КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ № 2
ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ
ЖАНРЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основные особенности литературы первого периода. 2. Кельтский эпос: «Сказание о Кухулине». Англосаксонский эпос: «Беовульф». Влияние христианства на литературу первого периода. 3. Героический эпос. Общие черты героического эпоса периода зрелого феодализма. Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах» и ее фольклорные источники. 4. Рыцарский роман. Формирование жанра и его специфика. Классификация романов по циклам. 5.Собственно артуровские романы.
1. Эпическая поэзия содержит наряду с германскими огромное количество древних черт. Эпические памятники первого периода – кельтские сказания (цикл о Кухулине, о Финне), англо-саксонская поэма «Беовульф», «Ст. и Мл. Эдды», исландские саги, несколько немецких героических песен. Особенности: 1. Они сохранились исключительно в письменном варианте, однако, некоторое время бытовали в устной форме и обрабатывались полупрофессиональными сказителями. 2. Этот эпос – ранний письменный. Время записи: 11-13 вв. 3. Эпос представляет творчество исключительно северных народов. Причина этого – удаленность от Рима, соответственно поздняя христианизация. Эпосы успели развиться прежде, чем христианская культура начала насаждать другие сюжеты и образы. Духовенство в северных странах не так преследовало народное творчество, как в южных. 4. В эпосе сильна связь с традициями доклассового общества, хотя сам эпос создается в эпоху классовых отношений, поэтому иногда исторические события трактуются как родовые распри. 5. Сильная насыщенность мифологией и сказочной фантастикой. 6. Время действий – «эпоха великого переселения» (4, 5, 6 вв.). 7. Это прозаические сказания, циклизирующиеся вокруг одного героя. 8. На этом этапе своего развития эпос стоит гораздо ближе к фольклору, чем к литературе.
2. Кельтский эпос. Сказание о Кухулине. Кельты – древние ирландцы. В 3-4 в. н.э. населяли огромную территорию. В 5-6 вв. заселялись на территорию Англии, Шотландии и Уэльса. Здесь скандинавская древняя культура с центром в Ирландии. Саги создавались в 5-8 вв., записывались в 7-8 вв. В Ирландии сохранились родоплеменные отношения до 16 в. В 5 в. происходит христианизация (Св. Патрик), но местное духовенство сохраняло старину и местные предания. Ирландский эпос сохранил в себе и героические черты и архаические. В то время большое влияние в обществе имели жрецы – друиды. Они сохранили эпос, были фигурами очень почитаемыми (король Конхобар, сын друида). Были другие сказители, которые сохранили боевые песни и являлись хранителями саг. Барды – писали любовные и застольные песни (лирика). Группы: Мифический эпос – сказания о войне богов. Именно этот эпос лег в основу сказания о Святом Граале. Собственно героические сказания – саги о Кухулине. Сказочно-фантастические саги. Сага – совмещает в себе прозу и стихи, которые исполняется в момент наивысшего напряжения или ими высказываются герои. Объем саги невелик, т.к. саги рассказывались, и она должна быть рассказана за один вечер. Сказание о Кухулине хорошо сохранилось. Центральный сюжет – сага о похищении быка из Куальнгé. Есть второе королевство – ΄Улад, в котором правит король Конхобр, и другое, которое находится за рекой, где правит женщина – королева Медб. Она состязается в богатстве с королем Конхоброй. Медб похищает у Конхобра быка, начинается война, где сражается Кухулин, который защищает свое племя. Он умеет превращаться в пса (когда-то случайно убил собаку кузнеца и должен был несколько лет проработать собакой у кузнеца). У Кухулина 7 пальцев на руке, в момент ярости в глазах появляется по 7 зрачков. Это смесь человека и демона. В сагах о Кухулине много героических черт. Он сын бога света и сестры короля Конхобра. Кухулин сватается к девушке, которая живет в королевстве королевы Медб. Погибает в результате нарушения табу. Гейс – зарок, в результате нарушения которого человек погибает[1]. У Кухулина это – не есть мясо собак, не бросать копье древком вперед, выполнять любую волю женщины. Королева Медб посылает на похищение быка своего лучшего воина Фердиада. В Это время в королевстве ΄Улад поражены все страшной болезнью. Кухулин выходит один на поединок с Фердиадом. Но они побратимы. Но Кухулин убивает Фердиада, а потом долго оплакивает его – трагедия столкновения родовой и личной морали. Впервые появилось в сагах о Тристане и Изольде. Кухулин – воин-алхимик, овладевший искусством внутреннего преобразования, он мог изменять свой внешний вид, придавать мощь не только движениям рук и ног, но и волос. Все свои знания он приобрел от женщин. И все события в его жизни так или иначе были связаны с женщинами. Английская эпическая поэма «Беовульф» (8-9вв.). Герой Беовульф резко отличается от героев «Ст. Эдды» и от Кухулина. Он не представитель рода, а призван избавить человечество от чудовищ. Явственно влияние христианства. «Беовульф» писался в той среде, куда проникли христианские идеалы, но еще были сильны эпические жанры. Главное чудовище, с которым борется Беовульф – Грендель. Это не просто борьба с чудовищем, а еще и борьба с язычеством, т.е. появляется второй план, которого раньше в эпосе не было. В образе Беовульфа исследователи видят образ Георгия Победоносца. «Беовульф» ближе к литературе, чем к фольклору. В нем мало разночтений. Написан в стихах – это тоже черта литературы.
