Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корпорации как ведущая форма бизнеса в современном мире

Корпорация - главная организационно-правовая форма современного бизнеса. Из примерно 60 млн. фирм, зарегистрированных в мире, лишь 10% - корпорации, однако они производят более половины мирового ВВП. Доля корпораций в российском ВВП еще выше, т.к. малый и средний бизнес развит недостаточно. Экономическое господство корпораций обеспечивается указанными ранее преимуществами корпоративной формы бизнеса, и, прежде всего, её обезличенностью, неперсонифицированностью.

Корпорации - это почти в чистом виде юридические (обезличенные, неперсонифицированные) лица, ответственность которых перед кредиторами не совпадает с общей ответственностью учредителей. Владельцы корпорации несут ответственность только в пределах своих вкладов в уставный капитал организации. Это является важнейшей предпосылкой и условием свободного и практически неограниченного привлечения капиталов.

Корпорации могут свободно привлекать капитал двумя путями: во-первых, путем бесконечного увеличения уставного капитала (на основе привлечения новых участников, акционеров), во-вторых, через активное использование заемных средств (банковский кредит, облигационные и вексельные займы, средства органов власти, различных фондов).

Корпоративный бизнес характеризуется высокой ликвидностью. Доли в уставном капитале, или акции могут быть на определенных условиях свободно переданы (проданы) совершенно посторонним лицам. Цена же долей уставного капитала, или акций, корпорации является важнейшим экономическим индикатором эффективности ее функционирования. Подобное положение привлекает в состав акционеров наиболее активных и заинтересованных в успешной деятельности корпорации лиц.

Корпорации выполняют роль «вечного двигателя» бизнеса. Смена собственников корпорации не имеет трагических последствий для неё. Поэтому организации корпоративного типа могут «жить вечно», сохраняя свою целостность и эффективность. Корпоративная форма организаций снимает преграды масштабам и темпам их экономического развития, позволяет в полном объеме использовать не только эффект от масштаба, но и потенциал разнообразных организационных структур.

Наиболее характерными организационно-правовыми формами корпораций являются:

· общества с ограниченной ответственностью и

· акционерные (закрытые и открытые) общества.

Первой и наиболее несовершенной организационной формой корпораций является общество с ограниченной ответственностью. Оно логически вырастает из партнерства и в определенной степени сохраняет его закрытость. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли, принадлежащие участникам общества. Любой участник ООО вправе продать или уступить иным образом свою долю ограниченному кругу лиц, однако в строго определенной последовательности: сначала другим участникам общества, самому обществу и лишь потом третьим лицам. Как видим, при реализации права собственности участника ООО имеет место сужение экономических границ выбора, ибо процесс передачи (продажи) доли подчиняется не принципу максимизации выручки (капитализации собственности), а логике развития организации.

Высшей формой организационного развития корпорации выступает акционерное общество. Уставный капитал акционерного общества, разделенный на известное количество акций, не только определяет минимальный размер используемых обществом ресурсов и обеспечивает исходную базу будущей коммерческой деятельности. Его важнейшая характеристика - структура, определяющая долю каждого акционера в капитале, а тем самым в доходах и правах по управлению акционерным обществом. Поэтому структура акционерного капитала выступает фактором эффективности функционирования акционерного общества и управления им. Современное законодательство определяет два типа акционерных обществ - закрытое и открытое. По экономическому содержанию эти организационные формы различаются весьма существенно.

Закрытое акционерное общество, по существу, более развитый вариант общества с ограниченной ответственностью; уже само название подчеркивает невозможность свободного (экономически обусловленного) движения собственности, контроля и управления.

Открытое акционерное общество представляет собой организацию, которая обеспечивает максимально возможную экономическую свободу участников, приоритет их интересов, отсутствие ограничений на распоряжение собственностью, адекватные механизмы контроля и управления.

Закрытое акционерное общество распределяет акции среди определенного круга лиц и не вправе проводить открытую подписку и выставлять их на продажу неограниченному числу покупателей. Структура акционерного капитала таких обществ однообразна и узко ориентирована: достаточно ограниченное число субъектов создают «под себя» хозяйственную организацию, подчиняя ее своим экономическим интересам. Такое организационное оформление не только гарантирует учредителям постоянство характера отношений собственности, контроля и управления организацией, но и сохраняет в значительной степени условия информационной закрытости общества.

Открытое акционерное общество - наиболее зрелая форма организации совместной экономической деятельности. Участники ОАО могут самостоятельно, без оглядки на других акционеров, отчуждать принадлежащие им акции, а общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу среди неограниченного круга лиц. Механизм реализации интересов акционеров и функционирования таких организаций вобрал в себя лучшие рыночные черты предшествующих организационных форм (экономическая самостоятельность участников, их ограниченная ответственность, право участвовать в контроле и управлении).

Понятие «корпорация» наиболее чётко закреплено нормами англо-американского права, хотя корпоративное право США довольно специфично по сравнению с аналогичным законодательством других стран. Само понятие корпорации уникально для США уже тем, что оно охватывает самый широкий круг организаций. Американские корпорации можно разделить на четыре группы - публичные (public), полупубличные (quasi-public), предпринимательские (private, business or profit-making) и непредпринимательские (non-profit). К публичным корпорациям относятся государственные и муниципальные органы (города, округа). Полупубличными считаются корпорации, служащие общим нуждам населения (корпорации в области снабжения населения газом, водой, электричеством). Частные (предпринимательские) корпорации создаются с целью получения прибыли. Непредпринимательские корпорации не преследуют целей получения прибыли (религиозные организации, школы, благотворительные фонды).

Деятельность предпринимательских и непредпринимательских корпораций регулируется раздельно. Особому правовому регулированию подлежат корпорации в сфере банковской деятельности и некоторые другие виды корпораций.

В романо-германской правовой системе понятие «корпорация» также присутствует, однако не играет определяющей роли. В соответствии с законодательством Германии корпорация является юридическим лицом, в котором держателем прав и обязательств является не отдельный акционер, а сама компания непосредственно. При этом сама компания заключает контракты, обладает активами, и должна платить налоги. Ответственность ограничена деловыми активами корпорации, включая акционерный капитал. Для создания требуется минимальный акционерный капитал, а так же достаточно объемная бухгалтерия. Основными организационными формами корпораций в Германии являются:

· GmbH (Gesellschaft mit beschrankter Haftung) – общество с ограниченной ответственностью

· AG (Aktiengesellschaft) – акционерное общество

· KGaA (Kommanditgesellschaft auf Aktien) - Акционерно-коммандитное товарищество

Немецкая компания с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschrankter Haftung, или GmbH) является самой популярной правовой формой для корпораций. Эта форма корпораций комбинирует высокую гибкость с относительно немногими обязательствами. Кроме того, процедура формирования GmbH довольно несложна. GmbH создается учредителями, которые подписывают учредительные документы и устав общества в присутствии нотариуса. Палаты промышленности и торговли предлагают типовые дела. Чтобы быть действительным, GmbH должно быть введено в коммерческий реестр. Все управляющие директора должны подписать коммерческое заявление реестра лично перед нотариусом. Нотариус удостоверяет подписи, сообщает управляющим директорам об их обязанностях, и регистрирует заявление. После регистрации в коммерческом реестре, GmbH становится юридическим лицом и приобретает полную юридическую легальность. Кроме того, GmbH должно быть зарегистрировано в местном торговом представительстве. Для основания GmbH, требуется минимальный акционерный капитал в 25 000 ЕВРО (это может быть вложение любого рода). Во время регистрации, однако, достаточно половины минимального капитала, то есть подтвержденные 12 500 ЕВРО. Если у GmbH есть только единственный акционер, этот акционер должен обеспечить гарантии для любого неоплаченного минимального акционерного капитала.

Предполагаемые общие затраты для формирования стандартного GmbH составляют приблизительно от 750 ЕВРО до 1 000 ЕВРО, плюс плата за юридические консультации, если был нанят адвокат, чтобы составить устав акционерного общества. В идеале, период времени, требуемый для формирования GmbH, составляет 2 - 3 недели.

Семь шагов создания GmbH:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Единоличный бизнес и его особенности в России | Регистрация офиса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.