Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оперативно-служебная деятельность




Вывод

Под процессом управления в системе таможенных органов понимается деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления. Прежде чем рассмотреть сущность управления (и, следовательно, взаимоотношений руководителя и подчиненного, как одного из компонентов управления), необходимо проанализировать процесс управления самой системы, то есть на более глобальном уровне.

В процесс управления системой таможенным органов, наделенной специфическим содержанием, можно выделить методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.

Наиболее часто в таможенных органах действуют такие стили управления, как «ситуационное управление», «программное управление» и «целевое управление». Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

Управление основано на законах, которые отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования.

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система. В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Процесс управления отличается специфическим содержа­нием, в котором выделяются аспекты: методологический, функ­циональный, экономический, организационный, социальный и информационный.

Методологический аспект состоит в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последова­тельности: целеполагание, оценка ситуации, определение про­блемы, выработка управленческого решения.

Цель — это представление руководителя таможенного органа о том, какой должна быть управляемая система.

Управленческая ситуация — это совокупность всех условий (внутренних, и внешних, объективных и субъектив­ных) в конкретной сфере управления, сложившихся в опре­деленное время и требующих соответствующих действий руководителя.

Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, час­тичных, комплексных действий или разовых мер.

Проблема — это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия автоматически ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Фор­мулировка проблемы определяет выработку решения.

Выработка управленческого решения — это поиск. путей разрешения проблемы, а также организационная ра­бота, связанная с практической реализацией найденного пути.

Функциональный аспект — это реализация общих функций управления в определенной последовательности.

Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потреб­ности ресурсов управляемой системы и оценкой их использо­вания.

Организационный аспект заключается в использова­нии организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирова­ние, нормирование, инструктирование и ответственность.

Социальный аспект процесса управления определяется участием человека во всех его этапах, независимо от той или иной степени автоматизации управления.

Информационный аспект состоит в определенной пос­ледовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (поиск, сбор, сортировка, первичная обра­ботка и передача информации).

Все множество операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать следующим образом:

· Операции целеполагания.

· Операции информационной работы.

· Операции аналити­ческой работы и проектирования вариантов решения.

· Операции выбора варианта действия.

· Операции организационно-практи­ческой работы.

Общая и конкретные цели управления таможенными ор­ганами определяются Таможенным кодексом Российской Фе­дерации и другими законодательными и правовыми норматив­ными документами Президента РФ, Правительства РФ и ГТК России.

Цель должна быть теоретически обоснованной, определен­ной, количественно измеримой, ясной, значимой и достижимой. Содержательной основой цели в определенной ситуации управ­ления должна быть цель более высокой ступени управления, т. е. цель более высокого уровня управления.

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнени­ем ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономи­ческих программ и планов. Главной целью управления в систе­ме таможенных органов, т. е. целью стратегического управле­ния, является обеспечение реализации экономической полити­ки РФ. В настоящее время это тот желаемый результат целесообразной деятельности таможенной службы, который должен быть достигнут в переходный период.

Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач, связанных с выполнением заданий таможенному органу как фискальному органу по форми­рованию доходов федерального бюджета; с повышением роли та­моженной службы как правоохранительного органа; с работой по упрочению интеграции таможенной службы России с таможенны­ми службами других государств; дальнейшим удовлетворением социальных запросов сотрудников таможенной службы.

В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов уп­равления. В таможенных органах наиболее часто применяется "управление по отклонениям", "программное управление" и "целевое управление".

Управление по отклонениям имеет место на всех уров­нях иерархии управления таможенными органами, так как стро­ится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.

Программное управление основано на тщательной разра­ботке заданной программы с расчленением ее по уровням системы управления с указанием последовательности ее выполнения.

Этот тип управления, наряду с вышеуказанным, является часто применяемым в управленческой деятельности таможен­ных органов.

Наиболее рельефно этот тип управления просматривается в решении фискально-контрольных задач по формированию до­ходной части федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений, создании и оборудовании сети авто­переходов через таможенную границу и др.

В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности.

Содержанием целевого управления является его исключи­тельно высокая аналитичность при определении проблемы уп­равления, предельно строгое и четкое формирование цели уп­равления; структуризация проблемы управления, построение "дерева целей"; строгое согласование дерева целей с "деревом задач", достаточно высокая корреляция между "деревом целей", "деревом задач" и организационной структурой управ­ления; каждое звено организационной структуры системы уп­равления должно объединяться с другими звеньями более высо­кого порядка.

В целевом управлении большую роль играет прогнозирова­ние.

В практике управления его типы применяются нередко в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является соче­тание программного и целевого типов управления, которое по­лучило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключитель­но важное значение.

Таким образом, из двух рассматриваемых компонентов сис­темы управления — структуры и процесса — более динамич­ным является процесс управления. Поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру процесс управления уже не уклады­вается, когда структура создает существенные помехи, стано­вится тормозом развития управления, а следовательно, и всей системы управления в целом.

В настоящее время в таможенной системе наблюдается со­вершенствование динамических характеристик управления, прежде всего — за счет внедрения АСУ и информационной технологии управления.

В заключение необходимо подчеркнуть, что совершенствуя те или иные характеристики процесса управления, необходимо постоянно учитывать взаимосвязи процесса и структуры систе­мы управления и находить моменты перестройки структуры. Поэтому в настоящее время в ходе модернизации таможенных органов значительное внимание уделяется совершенствованию процесса управления.

Организация процесса управления в системе тамо­женных органов — это всестороннее его упорядочение, оп­ределяющее четкость, последовательность и допустимые границы его осуществления.

Организация процесса управления включает установление:

· Необходимой последовательности выполнения различных его цик­лов, этапов, стадий и управленческих работ (операций).

· Вре­менных границ выполнения управленческих работ (операций) определенного вида и их группировку.

· Четкого поступления до­статочной и необходимой информации для нормального и свое­временного осуществления каждого этапа процесса управления и всех его управленческих работ.

· Порядка участия различных звеньев системы управления по этапам процесса управления.

· Процедур процесса управления как обязательных управленчес­ких работ (согласования, обсуждения, визирования, утвержде­ния, информирования и др.)

Любой процесс управления по своему содержанию состоит из циклов, этапов, стадий и фаз.

Под циклом управления понимается отрезок времени, необходимый для полной реализации всех общих функций управления {анализа и прогнозирования, планирования, ор­ганизации, регулирования, учета и контроля).

Для реализации циклов управления необходимо иметь нор­мативную базу, систему планирования, систему учетов, систе­мы оценки и стимулирования деятельности сотрудников, ин­формационное и кадровое обеспечение и др.

Цикл включает этапы, под которыми понимаются про­межутки времени, в течение которых в одном случае созда­ется система предстоящей деятельности, а в другом — осу­ществляется управление ходом ее функционирования.

Каждый этап содержит стадии. Под стадией следует пони­мать время, необходимое для полной реализации какой-либо одной общей функции управления. В соответствии с этим, стадии процесса управления называются стадией анализа и прогнозирования, стадией планирования, стадией организации, стадией регулирования, стадией учета и стадией контроля.

Каждая стадия состоит из различного количества фаз управ­ления, под которыми необходимо понимать время, требуемое для выполнения одной управленческой работы (операции).

Таким образом мы видим, что по своему содержанию процесс управления является достаточно сложным. Он идентичен для лю­бого вида управления любыми таможенными органами. Кроме того, он остается неизменным и применительно к любым условиям.

Результативность работы таможенных органов во многом зависит от качества решений, которые принимаются на всех уровнях управления.

Управленческое решение — это прежде всего мысли­тельно-волевой акт выбора субъектом управления того или иного варианта поведения системы управления.

В решении формулируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматривается мера их дозволен­ного поведения, определяется, какие ресурсы необходимы для реализации целей и задач. Управленческое решение, таким образом, содержит цель и программу деятельности управляемой системы управления. Вот почему именно от качества и свое­временности принятия управленческих решений в таможен­ных органах зависит прежде всего успех и неуспех управления ими.

Управленческие решения принято классифицировать по различным признакам. Однако определяющим моментом яв­ляются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в условиях определенности и неопре­деленности (риска). Условия определенности, как прави­ло, предопределяют принятие так называемых стандартных решений, условия неопределенности — нестандартных реше­ний.

Стандартными являются решения, с отклонениями ко­торых отработана структура самого решения и процедура его принятия. Обычно они ориентированы на изменение отдельных количественных параметров сложившейся ситуации, срок ис­полнения и расстановку исполнителей, а общая ее структура остается прежней. Подобные решения могут приниматься до­вольно быстро, без специальной подготовки (к примеру, прика­зы о приеме и увольнении кадров).

Что касается нестандартных решений, то они, как пра­вило, являются творческими. Несомненно, что в условиях неоп­ределенности, а значит и риска, нужда в таких решениях силь­но возрастает. Это сопряжено с необходимостью постоянно приноравливаться к изменяющейся таможенной обстановке и с маневрированием ресурсами под воздействием как внутренних, так и неконтролируемых внешних факторов.

Существуют и другие критерии классификации управлен­ческих решений:

· По важности и длительности действия решения делятся на стратегические, оперативные, тактические.

· По форме подготовки — на единоличные, групповые и коллективные решения.

· По содержанию — на решения административного, эко­номического и морального характера.

· По характеру реализации — на решения директивного и рекомендательного характера.

· По способу фиксации управленческого решения — на письменные или устные решения (распоряжения).

Возможны и другие основания для классификации управ­ленческих решений.

Решение — это директивный акт, организующий, направ­ляющий и стимулирующий совместные действия сотрудников для достижения поставленных целей. Отсюда — постоянно рас­тущие требования к их обоснованности, сбалансированности и действенности.

Такими требованиями являются:

1. Соответствие решения политическим и социально-эконо­мическим установкам государства. Данное требование обусловлено тем, что стратегические и тактические задачи таможенной службы вытекают из целей и задач, определяемых законодателем и правительством. Поэтому любые действия таможенных органов имеют всегда политичес­кий и социально-экономический характер, и принимать реше­ния об их осуществлении можно только с учетом политической и социально-экономической обстановки и их последствий. На политический и социально-экономический подход к вы­работке будущих действий и их политический анализ не долж­ны влиять никакие причины и мотивы. Непременное условие соблюдения данного требования — глубокое понимание сотруд­никами проблем таможенной политики.

2. Объективность решения означает учет в нем существую­щих в данный момент всех связей и отношений в борьбе с про­тивоправными действиями противника, а также закономернос­тей этой борьбы.

3. Оптимальность решения означает, что оно в целом должно соответствовать данной конкретной ситуации.

Любое решение ценно в том случае, если оно принято своевременно. Данное требование означает оперативность в принятии решения и диктуется необходимостью быстрого об­служивания подконтрольных лиц, вскрытия нарушения тамо­женных правил или их упреждения.

Быстрота принимаемых решений зависит от своевремен­ности поступления информации.

Своевременность решений в таможенной деятельности за­висит от устойчивых положительных морально-психологических качеств ее сотрудников. Растерянность в условиях дефицита времени, нерешительность в оценках ситуации приводят к мед­лительности, к откладыванию решения вопроса. Вместе с тем, не нужна и торопливость в принятии реше­ний. Это может привести к нарушению законности, другим не­гативным последствиям. Решения должны быть конкретными и гибкими. Конкретность — это четкая определенность содержания решения. Особенно важна четкость в определении задач, кото­рые ставятся перед исполнителями. Конкретность решения не исключает, а предполагает его гибкость, которая обеспечивается путем выработки принимае­мой линии поведения должностных лиц с представлением опре­деленного простора для самостоятельного реагирования на не­предвиденные обстоятельства, на любые неожиданности. Подготовка, принятие и реализация решений. Какого бы вида ни требовалось решение, желательно всю работу по его подготовке, принятию и реализации вести в опре­деленной последовательности, принципиальная целесообраз­ность которой выработана теорией и практикой управления.

Естественно, что логика конкретной работы руководителя таможенного органа по подготовке, принятию и реализации ре­шения может различаться в зависимости от специфики послед­него, уровня управления, характера задач и условии, в которых работает данный таможенный орган. Однако в обобщенном виде эта схема является действенной, поэтому отдельные блоки ее целесообразно рассмотреть более подробно.

При подготовке решения прежде всего необходимо вы­явить и проанализировать проблемную ситуацию. Вовремя выявить проблему — это значит на ранней стадии понять ос­новное противоречие между конкретной целью деятельности та­моженного органа и сложившимися условиями для ее реализа­ции. Материалы анализа позволяют объективно взвесить значи­мость возникшего противоречия, выявить его причины и, глав­ное, определить его вероятные конечные результаты. Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение кото­рых надо браться в первую очередь: производится их ранжиро­вание и выбор стратегического направления их решения, после чего формулируются цели.

Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руко­водителем таможенного органа на основе анализа разнообраз­ной информации, с которой ему приходится иметь дело, или за­даваться извне в результате:

· Получения решения вышестоящего уровня (приказ, ука­зание, распоряжение, план работы и т.д.), для исполнения ко­торого требуется применить частное, более конкретное реше­ние на своем уровне.

· Поступления от сотрудников (подразделений), а также из различных ведомств, учреждений и организаций, участников ВЭД и других частных лиц разнообразных вопросов (запросов), касающихся таможенного дела.

· Постановки нижестоящим уровням конкретных практи­ческих вопросов и проблем.

Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовле­творяющие заданным ограничениям — по срокам разрешения проблемной ситуации, по формам таможенного обслуживания, по материальным ресурсам, кадрам и др. Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимозаменяемых вариантов (альтерна­тив) при разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наи­более оптимальные пути в деятельности таможенных органов.

Наибольшее применение в таможенной практике находят эвристические приемы определения предпочтительных дейст­вий: декомпозиция проблемы, выдвижение параллельных задач, определение ключевых подзадач, соотнесение выдвинутых задач (подзадач) с силами и средствами, аналогия, использова­ние прогноза развития ситуации, определение и учет гипотез о возможных последствиях предполагаемых действий.

Выбор наилучшего варианта и принятие решения проводится на основе оценки по группе взаи­мосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией.

К числу наиболее очевидных критериев относятся: количе­ство необходимых сил и средств, уровень их подготовленности для данных действий, степень материальных затрат, лимитиро­ванный срок решения проблемы.

Сложнее выбирать предпочтительные действия, когда следу­ет принимать во внимание степень риска, т.е. учитывать соотне­сение предполагаемых отрицательных последствий с ожидаемым результатом. При оценке риска должны приниматься во внимание две переменные: характеристика самих последствий и вероят­ность их наступления.

Чтобы окончательно остановиться на одном варианте, не­обходимы волевые усилия, как бы стимулирующие и органи­зующие процесс формирования решения и имеющие особое значение на его конечной стадии.

Воля субъекта помогает побороть нерешительность и коле­бание в выборе одного из проектов решения и осуществить его принятие.

В процессе принятия решения уточняются детали выбран­ного проекта, определяются границы решений, желаемый уро­вень его гибкости, уточняется форма, после чего оно фиксиру­ется и приобретает силу управленческого решения, подлежаще­го исполнению.

Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преем­ственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел.

В таможенных органах распространено письменное санкци­онирование различных действий сотрудников, утверждение и подписание подготовленных или формализованных и произволь­но составленных документов, наложение резолюций на различ­ных материалах, а также устное доведение указаний, распоря­жений, заданий, поручений и др.

Таким образом, процесс принятия управленческих реше­ний — это деятельность всех уровней управления по достиже­нию целей управления. Будучи важнейшим компонентом систе­мы управления, процесс принятия управленческих решений яв­ляется циклическим и повторяющимся.

Организация процесса управления, как и любая другая ор­ганизация, предполагает распределение операций в пространст­ве и времени. На современном этапе совершенствования управ­ления роль организации управления неизмеримо возросла.

Управление в таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов Дегтярев В. Г. Принципы и методы организации процессов управления в таможенных органах - СПб., 2004..

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.

В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Общие принципы управления - это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Системность - ведущий принцип управления. Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.

Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации в таможенной системе, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов.

Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материальных, финансовых и трудовых затратах является сутью принципа оптимальности управления.

Оптимальность управления в таможенной системе обеспечивается различными методами и средствами.

Важное значение в таможенной системе имеют и находятся в различной степени реализации и другие общие принципы управления.

Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ.

К частным относятся принципы управления: законности, централизации в сочетании с разумной децентрализацией, непрерывности, оперативности, гибкости, ответственности, преемственности, нацеленности на конечный результат и др.

Управление в таможенной системе опирается и на группы таких частных принципов, как принципы организации и деятельности государственной службы; принципы подбора кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности и ряд других.

Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов.

К ним можно отнести принципы управления: единоначалия, конкретности, разделения труда, скалярный, иерархии, единства распорядительства и одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления и др.

Особо необходимо подчеркнуть значение принципа единоначалия Коган М.В., Молчанова О.В. Таможенное дело- М.: Издательство: Высшее образование, 2007.. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой - установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело.

В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника.

Это выражается в полноте и объеме властных полномочий, предоставляемых для решения поставленных задач перед данной структурой; наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав; в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников; в материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства; в наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.

О деятельности оперативных таможен рассказывают не часто. Решая важные, нередко сопряженные с риском для жизни задачи, они зачастую остаются в тени и не спешат говорить о своих достижениях. Ведь оперативные мероприятия не допускают утечки информации и публичности. Сотрудники оперативных таможен, как бойцы невидимого фронта, предпочитают выполнять свою работу тихо и незаметно. Главное для них – результат, направленный на защиту интересов государства и укрепление законности. 15-летие Центральной оперативной таможни – достойный повод приоткрыть завесу тайны вокруг одного из самых закрытых подразделений таможенных органов и рассказать о его истории и трудовых буднях.

Необходимость создания специализированного таможенного органа, занимающегося оперативно-розыскной деятельностью в сфере таможенного дела, продиктовало само время. Московский регион - перекресток самых разнообразных интересов бизнеса и участников внешнеэкономической деятельности, зона пересечения стратегически важных железнодорожных, автомобильных и авиационных направлений. Он оказался под пристальным вниманием преступных групп и недобросовестных участников ВЭД.

Рост таможенных преступлений наблюдался практически во всех направлениях внешнеэкономической деятельности. Причем большинство совершаемых нарушений закона являлись преднамеренными, заранее и тщательно спланированными. А потому особенно труднораскрываемыми. Противостоять этому могли только высококвалифицированные сотрудники, профессионалы оперативно-розыскной деятельности, подготовленные и нацеленные на результат.

На счету оперативников серьезные достижения и убедительные победы, в частности большое количество возвращенных церквям и музеям предметов, которые являются достоянием отечественной культуры, многие сотни пресеченных каналов контрабанды наркотиков и оружия, контрафактной продукции. В ходе успешно проведенных оперативниками операций пресечена деятельность сотен организованных преступных группировок, а государству возвращены огромные суммы неуплаченных таможенных платежей.

Анализ и прогнозирование таможенной оперативно-слу­жебной обстановки неразрывно связаны с изучением, познани­ем и предвидением развития совокупности условий на том или ином участке таможенной деятельности и определением их влияния на результаты таможенного дела, а также в целях при­нятия обоснованных решений и составления планов.

Под таможенной оперативно-служебной обстановкой понимается совокупность взаимосвязанных элементов с на­ходящимися в диалектическом развитии экономическими, политическими, социальными, правовыми, региональными и другими условиями (факторами), существенно влияющими на таможенную деятельность.

Основными элементами таможенной оперативно-служеб­ной обстановки являются:

· Обслуживаемые участники внешнеэкономической дея­тельности (ВЭД) — российские и иностранные физические и юридические лица, виды, объемы и направления товарных пото­ков в зоне деятельности таможенного органа, распределение их по времени, месту, видам транспорта.

· Наличие участников ВЭД, злостно нарушающих тамо­женное законодательство и их пособников; контрабандистов и их пособников; около таможенных криминальных структур и их пособников, пытающихся осуществить отрицательное воздейст­вие на таможенные органы; сведения об их устремлениях, пла­нах, замыслах, времени, месте, стратегии и тактике осущест­вления преступлений и нарушений таможенных правил.

· Силы и средства таможенных органов и их возможности по выполнению возложенных на них функций и задач.

· Общегосударственные меры обеспечения экономической безопасности и защиты экономических интересов РФ.

· Наличие в зоне деятельности таможенных органов дру­гих правоохранительных органов, ведомств и организаций по борьбе с контрабандой и таможенными правонарушениями, воз­можности использования их для решения задач таможенных органов.

· Среда, в которой осуществляется таможенная деятель­ность.

Для выполнения своих функций имеет право:

1) производить при проведении оперативно-розыскных мероприятий изъятие предметов, материалов, сообщений и документов, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью должностному лицу или иному лицу, а также угрозы экономической безопасности Российской Федерации в пределах компетенции Управления;

2) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие таможенным органам в лице Управления на конфиденциальной основе;

3) использовать в ходе осуществления служебной деятельности выделенный Управлению служебный автотранспорт, а также в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан, оказывающих содействие таможенным органам в лице Управления на конфиденциальной основе;

5) запрашивать и получать от структурных подразделений центрального аппарата ФТС России и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, федеральных органов исполнительной власти, а также контролирующих органов, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовой формы, документы и информационные материалы, необходимые для вьшолнения возложенных на Управление функций, а также направлять в адрес указанных подразделений и органов запросы для проверки лиц и организаций по оперативным и иным учетам;

6) проводить при наличии оснований в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, проверку документов должностных лиц таможенных органов и граждан, осмотр служебных помещений, рабочих мест и транспортных средств;

7) контролировать проведение мероприятий по оборудованию служебных зданий, помещений, транспорта, используемых информационных сетей системами охранной сигнализации и иными специальными средствами защиты в соответствии с существующими требованиями по их сертифицированию и лицензированию;

8) направлять в установленном порядке международные запросы, относящиеся к компетенции Управления;

9) вносить на рассмотрение заместителя руководителя ФТС России, курирующего оперативно-розыскную работу таможенных органов, предложения по вопросам деятельности Управления;

10) взаимодействовать в пределах своей компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, контролирующими органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также гражданами;

12) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов федеральных органов исполнительной власти, научных и иных организаций, а также экспертов для решения вопросов, относящихся к компетенции Управления;

13) осуществлять проверочные мероприятия подразделений по противодействию коррупции таможенных органов в соответствии с планом, утвержденным заместителем руководителя ФТС России, курирующим оперативно-розыскную работу таможенных органов, а также по его отдельным поручениям; выносить заключения и информировать заместителя руководителя ФТС России, курирующего оперативно-розыскную работу таможенных органов, по результатам таких проверок;

14) инициировать и принимать участие в проведении служебных проверок в отношении должностных лиц таможенных органов по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

15) осуществлять опрос граждан и должностных лиц таможенных органов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

16) пользоваться в установленном порядке ведомственными информационными системами и создавать собственные базы данных для осуществления Управлением своих функций;

17) участвовать в работе совещательных и экспертных органов в рамках компетенции Управления;

18) участвовать в работе комиссий по организации и проведению конкурсов и заключению государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ;

19) осуществлять контроль за организацией профессионального обучения должностных лиц подразделений по противодействию коррупции; принимать участие в подготовке и согласовании учебных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.