КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Строение частных языковых систем
Уровень Уровень Частные языковые системы и лингвистические дисциплины На каждом системном уровне функционирует одна или несколько частным систем. Каждая из них выполняет свою частную функцию в рамках общей функции знаковой системы. Для изучения частных систем выделяются частные научные и учебные дисциплины. 1 уровень (уровень сообщений) – синтаксическая система – строит тексты из предложений, сложных и простых, простые – из слов и словосочетаний. Пунктуационная система оформляет при помощи знаков препинания единицы письменной речи. Дисциплины: теория текста, синтаксис; в письменной речи – пунктуация. 1. Морфологическая система оформляет слова для вхождения в состав словосочетаний и предложений; формирует части речи. Дисциплина – морфология. 2. Лексико-фразеологическая система готовит семантику слов и фразеологизмов для вхождения в состав словосочетаний и предложений. Дисциплины: лексикология, фразеология, этимология. 3. Словообразовательная система строит производные слова на базе производящих слов. Дисциплина – словообразование (дериватология). 4. Морфемная система готовит морфемы для вхождения в состав слов, т.е. выделяет корни, суффиксы и т. д. Дисциплина – морфемика. 1. Фонетическая система (а) готовит фонемы для вхождения в состав морфем и (б) оформляет все единицы устной речи. Дисциплины: фонетика, орфоэпия. 2. Графическая система организует обозначение фонем при помощи букв. Дисциплина: графика. 3. Орфографическая система регулирует написание всех морфем и слов языка. Дисциплина – орфография. В научной традиции синтаксическая, морфологическая, словообразовательная и морфемная системы объединяются в общую грамматическую систему. Грамматика изучает строение, образование, изменение слов и построение из них конструкций.
Каждая частная система характеризуется спецификой выполняемых функций и спецификой своих элементов. Тем не менее, они имеют в своем строении общие черты. Такое явление называется изоморфизмом. Он проявляется в следующем: 1. элементы – абстрактны, но реализуются в конкретных единицах; 2. структура включает универсальные типы отношений: синтагматические и парадигматические. Синтагматические отношения делятся на следующие разряды: 1) линейные / нелинейные; 2) равноправные / неравноправные (главный + зависимый компонент). Соответственно, элементы, находящиеся в синтагматических отношениях можно охарактеризовать по следующим параметрам: 1) свободные / несвободные (ограничена сочетаемость какими-л. факторами или нет). Если элемент свободен, то мы говорим, что он находится в сильной позиции, если несвободен - то в слабой. 3) по позиции (для линейных): для 2-х элементов: препозиция А (+В) или постпозиция (А+) В, для 3-х – интерпозиция (А+) В (+С) / циркумпозиция А (+В+) С. Например, близкий друг.
Парадигматические отношения делятся на 1) внутренние (между разновидностями одной единицы) и внешние (между самостоятельными единицами); 2) равноправные / неравноправные (одна единица – первичная, другая – вторичная. Например, лёгкий чемодан: тяжелый чемодан лёгкая задача: нелёгкая задача. В процессе функционирования знаковой системы синтагматика и парадигматика тесно взаимодействую между собой. Это проявляется, в частности, в характере чередований: многие чередования обусловлены позицией единицы, т. е. зависят от единицы, с которой сочетаются. В слабых позициях единицы могут совпадать друг с другом, наблюдается нейтрализация. Например, снять картину.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |