Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма Российского государства

Форма государства, как известно из курса теории государства и права, включает в себя три самостоятельных структурных элемента: форму правления, форму государственного устройства, государственный, или политический, режим.

Форма правления устанавливается в ст. 1 Конституции Российской Федерации и определяется как республиканская. Главные признаки республики — выборность и периодическая сменяемость главы государства. Этим республика отличается от монархической формы правления, при которой статус главы государства является наследственным.

Конституция России не закрепляет непосредственно ни одну из существующих разновидностей республики (парламентская, президентская, смешанная). Анализ конституционного статуса главы государства, его взаимодействия со всеми ветвями власти, прежде всего с парламентом, позволяет сделать вывод о наличии в нашей стране смешанной республики — президентско-парламентской, или полупрезидентской, с сильной президентской властью.

Такой вывод основывается на следующих позициях:

· Президент избирается не парламентским путем, а всеобщим голосованием;

· он не является главой исполнительной власти, наряду с Президентом действует Председатель Правительства, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу;

· Правительство осуществляет исполнительную власть и в определенной мере ответственно перед парламентом;

· Президент обладает собственными конституционными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и парламента.

По форме государственного устройства Россия, как определяет Конституция, является федеративным государством (ст. 1, гл. 3). Российская Федерация состоит из 88 равноправных субъектов, а именно из 21 республики, 7 краев, 48 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 9 автономных округов.

Давая перечень входящих в Российскую Федерацию субъектов, Конституция не устанавливает их конкретные виды. Как же можно классифицировать субъекты Российской Федерации по видам? В настоящее время практически общепризнана следующая точка зрения на виды субъектов.

Республика — это государство в составе Российской Федерации. В республике имеются свои конституция и законодательство, свое гражданство, свой государственный язык, свои органы государственной власти.

Края, области, города федерального значения — это государственно-территориальные образования, имеющие свои устав и законодательство, органы государственной власти.

Автономная область, автономные округа — это национально-государственные образования, имеющие свои устав, законодательство, органы государственной власти. Конституция Российской Федерации (ст. 5) закрепляет принципы российского федерализма. К ним относятся: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Вопросы российского федерализма, закрепленные в основах конституционного строя, конкретизируются в гл. 3 Конституции Российской Федерации, посвященной федеративному устройству.

Государственный режим — наиболее подвижная, динамичная часть формы государства, которая характеризует методы осуществления государственной власти (см. лекцию № 1). Хотя Конституция Российской Федерации не определяет конкретно вид государственного режима в нашей стране, однако анализ конституционных норм позволяет говорить о демократическом государственном режиме. Суть такого режима выражается в конституционном закреплении демократического, правового, социального характера государства, принципа разделения властей, выборности и периодической сменяемости органов государственной власти и органов местного самоуправления. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их соблюдение и защита — обязанностью государства, идеологическом и политическом многообразии, установлении верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов как основы законности и правопорядка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Светское государство. Социальное государство | Конституционные принципы правового статуса личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 6705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.