КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Масштабы выкупной операции и её основные этапы
С 1862 по 1882 гг. операции выкупных платежей были необязательными. 1) В первое трёхлетие (1862 – 1864 гг.) переход на выкуп преобладал в плодородных чернозёмных губерниях, в Воронежской губернии, в Поволжье (Казанской, Симбирской и Саратовской губерниях), Оренбургской и Уфимской губерниях, в степных районах – Астраханской губернии с её ничтожным количеством крепостных и развитыми рыбными и транспортными промыслами на Волге. 2) Во второе трёхлетие (1865 – 1867 гг.) наблюдался прирост выкупных операций в основном из плодородных губерний. 3) В третье и четвёртое трёхлетия (1868 – 1873 гг.) происходит обратный процесс. Нечернозёмные губернии с преобладанием оброка постоянно и равномерно перегоняют чернозёмные области (Московская, Владимирская, Ярославская, Смоленская губернии; Петербургская, Новгородская, Псковская и вятская губернии, т. е Центральный промышленный Северо-Западный район)1. Для крестьян выяснилась не посильность выкупных платежей, а помещики чернозёмных районов стали всё больше практиковать отработочную ренту. В нечерноземных районах (где скудные почвы) наблюдался процесс крестьянского обнищания, а, =>, рост оброчных недоимок. 4) В пятое трёхлетие (1874 – 1876) наблюдается заметное сокращение выкупных сделок, а, =>, и крестьянских платежей (за исключением Пермской губернии, где были устранены злоупотребления местных властей). 5) В шестое и седьмое трёхлетие (1877 – 1882 гг.) растет обеднение крестьян, =>, рост недоимок, =>, сокращение прироста выкупных сумм. Правительство было заинтересовано в «полноправных собственниках», которые сумеют быстро «встать на ноги». Но экономическая действительность не оправдала предположения правительства. По данным Госбанка на 1 января 1882 г. по ст. 165 (крестьянской реформы) крестьянами русских губерний было выкуплено в полную собственность лишь 44 тыс. 229 наделов, за которые они внесли h 5 млн. 103 тыс. 769 руб. 14 коп., т. е. 1, 06 % всего капитального долга. Ещё ничтожнее была сумма «особых взносов» - 1 млн. 511 тыс. 2 руб. 86 коп., т. е. 0, 31 %.
«Особые взносы» общин были выгодны h, т. к. управлять коллективной крестьянской массой легче, чтобы предотвратить процесс пролетаризации крестьян. В случае ухода крестьянина в город, он должен был выплатить общине определённую денежную сумму. Можно сделать вывод, что взносы делали или богатые крестьяне, желавшие приобрести полную хозяйственную независимость, или зажиточные слои (кулаки), =>, наблюдался процесс дифференциации (расслоения) крестьянства. Выкупные операции производились преимущественно по одностороннему требованию помещиков. А в результате – неисправное внесение выкупных платежей и хроническое накопление больших недоимок. Историк Дружинин выделяет три этапа в их образовании: 1864 г., 1873 г., 1882 г.1 Только законом 28 декабря 1881 г. устанавливался перевод крестьян на обязательный выкуп, начиная с 1 января 1883 г. К этому времени на временнообязанных отношениях оставалось 15% крестьян. Перевод их на выкуп завершился к 1895 г. Однако этот закон распространялся только на 29 «великороссийских губерний». В Закавказье перевод крестьян на выкуп не был завершён даже к 1917 г. Иначе обстояло дело в 9 губерниях Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, где под влиянием польского восстания 1863 г. и широкого крестьянского движения крестьяне в количестве 2.5 млн. душ мужского пола были переведены на выкуп уже в 1863 г. Здесь были установлены и более льготные по сравнению с остальными губерниями России условия освобождения: возвращены отрезанные от наделов земли, снижены повинности в среднем на 20%. Условия выкупа для большей части крестьян были тяжёлыми. В основу выкупа ставились феодальные повинности, а не действительная, рыночная стоимость земли. Иначе говоря, крестьянам приходилось платить не только за землю, но и потерю помещиком крепостного труда. Выкупная сумма определялась путём «капитализации оброка», то есть ежегодно уплачиваемый крестьянином оброк приравнивался к годовому доходу в размере 6% с капитала. Вычисление этого капитала и означало определение выкупной суммы. Например, если крестьянин выплачивал душевой надел в размере 10 руб. в год, то выкупная сумма за этот надел должна была составить 166 руб. 67 коп. Дело выкупа взяло на себя государство путём проведения выкупной операции. Она заключалась в том, что казна выплачивала помещикам сразу же деньгами и ценными бумагами 80% выкупной суммы, если крестьяне данного имения получали высший надел, и 75% если им предоставлялся надел менее высшего. Остальные 20-25% крестьяне уплачивали непосредственно помещику (сразу или в рассрочку). Выкупная сумма, выплаченная государством помещикам (она рассматривалась как предоставленная крестьянам ссуда), затем взыскивалась с крестьян в размере 6% в год в течение 49 лет. Таким образом, за это время крестьянин должен был выплатить до 300% предоставленной ему «ссуды». Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важнейших экономических и социальных задач. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами. Выкуп оказался, кроме того, операцией, выгодной также и государству. Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена 867 млн. руб., в то время как рыночная стоимость этих наделов по ценам 1863-1872 гг. составляла 648 млн. руб. С 1862 по 1907 г., до отмены выкупных платежей, бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1540570 тыс. руб. выкупных платежей и всё ещё оставались ей должны. Проводя выкупную операцию, казна решила и проблему возврата до-реформенных долгов с помещиков. К 1861 г. 65% крепостных крестьян были заложены и перезаложены их владельцами в различных кредитных учреждениях, а сумма долга этим учреждениям составила 425 млн. руб. Этот долг был вычтен из выкупной ссуды помещика. Таким образом, реформа 1861 г., освободив помещиков от долгов, спасла их от банкротства. 4 в). Значение и последствия аграрной реформы. · Реформа была прогрессивным событием в русской истории. Она положила начало модернизации страны, т.е. переходу от аграрного к индустриальному обществу. · Реформа дала свободу миллионам людей. При этом ее проведение доказало возможность и плодотворность мирных преобразований в России, совершающихся по инициативе власти. Показательно, что в Соединенных Штатах Америки ликвидация рабства, юридически зафиксированная в 1863 г., стала возможной лишь в результате Гражданской войны. · Реформа дала мощный импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыла возможность для широкого развития рыночных отношений. · Она создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования и др., положила начало становлению гражданского общества. · Освобождение крестьян изменило нравственный климат в стране, повлияло на развитие общественной мысли и культуры в целом. Однако ликвидация феодальных отношений – не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и «Положений 19 февраля 1861 г.». Но и после 1863 г. крестьяне ещё долго находились на положении «временнобязанных», т.е. продолжали нести регламентированные «Положениями» феодальные повинности: платить оброк или выполнять барщину. Интересы помещиков и государства в ней учитывались больше, чем крестьян, что предопределило сохранение ряда фундаментальных пережитков крепостничества и элементов традиционных структур: · По замыслу авторов проекта реформа должна была привести к созданию системы мелких, самообеспечивающихся хозяйств, НО привязанных к помещичьему хозяйству. На переходном этапе помещик сохранял рабочие руки (временнообязанное состояние крестьян); крупное помещичье землевладение сохранилось. · Следствием этого стала земельная неустроенность крестьян, которые не получили угодий (леса, пастбища и т. д.), что затрудняло хозяйствование. Главное же заключалось в том, что в пореформенный период нарастала нехватка земли, приводящая к крестьянскому малоземелью, ставшему, в итоге, одной из причин аграрного кризиса начала ХХ в. В 1867 и 1873 гг. произошли неурожаи, при этом крестьянские наделы недостаточны. Крестьянское малоземелье и непосильные налоги делали проведение реформы неэффективной. Например, в черноземье крестьяне потеряли 16 % бывшего (до реформы) земельного фонда. Крестьяне платили в 2 раза больше налогов, чем получали доходов от своих участков. Крестьянин тратил на своё хозяйство в год 12 рублей, =>, товарность крестьянского хоз-ва крайне низкая. Каждый рубль налогового сбора обходился крестьянину в 3-4 рубля. Сбор налогов был приурочен к осени, когда за зерно давали мало денег (урожай и конкуренция). =>, Крестьяне продавали зерно сверх нормы, чтобы получить деньги для уплаты налога (выкупа), а зимой крестьянин был вынужден опять покупать своё же зерно, но уже по высоким ценам. · В условиях земельного голода крестьяне вынуждены были брать помещичьи земли в аренду на кабальных условиях. В результате этого складывалась т.н. отработочная система, внешне напоминающая барщину со всеми ее негативными последствиями. · Тяжесть выкупных платежей деформировала процесс вхождения крестьянского хозяйства в рыночные отношения, приводила многих к обнищанию. Действительно, перевод крестьян на выкуп являлся завершающим этапом освобождения их от крепостной зависимости. «Положения 19 февраля 1861 г.» никакого окончательного срока прекращения временнообязанного состояния крестьян и перевода их на выкуп не определяли. · Практически отсутствовали кредитные учреждения для крестьян. · Сохранялась паспортная система, =>, сословное неравноправие (т. к. у крестьян паспортов не было). · До 80-х гг. XIX в. крестьяне кроме выкупных платежей обязаны были платить подушную подать. · Аграрный вопрос обострил положение существовавшей категории крестьян-«дарственников».
