КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие об эмоциях и чувствах
Актуальность темы Тема нашего занятия очень актуальна посколько эмоции присутствуют у каждого человека и пронизывают всю его жизнь. Они: - переживаются человеком, - выражают оценку личностью определённой ситуации в жизни. Эмоции оказывают влияние на все психические процессы: - от простейших ощущений - до высших уровней самосознания, В некоторых ситуациях, когда эмоции полностью поглащают человека, они могут мешать разумному поведению и принятию правильного решения, а иногда наоборот придать активную направленность. В связи с этим в практической деятельности медсестры эмоции и чувства особенно важны т.к. они включены в процесс общения, и непосредственно влияют на течение и исход заболевания пациентов.
Умение контролировать внешние проявления своих эмоций и грамотное использование их в сестринском процессе это одно из необходимых условий вашей будущей деятельности. Объектом наблюдения медицинской сестры является не только больной, но и члены его семьи. Поэтому вы должны уметь: - правильно оценить эмоциональный настрой как больного, так и его родственников, - создать атмосферу сочуствия, добра и тепла в общении с больным и его родственниками. Особенно это имеет огромное значение при общении с детьми т.к. им не нужны рациональные объяснения их заболевания, а важны эмоции и чувства которые вы будете выражать в процессе общения. Таким образом, для вашей последующей учебной и практической деятельности актуально изучение эмоциональных процессов и состояний. Фронтальный опрос: · Что такое эмоции? · Какие эмоции человека относятся к основным (фундаментальным)? · Какую роль играют эмоции в формировании поведения? · Чем характеризуются чувства? · Какое место эмоции занимают в сестринском процессе? Все, с чем сталкивается в повседневной жизни человек, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для человека. Ощущая их, мы может испытывать удовольствие или неудовольствие. У разных людей одни и те же ощущения, предметы, явления могут вызывать совершенно разные реакции. Из этого мы можем сделать вывод, что Эмоции - это субъективные реакции человека на внутренние и внешние раздражители, связанные с отношением человека к миру, к другим людям, самому себе и к результатам собственной деятельности. Эмоциональное переживание или эмоция - сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента: 1. физиологический – это изменения физиологических процессов возникающих при эмоциях (частота сердечных сокращений, частота дыхания, сдвиги в обменных процессах и др.); 2. психологический – это собственно само переживание или внутреннее, субъективное переживание (радость, горе, страх и т. п.);
3. поведенческий – это внешнее выражение в виде вербальных, паравербальных, мимических и пантомимических компонентови различных действий.
А как же мы можем оценить эмоции? Оценивать эмоции можно по поведению человека, через внешнее выражение эмоций. Эмоции выражаются через: · Пантомимику – это выразительные движения, изменение положения тела в пространстве. · Мимику – это выразительные движения мышц лица. · и Вокальную мимику – изменение тона голоса. Внешнее выражение эмоций способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным сопровождением речи. Все это можно назвать языком эмоций. А в вашей будущей профессии очень важно понимать язык эмоций Понимая язык эмоций, можно -найти нужные слова, -верный тон в общении, -поддержать нуждающегося в этом человека.
Исследования проводимые в этой области показали, что наиболее информативными в эмоциональных реакциях являютcя глаза и рот человека. Например подсчитано, что в произведениях Л Н. Толстого встречаются описания - 85 оттенков выражения глаз и 97 разновидностей улыбок. В одном экспериментальном исследовании изучалось, какая часть лица - глаза или рот - определяют его выражение. В эксперименте горизонтально разрезались пополам фотографии лица одного и того же человека, где изображались различные эмоции: смех, удивление, страдание и т. д. Затем склеивались в одну фотографии с выражением различных эмоций. Задача испытуемых - определить, какая эмоция выражается. Оказалось, что в определении эмоции ведущая роль принадлежит рту, так как именно по его выражению и определялась эмоция. Язык эмоций - это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями. Например, -в некоторых африканских странах смех выражает изумление, -а в отдельных странах Азии отрыжка у гостя после угощения означает полное удовлетворение. Человек не всегда способен дать ясный ответ о переживаемых эмоциях, и назвать свои эмоциональные состояния.
Вместе с тем мы достаточно точно можем определить эмоциональное состояние человека на основе наблюдений за внешними проявлениями эмоций. Однако точное определение эмоций другого человека опирается не только на эти наблюдения, но и на: -знание ситуации, в которой он находится, -а так же причин эмоциональной реакции. В возникновении эмоции присутствуют отношения между потребностью и возможностью ее удовлетворения.
По мнению психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласованность между: -тем, что необходимо знать для удовлетворения потребности, -и тем, что на самом деле известно. На этой основе создана своеобразная формула эмоций: Э = П х (Н - С), где П - потребность; Н – информация необходимая для удовлетворения потребности; С - информация, которую можно использовать, то, что известно.
Из формулы можно сделать следующие выводы:
1) если П = О, то и Э = О, т. е. нет потребности, нет и эмоций;
2) если Н = С, то Э = О, т. е. ситуация, когда человек обладает полнотой информации и возможностями для удовлетворения потребности;
3) если С больше Н, то возникают положительные эмоции. Пример: П. В. Симонов в книге «Что такое эмоция?» приводит такую ситуацию: «Томимый жаждой путник движется по раскаленным пескам. Он знает, что только через три дня может быть источник. Удастся ли пройти этот путь? Не занесло ли ручей песками? И вдрут, завернув за выступ скалы, человек видит колодец, не отмеченный на карте. Бурная радость охватывает усталого путника. В тот момент, когда перед ним блеснуло зеркало колодца, путник стал обладателем исчерпывающих сведений о возможности утолить жажду, и это в ситуации, когда прогноз предсказывал три дня тяжелейших испытаний».
4) если С = О, то Э - максимальна, так как при наличии потребности нет никакой информации о том, как ее удовлетворить.
Это тот случай, о котором говорят: - «Страшно не событие, а его ожидание» или - «Человек боится больше всего неизвестности».
Из этого следует, что чувство неизвестности - одно из наиболее вредных для здоровья человека переживаний. И это отражено в «Основах законадательства РФ об охране здоровья граждан»: - Ст. 31 узаконивает право граждан на информацию о состоянии здоровья,
- а ст. 32 и 33 право соглашаться или отказываться от медицинского вмешательства.
А право может быть обеспечено только при наличии информации о вмешательстве. Учитывая, что функция информирования пациента по преимуществу принадлежит врачу, сестринский персонал обязан выяснить наличие информированного согласия на процедуру. А перед выполнением сестринских манипуляций медсестра должна объяснить пациенту: - цель и ход предстоящей манипуляции. Однако эмоциональная жизнь гораздо богаче любой формулы, поэтому многие жизненные проявления не укладываются в нее.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |