Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Продолжение

План.

1. Ленинская концепция революционной ситуации. Характерные признаки.

2. Подготовка крестьянской реформы.

3. Дворянско-государственные проекты освобождения крестьян.

4. Аграрная реформа 1861 г., её незавершенность.

1 вопрос. Ленинская концепция революционной ситуации. Характерные признаки.

Революционная ситуация – совокупность объективных факторов, обусловливающих возможность революции. В.И. Ленин выделял следующие признаки:

1) невозможность господствующему классу сохранить свое господство, или «кризис верхов», когда «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому;

2) резкое обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов;

3) значительное повышение активности масс, их готовности к радикальным действиям.

Но, чтобы возможность революции переросла в действительность, помимо революционной ситуации необходим субъективный фактор – способность революционных сил к победе.

2 вопрос. Подготовка реформы.

Уже 30 марта 1856 г. во время коронации в Москве Александр II, выступая перед предводителями дворянства, сделал историческое заявление, «... лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Это была смелая установка на подготовку реформы.

Подготовка отмены крепостного права шла по двум направлениям:

- создание новых органов власти,

- новые принципы в работе государственных органов: гласность и публичность.

 


Деятельность Главного комитета и редакционных комиссий.

3 января 1857 г. в соответствии с традициями был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян» под председательством императора.

В этом же году были изданы рескрипты[1] императора виленскому и петербургскому генерал-губернаторам об открытии губернских комитетов по крестьянскому вопросу. В основу этих указов легла программа, предусматривавшая предоставление крепостным крестьянам гражданских прав, но сохранение вотчинной власти помещиков; последнему предоставлялось право собственности на всю землю в его имении; крестьянам должна была отводиться надельная земля, за которую они обязаны были нести регламентированные феодальные повинности в пользу помещиков.

16 февраля 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу (в Петербурге).

2 марта 1858 г. император подписал указ о запрете помещикам переводить крестьян в дворовые.

20 июня 1858 г. был издан указ императора, предоставлявший свободу удельным крестьянам [2].

В конце 1858 г. (4 декабря) Главный комитет принял новую программу, которая предусматривала предоставление крестьянам их наделов в собственность посредством выкупа и полное освобождение крестьян, выкупивших свои наделы.

17 февраля 1859 г. при Главном комитете были учреждены, а 4 марта начали свою работу (до 10 октября 1860 г.) Редакционные комиссии для разработки проекта положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Итоговый документ должен был базироваться на проектах, которые рассматривались и обсуждались на местах, т.е. в созданных еще в 1858 г. для этой цели Губернских дворянских комитетах по улучшению быта помещичьих крестьян.

Первый председатель Редакционных комиссий стал Я.И. Ростовцев, скончавшийся в феврале 1860 г., «одной из причин смерти явилось колоссальное нервное напряжение»[3]. В их состав вошли как представители либеральной части бюрократии (например, Н.А. Милютин), так и либеральной общественности (Ю.Ф. Самарин), что и предопределило ведущую роль комиссий в деле подготовки освобождения крестьян. Огромное влияние на ход разработки реформы оказала также гласность, выражавшаяся в предоставленной властью с начала 1858 г. возможности открыто обсуждать крестьянский вопрос на страницах прессы.

Подготовка реформы заняла около трёх лет. В 1858 – н. 1859 г. открылись 46 губернских комитетов в Европейской России. В выборах этих комитетов и составлении адресов на имя императора участвовало около 44 тыс. дворян – владельцев крепостных (40 % общего их числа)[4]. Заседания губернских комитетов были публичными, «во время которых происходили бурные сцены с нецензурной бранью, потасовками; у лидеров группировок появились телохранители. Ю.Ф. Самарин носил при себе оружие. Между комитетами стали налаживаться связи. Учились обсуждать и решать государственные вопросы, учились приёмам политической борьбы, начаткам конституционности»[5].

 

1) Мировой посредник из состава местного дворянства
Система сословно-дворянских учреждений по крестьянскому вопросу:

 

 
 

 

 


10 октября 1860 г. завершилась работа Редакционных комиссий по выработке положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Проект был передан в Главный комитет по крестьянскому делу в h Совет.

19 января 1861 г. состоялось подписание Александром II «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

5 марта 1861 г. (прощеное воскресенье) состоялось обнародование Манифеста «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».

Однако, уже в апреле 1861 г. произошли крестьянские волнения в с. Кандеевка Пензенской губернии м в с. Бездна казанской губернии в ответ на реформу 19 февраля и подавление восстаний.

3 вопрос. Дворянско-государственные проекты освобождения крестьян.

Собственность помещика на землю была защищена законом. Крестьянин уже в силу сословной принадлежности не мог обходиться без земли, но не имел достаточных средств для ее выкупа. Освобождение крестьян при сохранении земельных прав помещика и решение вопроса о земле в отношении самого крестьянина – в этом заключалась основная проблема, которую правительство надеялось решить с помощью реформы (это удалось сделать лишь частично).

Появились дворянские проекты отмены крепостного права, статистика: 1855-1857 гг. – 63 проекта, 1858-1859 – 110 проекта, 1860-1861 гг. – 197. Всего 370 проекта[6].

Наиболее яркие проекты появились во второй период.
В ходе острых дискуссий при неприятии большинством помещиков самой идеи освобождения крестьян выявилось несколько подходов:

Консервативные деятели, смиряясь с неизбежным для них злом, допускали освобождение крестьян, но без земли или с очень маленьким наделом. П.А. Шувалов в своем проекте предложил оставить землю в собственности помещиков, а крестьянам ее передавать в аренду. П.П. Гагарин предполагал предоставить крестьянам лишь право выкупа усадьбы, но без пахотной земли.

Либералы (К.Д. Кавелин, А.М. Унковский, Ю.Ф. Самарин) защищали идею освобождения крестьян с землей, которой они владели, но за большой выкуп. При этом Кавелин, оказавший благодаря своей Записки об освобождении крестьян, (1855 г.) значительное влияние как на общественное мнение страны, так и на представителей бюрократии (с ним был дружен Н.А. Милютин, пытавшейся реализовать основные идеи записки), считал, что выкупную операцию должно провести государство с учетом интересов крестьян и помещиков. В дальнейшем это могло привести к образованию единого класса землевладельцев, что предотвратило бы нарастание социальных противоречий.

М.П. Пазен – тамбовский помещик, предлагал освободить крестьян сразу; собственность на всю землю оставить у помещика; крестьянам предоставить право пользования землей; право крестьянам выкупить усадьбу. Цель: земля в Черноземье ценилась оставить ее у помещика, но навязать крестьянам усадьбу, тогда они останутся в деревне и будут дешевой рабочей силой для помещика.

Необходимо отметить, что дворяне-либералы, чьи хозяйства участвовали в рыночных отношениях, поддерживали идею выкупной операции при поддержке государства и превращения крестьян в собственников в связи с новыми тенденциями в экономике. Например, А.М. Унковский (тверской помещик, лидер либерализма (практик) отразил интересы помещиков, владевших имениями в нечернозёмных губерниях, где были широко распространены неземледельческие крестьянские промыслы. Он предлагал предоставить свободу крестьянам «без переходного состояния». При этом Унковский считал, что и помещики, лишившиеся крепостных и предоставившие им в надел землю, должны быть вознаграждены. Надельная же земля по его замыслу должна была выкупаться на средства самих крестьян, а выкуп за душу крепостного – за счет всех сословий, но главным образом за счет крестьянства, которое составляло 90 % населения Российской империи. Получив выкуп, помещики рассчитывали организовать в своих имениях хозяйствование на принципах предпринимательства[7].

В проекте члена Редакционных комиссий 1859-1960 гг. Ю.Ф. Самарина нашли отражение интересы помещиков слабо заселённой степной полосы, где преобладали крупные поместья. Проект был опубликован на страницах журнала «Сельское благоустройство» и предусматривал личное освобождение крестьян с наделением их землёй и гражданскими правами. Однако из-за нехватки рабочих рук в степной зоне предусматривалось постепенное (в течение 10-12 лет) проведение реформы. Предполагалось, что на это время за крестьянами сохраниться обязанность отработки барщины, а за помещиком – полицейские права на территории его имения[8].

Несмотря на все различия, в представленных царю проектах было отражено стремление помещиков сохранить свои землевладения, власть и привилегии, а в качестве их гаранта – самодержавную монархию. Важным аргументом за отмену крепостного права для дворян являлась угроза массового крестьянского восстания, способного охватить всю Россию.

В конечном итоге проект, составленный редакционными комиссиями, носил либеральный характер, но его окончательный вариант после обсуждения в высших органах государственного управления был ухудшен и изменен в интересах помещиков.