3. Героический эпос. Общие черты героического эпоса периода зрелого феодализма. Героический эпос западной Европы (уст. форма) был записан в 11-13 вв., вскоре после своего рождения. Изначально певцы свободно импровизировали, но потом это заменяется на речитатив (рецитация по рукописи). Это отражается на форме эпоса. Форма гораздо более четкая (строфика, рифма, разбивка на главы). Героический эпос – форма перехода от фольклора к литературе. Особенность – сочетание книжной и фольклорной традиций. Носители – во Франции – жонглёры, в Испании – хуглары, в Германии – шпильманы. Это уже и авторы. Ориентируясь на состав аудитории, они привносят в текст изменения. Героический эпос отразил важные героические процессы: этническое и государственное объединение Франции, Испании, Германии; складывание синьориально-вассальных отношений. Это обуславливает выбор тем (прежде всего защита права и веры, тема защиты родины). Тема феодальной верности имеет смысл только в объединении с темой защиты родины. Важно коллективное: идеологическая тема верности королю как главе государства становится темой верности народа коллективным интересам. Тема феодальных распрей обычно осуждается (т.к. складывается государство). Расширяется тематика. Исчезают сказочно-мифические сюжеты. Усиливается значение христианских мотивов. Племенные интересы вытесняются национальными, потому появляются образы иноземных захватчиков. Характерная фигура – эпический король, у которого сложные отношения с эпическим героем. Часто король несправедлив к эпическому герою – носителю народных идеалов. Обличение придворной среды и неверных вассалов. «Песнь о Нибелунгах» (около 1200 г.). Светская литература появляется в Германии в 10 в. Влияние рыцарского кодекса и рыцарской литературы. Возникновение героического эпоса и развитие рыцарской литературы. Рыцарская литература оказывает огромное влияние. Эпос процветает на востоке, в Австрии, Болгарии. Сказания перерабатывались в книжный эпос. В рыцарской литературе изображался феодальный быт, система вассально-синьориальных отношений, которые эпос не изображает. Культ прекрасной дамы (любовь Зигфрида), много описаний рыцарских турниров (в эпосе – поединки). «Песнь о Нибелунгах» состоит из 39 глав. Есть легенда, что автором был Генрих фон Офтердинген. Это два эпических сказания: о богатырше Брюнхильде и сватовстве Гунтера, о гибели Зигфрида, о Дитрихе Бернском, о гибели Бургундского королевства. Сходство «Песни о Нибелунгах» с сюжетом саги о Вельсунгах и Гьюкунгах. Основные персонажи одни и те же: сватовство Зигфрида за своего друга, ссора королев, убийство Зигфрида (Сигурда). Но в «Песне о Нибелунгах» Крюнхильда мстит братьям за смерть мужа, а в саге – героиня мстит мужу за братьев. В «Песне о Нибелунгах» семейные и вассальные ценности, месть не только за мужа, но и за сеньора. В саге – родоплеменные отношения, соответственно в этом отличие. Подлинные герои – идеальные вассалы – Крюнхильда и Хагин фон Тронье (слуга Гунтера). Для Хагина честь господина важнее, чем его жизнь, т.о. Хагин – героический злодей. Героическое неотличимо от демонического. Судьбы героев зависят от них самих, а не от рока. Эпическая масштабность: ссора двух женщин повлекла за собой гибель целого королевства.
4. В 9 веке в Провансе возникла рыцарская литература. К 9 веку в Европе заканчивается формирование основных классов феодализма. Деление общества на 3 класса находят свое отражение в разделении литературных направлений: куртуазная литература (рыцарская); клерикальная; городская.
Выделяются две тенденции: направление к светскости (секуляризация) и христианско-религиозная тенденция. Светская литература отвоевывает все новые области: лирика, сатира, роман. Но религиозное мировоззрение присутствует в литературе (культ Богоматери). 12 век – переломный век средневекового гуманизма. Проявляется усиленное внимание к человеку. Открываются университеты. Церковь теряет монополию на издательство книг. Эстетизация бытовой жизни, отношений между людьми, особенно в среде рыцарей. Во Франции возникает понятие куртуазия. Куртуазия – идеализированная форма вассально-сюзеренских отношений. Рыцарь должен быть щедр, вежлив, должен уметь поддерживать светскую беседу, хорошо одеваться, ставить честь выше жизни, и должен быть обязательно возвышенно влюблен. Все эти требования никогда в жизни не выполнялись. Куртуазный кодекс нужен для того, чтобы рыцари осознавали себя как единый класс. Но этот кодекс резко противоречил христианским ценностям (важно для рыцаря, т.к. есть конфликт).
Жанр рыцарского романа имеет огромное влияние в истории литературы. Рыцарский роман развивался в 12-13 вв. и это означает, что впервые литературное произведение становится художественной литературой. Все подвиги Кухулина или Роланда рассказывались как реальность. Т.о. и героический и архаический эпос были хрониками, а не произведениями художественной литературы. Одна из главных характеристик произведений художественной литературы – установка на вымысел. Такая установка на вымысел появляется впервые в рыцарском романе. Роман родился из сказки и эпоса (Милетинский). Рыцарский роман отражал частную жизнь, личные судьбы и переживания. Герой – частный человек. Отличие от сказки: сказка не изображает личных переживаний. Сюжеты похожи: герои добиваются любви и борются за нее. Чувства героя рыцарского романа – одна из главных составляющих романа. Разработка взаимоотношений человека и мира. Куртуазный роман развивается в 12 в. на севере Франции, юге Англии. Английская и французская культуры были тесно связаны и т.о. взаимодействовали романская, германская и кельтская традиции. В 13 веке рыцарский роман появился в Германии. Циклы романов по тематике и героям: У каждого цикла своя проблематика. I. Цикл античных романов. Источники – античная литература. Т.к. рыцарский роман отталкивается от национального прошлого, то в процессе этого отталкивания он обращается к чужому прошлому. Используются тексты «Илиады» и античные псевдоисторические хроники типа «Жизнеописания Александра Македонского». II. Бретонский (артуровский или цикл круглого стола). Источник – кельтский фольклор. Это разные песни о короле Артуре, сказка, сказание, в т.ч. о Св. Граале. Изначально это был некий предмет, который может исцелять человека, в результате христианского влияния Св. Грааль – чаша, где собрана кровь Христа после его казни, или это та самая чаша, из которой пили на Тайной Вечери. Предшественник рыцарского романа – хроника 1136 г. «История королей Британии». Там уже есть история короля Артура. Появляются образы волшебника Мерлина. В королевстве Артура были свои города и замки – Камелот, Карлеон, Тинтажель, свои зачарованные леса – Моруа, Броселианд, не имевшие ничего общего с реальными географическими пунктами на карте средневековой Европы. III. Византийский цикл. Видны признаки разложения жанра. Считается, что на него повлияли эллинистический роман и арабские источники. «Флуар и Бланшефлор» (ок. 1175), песня-сказка «Окассен и Николлет». Не только рыцарь, но и его возлюбленная отказывается от всего во имя любви. Сюжет напоминает эллинистический: вместе с детства, разлука и испытания, а затем воссоединение. Специфическая черта – неравенство влюбленных, социальное или религиозное. Практически нет подвигов, герои странно реагируют на мир, так как их единственная цель – любовь. Комбинация стихов и прозы. VI. Бритонский цикл объединяет романы, сюжетно связанные с королем Артуром и с его окружением. Двор короля Артура – международный центр всемирного рыцарства. Здесь нет вассальных отношений. Подциклы: А) короткие поэтические повести, посвященные любовной тематике (лэ), например, маленькая лирическая повести («Жимолость», «Ланваль», «Ионек») англо-нормандскай поэтессы второй половины 12 века Марии Французской. Б) романы о «Тристане и Изольде» (Беруль, Тома, Готфрид Страсбургский). В) собственно артуровские романы. Большинство Романо создано Кретьеном де труа. Внутри артуровского цикла романы о Св. Граале, некоторые из них Кретьена де Труа. «Персиваль» и «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха. Романы о «Тристане и Изольде». Сюжет отражает чувство любви, которые изображаются трагической стихией и превращает эпического героя в индивидуального человека. 2 части. В 1-й части Тристан совершает подвиги. Во 2-й части любовь обнажает пропасть между личностью и социальными порядками. Любовь гибельна и приписывается трагической случайности. Король Марк не изображается злодеем, когда препятствует любви Тристана и Изольды. Любовь приводит к конфликту с окружающим миром и с социальным порядком. Герой эпоса (Тристан в 1-й части) никогда не конфликтует с окружающим миром, а герой романа конфликтует всегда. Тристан и Изольда всегда Були и будут любовниками, так как их действия подчинены року. Почти в каждой версии романа есть сцена Божьего суда. Много архаичных мотивов: сватовство за родственников, образ мудрой девы, мотив инициации (посвящения во взрослые). Так как любовь Тристана и Изольды несовместима с социальным миром, единственный выход – смерть. В мифологии часть встречается мотив одновременной смерти влюбленных. Но в фольклоре нет в смерти никакого трагизма. И деревья, которые вырастают на могилах, перекрещивающиеся ветвями – символ победы жизни над смертью. Куртуазные мотивы – мотив поклонения Тристана статуе Изольды.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |