Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об эмоциях и чувствах




Актуальность темы

Тема нашего занятия очень актуальна посколько эмоции присутствуют у каждого человека и пронизывают всю его жизнь.

Они:

- переживаются человеком,

- выражают оценку личностью определённой ситуации в жизни.

Эмоции оказывают влияние на все психические процессы:

- от простейших ощущений

- до высших уровней самосознания,

В некоторых ситуациях, когда эмоции полностью поглащают человека, они могут мешать разумному поведению и принятию правильного решения, а иногда наоборот придать активную направленность.

В связи с этим в практической деятельности медсестры эмоции и чувства особенно важны т.к. они включены в процесс общения, и непосредственно влияют на течение и исход заболевания пациентов.

 

Умение контролировать внешние проявления своих эмоций и грамотное использование их в сестринском процессе это одно из необходимых условий вашей будущей деятельности.

Объектом наблюдения медицинской сестры является не только больной, но и члены его семьи.

Поэтому вы должны уметь:

- правильно оценить эмоциональный настрой как больного, так и его родственников,

- создать атмосферу сочуствия, добра и тепла в общении с больным и его родственниками.

Особенно это имеет огромное значение при общении с детьми т.к. им не нужны рациональные объяснения их заболевания, а важны эмоции и чувства которые вы будете выражать в процессе общения.

Таким образом, для вашей последующей учебной и практической деятельности актуально изучение эмоциональных процессов и состояний.

Фронтальный опрос:

· Что такое эмоции?

· Какие эмоции человека относятся к основным (фундаментальным)?

· Какую роль играют эмоции в формировании поведения?

· Чем характеризуются чувства?

· Какое место эмоции занимают в сестринском процессе?

Все, с чем сталкивается в повседневной жизни человек, вызывает у него определенное отношение.

Одни объекты и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, отвращение.

Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения,

например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для человека.

Ощущая их, мы может испытывать удовольствие или неудовольствие.

У разных людей одни и те же ощущения, предметы, явления могут вызывать совершенно разные реакции.

Из этого мы можем сделать вывод, что

Эмоции - это субъективные реакции человека на внутренние и внешние раздражители, связанные с отношением человека к миру, к другим людям, самому себе и к резуль­татам собственной деятельности.

Эмоциональное переживание или эмоция - сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента:

1. физиологический – это изменения физиологических процессов возникающих при эмоциях (частота сердечных сокращений, частота дыхания, сдвиги в об­менных процессах и др.);

2. психологический – это собственно само переживание или внутреннее, субъективное переживание (радость, горе, страх и т. п.);

 

3. поведенческий – это внешнее выражение в виде вербальных, паравербальных, мими­ческих и пантомимических компонентови различных действий.

 

А как же мы можем оценить эмоции?

Оценивать эмоции можно по поведению человека, через внешнее выражение эмоций.

Эмоции выражаются через:

· Пантомимикуэто выразительные движения, изменение положения тела в пространстве.

· Мимику – это выразительные движения мышц лица.

· и Вокальную мимику – изменение тона голоса.

Внешнее выражение эмоций способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным со­провождением речи.

Все это можно назвать языком эмоций.

А в вашей будущей профессии очень важно понимать язык эмоций

Понимая язык эмоций, можно

-найти нужные слова,

-верный тон в общении,

-поддержать нуждающегося в этом человека.

 

Исследования проводимые в этой области показали, что наиболее информативными в эмо­циональных реакциях являютcя глаза и рот человека.

Например подсчитано, что в произведениях Л Н. Толстого встречаются описания - 85 оттенков выражения глаз и 97 разновидностей улыбок.

В одном экспериментальном исследовании изучалось, какая часть лица - глаза или рот - определяют его выражение.

В эксперименте горизонтально разрезались пополам фото­графии лица одного и того же человека, где изображались различ­ные эмоции: смех, удивление, страдание и т. д.

Затем склеивались в одну фотографии с выражением различ­ных эмоций.

Задача испытуемых - определить, какая эмоция выражается.

Оказалось, что в определении эмоции ведущая роль принадлежит рту, так как именно по его выражению и определялась эмоция.

Язык эмоций - это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями.

Например,

-в некоторых африканских странах смех выражает изумление,

-а в отдельных странах Азии отрыжка у гостя после угощения означает полное удовлетворение.

Человек не всегда способен дать ясный ответ о пережи­ваемых эмоциях, и назвать свои эмоцио­нальные состояния.

 

Вместе с тем мы достаточно точно можем определить эмоцио­нальное состояние человека на основе наблюдений за внешними проявлениями эмоций.

Однако точное определение эмоций друго­го человека опирается не только на эти наблюдения, но и на:

-зна­ние ситуации, в которой он находится,

-а так же причин эмоциональной реакции.

В возникновении эмоции присутствуют отношения между потребностью и возможностью ее удовлетворения.

 

По мнению психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласованность между:

-тем, что необхо­димо знать для удовлетворения потребности,

-и тем, что на самом деле известно.

На этой основе создана своеобразная формула эмоций:

Э = ­П х (Н - С), где

П - потребность;

Нинформация необходимая для удовлет­ворения потребности;

С - информация, которую мож­но использовать, то, что известно.

 

Из формулы можно сделать следующие выводы:

 

1) если П = О, то и Э = О, т. е. нет потребности, нет и эмоций;

 

2) если Н = С, то Э = О, т. е. ситуация, когда человек облада­ет полнотой

информации и возможностями для удовлетворе­ния потребности;

 

3) если С больше Н, то возникают положительные эмоции.

Пример:

П. В. Симонов в книге «Что такое эмоция?» приводит такую

ситуацию:

«Томимый жаждой путник движется по раскаленным пескам.

Он знает, что только через три дня может быть источник.

Удастся ли пройти этот путь? Не занесло ли ручей песками?

И вдрут, завернув за выступ скалы, человек видит колодец, не от­меченный на карте.

Бурная радость охватывает усталого путника.

В тот момент, когда перед ним блеснуло зеркало колодца, путник стал обладате­лем исчерпывающих сведений о возможности утолить жажду, и это в ситуации, когда прогноз предсказывал три дня тяжелей­ших испытаний».

 

4) если С = О, то Э - максимальна, так как при наличии по­требности нет никакой

информации о том, как ее удовлетво­рить.

 

Это тот случай, о котором говорят:

- «Страшно не собы­тие, а его ожидание» или

- «Человек боится больше все­го неизвестности».

 

Из этого следует, что чувство неизвестности - одно из наиболее вредных для здоровья человека переживаний.

И это отражено в «Основах законадательства РФ об охране здоровья граждан»:

- Ст. 31 узаконивает право граждан на информацию о состоянии здо­ровья,

 

- а ст. 32 и 33 право соглашаться или отказываться от меди­цинского вмешательства.

 

А право может быть обеспечено только при наличии информации о вмешательстве.

Учитывая, что функция информирования пациента по преимуществу принадлежит врачу, сестринский персонал обязан выяснить наличие информирован­ного согласия на процедуру.

А перед выполнением сестринских ма­нипуляций медсестра должна объяснить пациенту:

- цель и ход пред­стоящей манипуляции.

Однако эмоциональная жизнь гораздо богаче любой форму­лы, поэтому многие жизненные проявления не укладываются в нее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.