНФРА - М, 1996 г.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №11. Организационная культура | Определение 4
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.