Часть крестьян охотно заключили такую сделку, т. к. арендная плата первоначально была невысокой. Но уже спустя несколько месяцев после февраля 1861 г. арендные цены взлетели, а надел «дарственников» мал, =>, они вновь попадают в помещичью зависимость. · Сохранение сельской общины привело к консервации патриархальности в деревне, затрудняло появление предпринимательских хозяйств и крестьянина - собственника на земле. Она способствовала сохранению коллективистских настроений, с развитием рыночных отношений превращалась в оплот традиционализма, стоящего на пути модернизации России. Также сохранение общины тормозило фермерский (американский) путь dev. капитализма с\х. · Экономические секторы (аграрный и промышленный) практически не взаимодействовалимежду собой. h вкладывало финансы в развитие промышленности, =>, аграрный сектор не развивался. · Субъективный фактор – русско-турецкая w 1877-78 гг., =>, огромные финансовые вливания, но не для нужд с\х + дипломатическое поражение в этой w привело к падению рубля, =>, хозяйственный кризис. · Проведение выкупных операций было возложено на различные организации: губернские присутствия по крестьянским делам, местные казначейства, казённые палаты. Каждый орган действовал самостоятельно, несогласованно с другими, применяя разную методику подсчётов, допуская немало ошибок. Обязанности этих органов менялись Министерство финансов признавало, что «отчёты госбанка по выкупным операциям в настоящем их виде не могут быть признаны удовлетворительными, т. к. не выражают не только действительного положения сей операции, но даже и движения выкупных платежей».1 · В качестве «отрезков» и «прирезков» помещики использовали леса и луга, во-первых, чтобы потом (из-за крестьянского малоземелья) сдавать в аренду крестьянам свои земли. А, во-вторых, бывшие леса и луга распахивались, =>, падение количества рогатого скота, =>, нехватка удобрений (навоза), =>, падение урожая, =>, рост голода и смертности. Неурожай 1891 г. показал, что реформа 1861 г. нуждается в изменениях. · Реформа не затронула самодержавие и, скорее всего, даже укрепила его. Но, встав на путь преобразований, государство рано или поздно должно было столкнуться с проблемой самореформирования и придти к установлению конституционного строя. Колебания на этом пути, нежелание идти на назревшее ограничение самодержавной власти и привлечение граждан к управлению страной определили незавершенный характер реформ, стали одним из факторов глубокого общественно-политического кризиса начала ХХ в.
Т. о., противоречивый характер реформы 1861 г. ярко проявился в вопросе о выкупе. С одной стороны, выкуп несомненно носил грабительский, крепостнический характер, но с другой, он способствовал развитию капиталистических отношений в стране. Выкуп, во-первых, способствовал более интенсивному проникновению товарно-денежных отношений в крестьянское хозяйство, во-вторых, давал помещикам денежные средства для перевода своего хозяйства на капиталистические основы, в-третьих, означал дальнейшее отделение крестьянского хозяйства от помещичьего и, в-четвёртых, ускорил процесс социального расслоения крестьянства. Но самым существенным недостатком реформы, в последующем ещё более обострившим социальные противоречия, было сохранение большей и лучшей части земли, на которой работали поколения крестьян, в собственности помещиков. Царь-освободитель испытал семь покушений и был убит в 1881 г. Но в целом результаты реформы 1861 г. соответствовали преобразовательному потенциалу русского общества 50-60-х гг., ибо их проведение инициировалось лишь небольшой частью правящей элиты и не имело мощной поддержки в стране. Власть опасалась также, с одной стороны, возмущения дворян-помещиков, а с другой, неадекватной реакции крестьян. Но, сняв остроту противоречий и добившись динамичного экономического развития при относительной политической стабильности, она стала постепенно отказываться от продолжения либеральных преобразований, что вскоре и выявило все недостатки реформы 1861 г. А они, нарастая как снежный ком, в итоге и привели к кризису и революционным потрясениям начала ХХ в.
[1] Рескрипт – указ монарха в форме предписания министру или какому-либо другому административному лицу. [2] 26 августа 1859 г. – дополнительный указ императора, предоставлявший свободу удельным крестьянам. [3] Захарова Л.Г. Россия на переломе… С. 310. [4] Захарова Л.Г. Россия на переломе…С. 303-304. [5] Там же. С. 304. [6] Ванюков Д.А. Век трех императоров. М., 2008. С. 127. [7] Ванюков Д.А. Век трех императоров. М., 2008. С.129-130. [8] Там же. С.130. [9] 1 десятина = 2400 кв. сажен = 1,097 га 1 Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе. 1861 – 1880 гг. М., 1978. 2 Там же. С. 112. 1 Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе. 1861 – 1880 гг. М., 1978.
1 Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе. 1861 – 1880 гг. М., 1978, С. 124 – 129. 1 Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе. 1861 – 1880 гг. М., 1978, С. 138.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |