Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии и этапы разработки программ




УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Занятие № 4. Процесс производства программных продуктов.

Тема № 1. Методологические основы проектирования программ.

Технологии программирования

По учебной дисциплине

ЛЕКЦИЯ

 

 

 

 

Обсуждено на заседании кафедры

"___" _________ 2012 г.

Протокол № ___


1. Изучить стадии и этапы разработки программ.

2. Изучить жизненный цикл программной разработки и его модели.

3. Изучить архитектура программных систем.

4. Привитие студентам уважения к изучаемой дисциплине и навыков по ТП.

Время: 2 часа. Место: Аудитория.

 

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

Литература:

Гагарина Л.Г., Кокорева Е.В., Виснадул Б.Д. Технология разработки программного обеспечения.- М., ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

Камаев В.А., Костерин В.В. Технологии программирования. Учебник. М., «Высшая школа», 2006.

Наглядные пособия: дидактический материал (слайды).

Технические средства обучения: проектор.

 

 

 

 

I. Введение   мин.
II. Учебные вопросы    
  1. Стадии и этапы разработки программ   мин.
  2. Жизненный цикл программной разработки и его модели   мин.
  3. Архитектура программных систем   мин.
III. Заключение   мин.

ВВЕДЕНИЕ

 

Проверить наличие студентов и их готовность к занятию.

Объявить студентам о том, что они продолжают изучение темы «Методологические основы проектирования программ», играющей важнейшую роль в понимании основ технологий программирования.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗЛОЖЕНИЮ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ

 

При изложении первого вопроса рассмотреть стадии и этапы разработки программ. Изложение учебного материала проводится с элементами диалогового метода, при этом студентам задается следующий вопрос: ´ Что такое стадия проекта?

При изложении второго вопроса рассмотреть жизненный цикл программной разработки и его модели. Изложение учебного материала проводится с элементами диалогового метода, при этом студентам задается следующий вопрос: ´ Что такое жизненный цикл ПО?

При изложении третьего вопроса рассмотреть архитектуру программных систем. Изложение учебного материала проводится с элементами диалогового метода, при этом студентам задается следующий вопрос: ´ Что такое СОМ — Component Object Model?


 

 

ГОСТ 19.102—77 регламентирует стадии и этапы программных разработок в течение всего жизненного цикла. Данный стандарт сформировался на основе анализа удачных и неудачных программ­ных разработок и содержит основные рекомендации по проведе­нию новых разработок. Стандарт уже пережил несколько техноло­гий программирования. При этом, практически не изменяясь, он не являлся тормозом прогресса. Помимо наименований стадий и этапов проектирования ГОСТ 19.102—77 фактически содержит описание аналитико-синтетического эвроритма (алгоритма дейст­вий проектировщика с использованием методов анализа и синтеза) по временным этапам проекта.

Стадия проекта — одна из частей процесса создания программы, установленная нормативными документами и заканчивающаяся вы­пуском проектной документации, содержащей описание полной, в рамках заданных требований, модели программы на заданном для данной стадии уровне, или изготовлением программ. По достиже­нии окончания стадии заказчик имеет возможность рассмотреть со­стояние проекта и принять решение по дальнейшему продолжению проектных работ. Например, заказчик может принять решение о продолжении работ по одному из согласованных вариантов.

Этап проекта — обычно часть стадии проекта, выделенная по сооб­ражениям единства характера работ и (или) завершающего результата или специализации исполнителей. Иногда выделяют этапы (фазы), ко­торые охватывают несколько стадий. Например, этап проектирования программы включает стадии ЭП и ТП. Описания этапов регламенти­руют порядок выполнения отдельных видов работ для достижения ста­дии. Одни и те же виды работ могут продолжаться ряд этапов.

Стадии и этапы разработки программ по ГОСТ 19.102—77 даны в приложении 1 [2].

Программный документ «Техническое задание» (ТЗ) помимо основных требований к программному изделию содержит проект порядка взаимодействия заказчика и исполнителя по окончании конкретных этапов, т. е. перечень необходимых стадий и этапов и требований к их выполнению. ТЗ может сразу не устанавливать всех требований, которые могут быть уточнены и согласованы с за­казчиком на последующих стадиях. Однако сама возможность из­менения требований должна закладываться в ТЗ. В ТЗ определяет­ся стратегия выполнения проекта.

«Эскизный проект» (ЭП), как правило, необходим для разра­ботки нескольких альтернативных вариантов реализации будущего изделия и уточнения требований на основе их анализа. Степень проработки при этом должна быть достаточной лишь для достиже­ния возможности сравнения вариантов.

«Технический проект» (ТП) выполняется для получения одно­значного описания конечного (оптимального) варианта построения программного изделия и порядка его реализации.

«Рабочий проект» (РП) необходим для реализации изделия в соответствии с ранее намеченным планом.

Стадия «Внедрение» необходима для размножения программ­ной документации в нужном количестве, обучения пользователей, помощи в освоении программы, сопровождения программы.

Научно-исследовательская работа (НИР) может быть самостоя­тельным этапом. НИР в основном проводится для выявления по­следних научных достижений с целью их использования в проекте, проверки реализуемости изделия и уточнения отдельных его харак­теристик.

В соответствии с ГОСТ 19.102—77 допускается исключать ста­дию ЭП, а в технически обоснованных случаях — стадии ЭП и ТП. Допускается объединять, исключать этапы работ и (или) их содер­жание, а также вводить другие этапы работ по согласованию с заказ­чиком. Это позволяет разумно построить проект конкретной разра­ботки (ход проекта также является объектом проектирования).

Пример 1. Разработка наукоемкой подпрограммы может вестись по следующим стадиям:

• ТЗ (ТЗ основное плюс ТЗ на отдельную НИР);

• ожидание результатов НИР, выполняемой в другой организации специалистами-математиками (срок от месяца до нескольких лет);

• РП (около месяца);

• внедрение.

Пример 2. Требуется разработать программное изделие средней или большой сложности. При средней сложности изделия необхо­димо проведение ТП, а при большой сложности — и ЭП, и ТП. В отличие от примера 1 в данном случае ТЗ может не содержать за­конченных требований.

Пример 3. Требуется создать программные средства, автомати­зирующие отдельные виды работ. Разработка такого проекта может проводиться по следующим стадиям:

• ТЗ;

• ЭП с НИР по исследованию существующих программных средств, автоматизирующих выполнение отдельных видов работ;

• РП по разработке только документации без реализации ка­ких-либо программ, если НИР показала, что можно обойтись толь­ко существующими программными средствами;

• внедрение.

Пример 4. Разработка таких информационных систем, как САПР или АСУ должна осуществляться в соответствии с соответ­ствующими стандартами. ТП САПР или АСУ может содержать тех­нические задания на разработку отдельных программных изделий. Как правило, такие ТЗ очень конкретны. На этапе РП САПР или АСУ сначала ведется контроль над разработкой программных изде­лий по всем необходимым для этого стадиям разработки программ­ных изделий, затем проводится совместная проверка всех разрабо­танных программ.

 

Обычно основанием для заключения договора между заказчи­ком и исполнителем служит гарантийное письмо заказчика. На ос­новании гарантийного письма составляется договор. Обязательным приложением к договору является ТЗ.

Некоторые отечественные и зарубежные источники предлагают выделять следующие этапы:

· анализ требований, предъявляемых к системе (системный анализ). (Обычно проводится на основе первичного исследования потоков информации при традиционном проведении работ с фик­сацией видов этих работ и их последовательности.);

· определение целей, достигаемых разрабатываемыми про­граммами;

· выявление аналогов, обеспечивающих достижение подоб­ных целей, их достоинств и недостатков;

· постановка задачи на разработку новых программ, определе­ние внешних спецификаций (т. е. описаний входной и выходной информации, а иногда и их форм) и способов (алгоритмов, мето­дов) обработки информации;

· оценка достижения целей разработки (Далее, при необходимо­сти, этапы 1—5 могут быть итеративно повторены до достижения удовлетворительного облика изделия с описанием выполняемых им функций и некоторой ясностью реализации его функционирования.);

· рассмотрение возможных вариантов структурного построе­ния программного изделия: или в виде нескольких программ, или нескольких частей одной программы; результатом этой работы яв­ляются варианты архитектуры программной системы и (или) тре­бования к структуре отдельных программных компонент; организа­ция файлов для межпрограммного обмена данными;

· разработка окончательного варианта архитектуры системы и разработка окончательной структуры программных компонент;

· составление и проверка спецификаций модулей;

· составление описаний логики модулей;

· составление окончательного плана реализации программ;

· кодирование и тестирование отдельных модулей и совокуп­ности готовых модулей до получения готовой программы;

· комплексное тестирование;

· разработка эксплуатационной документации на программу;

· проведение приемо-сдаточных и других испытаний;

· корректировка программ по результатам испытаний;

· окончательная сдача программного изделия заказчику;

· тиражирование программного изделия;

· сопровождение программы.

 

Современные технологии проектирования программного обес­печения (ПО) направлены на частичную автоматизацию этапов и на совмещение их во времени с целью сокращения сроков выпол­нения проектов.

В литературных источниках применяются наименования эта­пов, которые охватывают ряд приведенных этапов и по времени охватывают даже несколько стадий. Например, этап разработки программы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.