 

4 вопрос. Аграрная реформа 1861 г., её незавершенность:

а) Законодательные акты реформы 19 февраля 1861 г.

б) Практическая сторона аграрного вопроса.

в) Значение и последствия аграрной реформы.

 

4 а) Законодательные акты реформы 19 февраля 1861 г.

Основные принципы и условия отмены крепостного права были сформулированы в Манифесте и в документах: Общее положение (основные принципы реформы), Местные положения (в которых учитывались особенности отдельных губерний) и Дополнительные правила (в них предусматривался порядок проведения реформы), которые Александр II утвердил 19 февраля 1861 г.

Всего же было подготовлено 22 документа:

- 2 вводных: Указ правительствующего Сената; Указ правительствующему Сенату, какие органы нужно создавать для проведения реформы.

- Манифест об отмене крепостного права.

- 5 общих положений: о крестьянах вышедших из крепостной зависимости; о дворцовых людях (нет земли и повинности); о выкупе; о крестьянских учреждениях
- Правила проведения положения в жизнь.

- 4 местных положения: Великорусское; Киевское, Подольское, Волынское (бабиковские правила); Черниговское, Полтавское, Харьковское; Ковинское, Виленское, Гродненское.

- 8 дополнительных правил: о крестьянских мелкопоместных дворян; о посессионных крестьянах; о приписных крестьянах; по отдельным регионам.

- 2 высочайших мнения Госсовета: об оренбургском казачестве; право распоряжения помещикам продавать землю.

Было противоречие в реформе – Общее положение запрещало отдельным крестьянам выкупаться, а ст. 144 разрешала.

«Положения 19 февраля 1861 г.» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22,5 млн. крепостных крестьян (дискуссионная цифра), в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам.

Крепостное право отменялось. По Общему положению крестьяне получали личную свободу и элементарные экономические и гражданские права:

· Имели право на собственность.

· Могли защищать свои права в суде.

· Крестьянам дозволялось свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения.

· Разрешалось вступать в купеческие гильдии и ремесленные цехи.

· Крестьяне могли вступать в брак без согласия помещика.

· Крестьяне получали за выкуп земельный надел, т. е. усадьбу (дом с огородом) и пахотную землю.

 


Пояснение к 5. Выборное крестьянское самоуправление.

Крестьянская (поземельная соседская) община сохранялась («мир») и представляла собой как экономическое объединение, так и низшую административную единицу. Этот статус был узаконен юридически 19.02.1861 г.

Освобожденные крестьяне оставались членами общины, которая:

· Была юридическим собственником земли крестьян.

· Распределяла землю между общинниками, занималась хозяйственными вопросами, принимала решения о выходе крестьян из общины или приеме новых членов.

· Отвечала за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов, который совершался с помощью системы круговой поруки.

· Сход общинников, на котором могли присутствовать лишь домохозяева (главы семей), являлся главным органом управления общины. На сходе избирался староста, исполняющий его решения, а также распоряжения волостного старшины и мирового посредника.

Решение аграрной стороны крестьянского вопроса
Однако в Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные сборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью и т.п.), барщина ограничивалась 2 женскими и 3 мужскими днями с тягла в неделю, несколько сокращалась подворная повинность, запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дворовые.

 

 

 

 


Размер земельного надела и выкупа определялись с согласия помещика и крестьянина (т.е. на основе «добровольного соглашения») и фиксировались в уставной грамоте при участии мирового посредника и сельского старосты, но в пределах установленных h определенных норм.

В 3-х местных положениях устанавливались максимальные и минимальные пределы наделов. В этих пределах и должны были договориться помещик с крестьянином. В случае невозможности компромисса вопрос решался мировым посредником. Максимальные и минимальные пределы были различны по трем зонам:

1) черноземные губернии – введен уменьшенный душевой надел – от 1,5 до 4 десятин земли;

2) в нечерноземных губерниях – пределы устанавливались от 1 до 7 десятин, что практически означало сохранение в руках крестьян дореформенных площадей пахотной земли;

3) в степных губерниях – от 3 до 12 десятин[9].

Земли сверх нормы изымалась у крестьянина («отрезки»). В целом по стране, за вычетом 8 западных губерний, где наделы даже были увеличены, крестьяне потеряли до 20% угодий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Регулирующая финансовая политика | Выкупная операция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.